Исследования и рейтинги
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
3 августа 2023, 15:07 5366 просмотров

NielsenIQ: обзор FMCG-рынка за I полугодие 2023

По итогам первого полугодия 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а постепенное оживление покупательских настроений стало еще более заметным. Динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке ярко демонстрирует этот тренд: в июне рост всей индустрии составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%).

snowing/Freepik

snowing/Freepik

«Российский потребительский рынок пережил несколько турбулентных периодов за последние 10 лет, и в каждый из этих периодов производителям и ритейлерам важно поймать момент, когда рынок достигает „нижней“ точки, отталкивается от нее и переходит к восстановлению. Сейчас мы находимся именно в такой точке, за которой индустрию ждет постепенное медленное восстановление спроса (в случае отсутствия новых негативных факторов)», — рассказал Константин Локтев, директор по работе с ритейлом NielsenIQ.

По его словам, это подтверждают два параметра: во-первых индекс покупательского оптимизма второй квартал подряд находится в зоне выше 100 пунктов и указывает на то, что уверенность в личных перспективах и готовность совершать покупки среди преобладающей части россиян укрепляются после снижения на заре любого экономического кризиса. Во-вторых, происходит восстановление натуральных продаж и замедление инфляции вплоть до дефляции на FMCG-рынке. Локтев отметил, что на эти цифры все еще влияет эффект низкой базы прошлого года, но «вместе с тем устойчивый рост натуральных продаж — это тот долгожданный индикатор, который дает надежду на сдержанный, но рост в ближайшие несколько месяцев».

К середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились. По словам аналитиков, особенно это заметно в минимаркетах — единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.

Однако основной вклад в рост рынка вносит другой формат магазинов — дискаунтеры. Несмотря на то, что темпы их продаж уступают минимаркетам и онлайн-торговле, именно они становятся ключевым каналом для индустрии: из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. Это происходит за счет высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG — в денежном выражении она составляет более 55%.

С точки зрения динамики покупательского спроса в разбивке по федеральным округам ярко выделяются регионы (за исключением Северо-Западного ФО). В них динамика натуральных продаж восстанавливается значительно быстрее. Например, в Уральском ФО темпы роста рынка в три раза быстрее, чем в Центральном.

Более того, за последние шесть месяцев выросла и доля регионов в структуре рынка: суммарно Юг, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток прибавили в доле более 2% за счет сокращения Центрального и Северо-Западного ФО. Такое перераспределение на омниканальном рынке отчасти происходит за счет развития интернет-торговли в регионах. К примеру, в I полугодии 2023 года доля регионов на онлайн-рынке FMCG выросла почти на 5 п.п. именно за счет снижения показателей Центрального округа, на который теперь приходится порядка 47,6% денежного оборота.

Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе: холодных напитках, кондитерских изделиях, снеках и ряде других. Среди продовольственных товаров эти категории стали одними из самых быстрорастущих в денежном выражении. А с точки зрения вклада в рост омниканального рынка особенно отличились энергетические напитки и сырое мясо — именно они стали ключевыми драйверами рынка в I полугодии 2023.

В непродовольственных категориях наблюдается похожий тренд: эта группа товаров постепенно восстанавливается за счет роста спроса при одновременной дефляции. Самый высокий вклад в развитие группы внесли такие категории, как средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. И несмотря на то, что с точки зрения натуральных продаж индустрия все еще находится в отрицательной зоне, во II квартале темпы ее развития на омниканальном рынке начали ускоряться.

И особую роль в постепенном ускорении продаж непродовольственных товаров играет онлайн-канал. В I полугодии сразу пятая часть таких продуктов стала продаваться в интернете, впервые составив 21,9%, +2,7 п.п. год к году в денежном выражении. Примечательно, что 7 из 10 ключевых индустрий с самой высокой долей онлайн-продаж представлены именно непродовольственной группой.

К началу июня звание самого быстрорастущего канала вернулось к онлайн-рынку. В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за последние шесть месяцев выросли на 24%. И если разложить эту цифру на компоненты, то вклад реального спроса составил 27,1%, а оставшиеся -3,1% обусловлены дефляцией.

В отдельные месяцы 2023 года эти показатели были еще более впечатляющими. Например, в мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43–44%, а дефляция в этот период превысила средние показали сразу в пять раз (-15%).

Развитие онлайн-канала происходит за счет все большего проникновения сервисов в повседневную жизнь покупателей, которые все чаще переключаются от стратегии закупок в интернете в пользу заказа маленьких корзин (1–5 позиций в чеке). Это отражается не только на росте числа заказов, но и на усилении значимости категорий с коротким сроком хранения. Одновременно увеличивается и доля интернет-торговли: в январе—июне 2023 она выросла почти на 1 п.п. год к году и уже достигла 7,6% в структуре омниканального рынка.

Учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты. Такой вывод можно сделать не только на основе индекса потребительского оптимизма, который позволяет оценить рациональное восприятие текущей ситуации, но и на эмоциональной компоненте: почти половина респондентов (45%) к концу II квартала описывают свое текущее психоэмоциональное состояние как «абсолютно спокойное» и «спокойное».

Одновременно с этим развитие спроса поддерживает и текущее замедление роста цен. Совокупность этих факторов как раз и позволяет говорить о перспективах постепенного восстановления рынка с точки зрения натуральных продаж при отсутствии новых негативных факторов.

NielsenIQ: в 1,5 раза выросли продажи слабоалкогольных коктейлей в РФ

NielsenIQ: в РФ отмечен новый тренд на рост премиум- и среднего ценового сегмента СТМ

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Актуально
Сельская пекарня сети «Доверие»
226
Собственное производство позволяет сети поселковых магазинов конкурировать с федеральными игроками.
Как селлеру получить скидку от китайских продавцов и не попасться на их уловки
279
Особенности работы с китайскими поставщиками и нюансы в стратегии закупок.
«Ашан» возвращает баллы вместо денег и повышает лояльность
3039
Сеть внедрила новый инструмент для работы с возвратами на кассах.
Евгений Шевченко, владелец мастер-франшизы «Пятёрочки»: «Запуск магазинов сети в Якутске – пилотный проект для меня в ритейле, но не первый в бизнесе»
3348
«Пятёрочка» впервые вышла в новый регион через мастер-франшизу. Как сеть будет развиваться в Якутии?
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
NielsenIQ: обзор FMCG-рынка за I полугодие 2023

По итогам первого полугодия 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а постепенное оживление покупательских настроений стало еще более заметным. Динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке ярко демонстрирует этот тренд: в июне рост всей индустрии составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%).

snowing/Freepik

snowing/Freepik

«Российский потребительский рынок пережил несколько турбулентных периодов за последние 10 лет, и в каждый из этих периодов производителям и ритейлерам важно поймать момент, когда рынок достигает „нижней“ точки, отталкивается от нее и переходит к восстановлению. Сейчас мы находимся именно в такой точке, за которой индустрию ждет постепенное медленное восстановление спроса (в случае отсутствия новых негативных факторов)», — рассказал Константин Локтев, директор по работе с ритейлом NielsenIQ.

По его словам, это подтверждают два параметра: во-первых индекс покупательского оптимизма второй квартал подряд находится в зоне выше 100 пунктов и указывает на то, что уверенность в личных перспективах и готовность совершать покупки среди преобладающей части россиян укрепляются после снижения на заре любого экономического кризиса. Во-вторых, происходит восстановление натуральных продаж и замедление инфляции вплоть до дефляции на FMCG-рынке. Локтев отметил, что на эти цифры все еще влияет эффект низкой базы прошлого года, но «вместе с тем устойчивый рост натуральных продаж — это тот долгожданный индикатор, который дает надежду на сдержанный, но рост в ближайшие несколько месяцев».

К середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились. По словам аналитиков, особенно это заметно в минимаркетах — единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.

Однако основной вклад в рост рынка вносит другой формат магазинов — дискаунтеры. Несмотря на то, что темпы их продаж уступают минимаркетам и онлайн-торговле, именно они становятся ключевым каналом для индустрии: из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. Это происходит за счет высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG — в денежном выражении она составляет более 55%.

С точки зрения динамики покупательского спроса в разбивке по федеральным округам ярко выделяются регионы (за исключением Северо-Западного ФО). В них динамика натуральных продаж восстанавливается значительно быстрее. Например, в Уральском ФО темпы роста рынка в три раза быстрее, чем в Центральном.

Более того, за последние шесть месяцев выросла и доля регионов в структуре рынка: суммарно Юг, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток прибавили в доле более 2% за счет сокращения Центрального и Северо-Западного ФО. Такое перераспределение на омниканальном рынке отчасти происходит за счет развития интернет-торговли в регионах. К примеру, в I полугодии 2023 года доля регионов на онлайн-рынке FMCG выросла почти на 5 п.п. именно за счет снижения показателей Центрального округа, на который теперь приходится порядка 47,6% денежного оборота.

Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе: холодных напитках, кондитерских изделиях, снеках и ряде других. Среди продовольственных товаров эти категории стали одними из самых быстрорастущих в денежном выражении. А с точки зрения вклада в рост омниканального рынка особенно отличились энергетические напитки и сырое мясо — именно они стали ключевыми драйверами рынка в I полугодии 2023.

В непродовольственных категориях наблюдается похожий тренд: эта группа товаров постепенно восстанавливается за счет роста спроса при одновременной дефляции. Самый высокий вклад в развитие группы внесли такие категории, как средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. И несмотря на то, что с точки зрения натуральных продаж индустрия все еще находится в отрицательной зоне, во II квартале темпы ее развития на омниканальном рынке начали ускоряться.

И особую роль в постепенном ускорении продаж непродовольственных товаров играет онлайн-канал. В I полугодии сразу пятая часть таких продуктов стала продаваться в интернете, впервые составив 21,9%, +2,7 п.п. год к году в денежном выражении. Примечательно, что 7 из 10 ключевых индустрий с самой высокой долей онлайн-продаж представлены именно непродовольственной группой.

К началу июня звание самого быстрорастущего канала вернулось к онлайн-рынку. В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за последние шесть месяцев выросли на 24%. И если разложить эту цифру на компоненты, то вклад реального спроса составил 27,1%, а оставшиеся -3,1% обусловлены дефляцией.

В отдельные месяцы 2023 года эти показатели были еще более впечатляющими. Например, в мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43–44%, а дефляция в этот период превысила средние показали сразу в пять раз (-15%).

Развитие онлайн-канала происходит за счет все большего проникновения сервисов в повседневную жизнь покупателей, которые все чаще переключаются от стратегии закупок в интернете в пользу заказа маленьких корзин (1–5 позиций в чеке). Это отражается не только на росте числа заказов, но и на усилении значимости категорий с коротким сроком хранения. Одновременно увеличивается и доля интернет-торговли: в январе—июне 2023 она выросла почти на 1 п.п. год к году и уже достигла 7,6% в структуре омниканального рынка.

Учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты. Такой вывод можно сделать не только на основе индекса потребительского оптимизма, который позволяет оценить рациональное восприятие текущей ситуации, но и на эмоциональной компоненте: почти половина респондентов (45%) к концу II квартала описывают свое текущее психоэмоциональное состояние как «абсолютно спокойное» и «спокойное».

Одновременно с этим развитие спроса поддерживает и текущее замедление роста цен. Совокупность этих факторов как раз и позволяет говорить о перспективах постепенного восстановления рынка с точки зрения натуральных продаж при отсутствии новых негативных факторов.

NielsenIQ: в 1,5 раза выросли продажи слабоалкогольных коктейлей в РФ

NielsenIQ: в РФ отмечен новый тренд на рост премиум- и среднего ценового сегмента СТМ

NielsenIQ, FMCG, исследованиеNielsenIQ: обзор FMCG-рынка за I полугодие 2023
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/nielseniq-obzor-fmcg-rynka-za-i-polugodie-2023/2023-08-03


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052