Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
7 998
Поделиться
"Домоцентр" выставил на продажу почти всю свою недвижимость
Крупнейший за Уралом оператор розничного рынка строительных и отделочных материалов — новосибирский «Домоцентр» — выставил на продажу почти всю свою недвижимость общей площадью свыше 36 тыс. кв. м. За 15 объектов и три земельных участка компания намерена получить 3,4 млрд руб. В компании пришли к выводу, что недвижимость — непрофильное занятие для ритейлера. Участники рынка и эксперты, впрочем, сомневаются, что у «Домоцентра» есть реальный шанс продать свои активы так дорого.
«Домоцентр» разослал потенциальным покупателям и посредникам объявление о продаже принадлежащих ему объектов недвижимости. В список попало 15 магазинов в Новосибирске, Томске, Барнауле, Кузбассе. Общая площадь объектов недвижимости, выставленных на продажу, превышает 36 тыс. кв. м. Всего за них компания просит 3,2 млрд руб. Самыми крупными лотами являются открытый в прошлом году гипермаркет «Домоцентр» в Новосибирске по проспекту Энергетиков (17,5 тыс. кв. м) и магазин в Барнауле (15,2 тыс. кв. м с возможностью расширения на 10 тыс. кв. м). За них «Домоцентр» просит по 1,05 млрд руб., то есть по 60 тыс. и 42 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно. Еще в 200 млн руб. компания оценила три земельных участка.
«Домоцентр» — ведущий оператор на рынке отделочных материалов Сибири. Выручка от продаж товаров в 2007 году составила 3,726 млрд руб. (без
НДС
), что на 34,3% превышает показатель 2006 года. Доля холдинга «Домоцентр» на рынке строительных и отделочных материалов Новосибирска, по собственным оценкам компании, составляет 28-30%, на рынке Сибири — 10-15%.
Как пояснил вчера начальник отдела развития группы компаний «Домоцентр» Валерий Соснин, одной из причин, побудивших компанию заняться распродажей недвижимости, является «снижение долга перед банками в связи с возросшими процентными ставками». Кроме того, заметил он, объекты выставленные на продажу, «не вписываются в концепцию DIY», поскольку расположены на центральных улицах: «Аренда земли дорогая, и другие накладные расходы высоки. Мы считаем, что DIY-магазины должны стоять на объездных дорогах, где небольшие накладные, а стрит-ритейл можно выгодно продать другим операторам — бытовой техники, одежды и т. д.». Компания, по его словам, готова закрыть собственные магазины в любом из представленных объектов, если этого захочет покупатель. «Мы можем съехать или остаться в продаваемых магазинах — это вопрос арендных ставок», — пояснил он. «Недвижимость — непрофильное занятие для розничной сети. Мы занялись строительством собственных магазинов в связи с отсутствием нормальных арендных ставок, а сейчас ситуация изменилась, появились адекватные предложения, поэтому для успешного развития экономически выгоднее вставать на аренду», — считает Валерий Соснин.
Участники рынка и эксперты считают, что получить запрошенную сумму будет крайне сложно, поскольку «Домоцентр» выставил цены на уровне сделок середины прошлого года. Так, торговый центр «АЛПИ-Сити» (26 тыс. кв. м) был приобретен фондом компании «Тройка Диалог» в августе прошлого года за 1,1 млрд руб. (42,3 тыс. руб. за 1 кв. м). Гендиректор компании «Холидей» Алексей Захаров считает, что реальные сделки сегодня могут заключаться при цене не выше 30 тыс. руб. за 1 кв. м. Выставленные на продажу после слияния «Холидея» с кемеровской компанией «Кора» несколько торговых центров последней в Кузбассе до сих пор не нашли покупателя.
Исполнительный директор сети «Посуда Центр» Игорь Васюков еще более категоричен. «Сейчас в регионе есть компании, которые выставляют на продажу площади по цене 20 тыс. руб. за 1 кв. м, и на рынке сегодня это реальная цена. Вряд ли кто-то станет приобретать торговую недвижимость по большей цене, пока есть объекты с такой стоимостью», — отметил господин Васюков.
В свою очередь, директор консалтинговой компании RID Analytics Елена Ермолаева отмечает, что хотя девелоперы и ритейлеры продолжают интересоваться земельными участками в Сибири, на которых можно было бы построить торговые объекты, продать им готовое здание будет сложнее, поскольку у каждой компании могут быть свои требования к помещениям.
Коммерсантъ Станислав Соколов
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.