Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Оборот рынка франчайзинга достиг 3,72 трлн рублей благодаря регионам
Франчайзинг в ритейле остаётся одним из самых динамичных сегментов экономики, несмотря на трансформацию потребительского рынка. Согласно анализу Strategy Partners и «Сбера» в 2024 году оборот рынка франчайзинга вырос на 17% и достиг 3,72 трлн рублей, количество франшиз выросло на 12%.
Фото: GaudiLab/shutterstock
«Россия — один из лидеров по количеству франшиз на душу населения. Мы опережаем США, Германию и Китай. Но это не значит, что рынок перенасыщен. Напротив, есть огромный потенциал в регионах, особенно для франшиз с инвестициями 3–6 млн рублей», — рассказал Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбербанка».
Эксперты отмечают, что быстрее всего на российском рынке франшиз за последние четыре года росли общепит и сфера услуг. Их доля выросла с 22% и 48% в 2020 году до 29% и 52% в 2024-м соответственно. В 2024 году больше всего контрактов пришлось на сервисы и агентства недвижимости.
В сфере торговли число заявок больше всего выросло на магазины автотоваров (+189%), маркетплейсы (+124,1%) и интернет-магазины (+41,2%), рассказал Алексей Шашкин.
Больше всего франшиз приходится на сегменты с объёмом инвестиций в 1–3 млн рублей (39%) и 3–6 млн (27%). Самый быстрорастущий сегмент по объёму инвестиций — 3–6 млн. Он вырос с 14% в 2021 году до 27% в 2024-м.
Как подчеркнул Алексей Шашкин, ключевая проблема франчайзи в 2024 году — рост издержек. 44% франчайзеров повысили паушальные взносы, а 98% предпринимателей столкнулись с дефицитом персонала, ростом цен и сложностями с арендой. При этом, по словам Алексея Шашкина, франчайзинг остаётся важным инструментом для развития бизнеса в регионах — их доля увеличилась с 71% до 74% за четыре года. На Москву приходится 19% франшиз, а на Санкт-Петербург — 7%.
Спикер также отметил, что будущее франчайзинга — за технологиями. Искусственный интеллект, CRM-системы и автоматизация продаж становятся критически важными для выживания бизнеса. Кроме того, российские франшизы активно выходят на международные рынки — Сербию, ОАЭ и Армению. Ключевые каналы продвижения франшиз в России — каталоги франшиз (42%), корпоративный сайт (28%) и директ (15%). При этом в 2024 году сильно увеличились бюджеты на поиск и привлечение франчайзи в сети.
«Около четверти всех франчайзинговых предприятий приходится на розничную торговлю. В 2024 году этот сектор активно развивался благодаря росту продуктового ритейла. Основные тенденции включают расширение присутствия в регионах, увеличение числа локальных франшиз, высокий интерес инвесторов к проектам с низким стартовым капиталом, внедрение цифровых технологий и усиление позиций электронной коммерции. При этом франшизы в розничной торговле традиционно демонстрируют высокую устойчивость — уровень закрытия здесь значительно ниже среднеотраслевого показателя», — уточнил Владимир Шафоростов, партнер консалтинговой компании Strategy Partners.
Fix Price вошла в число самых быстрорастущих сетей non-food в Казахстане
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Об особенностях местного потребителя, трудностях логистики и векторах развития калининградской торговой сети.