Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
6031

Поделиться

Крупнейшие ритейлеры перекупают помещения конкурентов

На «Смаке» поставили торговую точку

Розничная компания Х5 Retail Group договаривается об аренде помещений закрывшейся сети «Смак»: два магазина уже заняли «Перекрестки-экспресс», в еще 12 могут въехать универсамы «Пятерочка». Кризис делает торговую недвижимость более доступной для крупнейших игроков. Нуждающиеся в деньгах конкуренты переступают им свои лучшие объекты со скидкой. Например, сеть Tervolina предложила другим обувным ритейлерам 12 своих магазинов.

Компания «Экспресс-ритейл» (совместное предприятие Х5 Retail Group и владельца сети «Джек-Пот» Германа Гогличидзе) перекупила права аренды двух помещений «Смака» (продуктовая сеть была учреждена холдингом Finstar Олега Бойко, но просуществовала только полтора года), рассказал  гендиректор «Экспресс-ритейла» Валерий Тараканов. Магазины расположены в подмосковном городе Долгопрудный, их общая площадь — 614 кв. м. Другие помещения московского дивизиона «Смака» (всего их 12 общей площадью 9,5 тыс. кв. м) Х5 собирается арендовать под формат «Пятерочка», говорит он. В пресс-службе Finstar не смогли оперативно прокомментировать информацию, но один из партнеров холдинга знает о переговорах с X5.

Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила оценивает докризисную стоимость аренды помещений «Смака» в $300– 350за 1 кв. м. Господин Тараканов говорит, что «Экспресс-ритейл» договаривается с собственниками этих помещений о скидке на аренду в 15–20%.

Перекупая аренду не у собственника помещений, а у нынешнего арендатора, «Экспресс-ритейл» и X5 сокращают сроки открытия своих магазинов на этих площадях — около недели вместо одного-двух месяцев, добавил бизнесмен. Компании не платят «Смаку» за переуступку арендных договоров, но покупают у него торговое оборудование с 50-процентной скидкой, уточнил господин Тараканов. «Иначе “Смак” продал бы его только за 30% от стоимости»,— объясняет он.

Х5 Retail Group образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Выручка за девять месяцев этого года — $6,516 млрд. У «Альфа-групп» — 47,2% X5, free-float — 27,9%. Капитализация — $2,232 млрд. Х5 принадлежит 40% долей «Экспресс-ритейла» (35 магазинов в Москве и области), еще 60% делят Валерий Тараканов и Герман Гогличидзе. У Х5 есть опцион на увеличение своей доли в компании до 100% к 2013 году.

Холдинг Finstar управляет активами главного совладельца Ritzio Entertainment Group Олега Бойко. Finstar специализируется на развитии проектов в недвижимости, игорном бизнесе, розничной торговле. Оперирует в России, на Украине, в странах Балтии, Германии, Италии, Восточной Европе и Латинской Америке. Свои активы Finstar оценивает более чем в $2 млрд.

Господин Бойко принял решение закрыть сеть «Смак» в начале декабря (в собственности Finstar останутся контрольные доли сетей «Сызрань-продукт» и «Миндаль», всего 13 магазинов). Помещения, которые освобождают ритейлеры из-за кризиса, долго не пустуют, говорит Алексей Могила: «Как правило, площадки сразу занимают конкуренты. Места прикормленные, оборудование можно адаптировать под свой формат».

Например, обувная сеть Tervolina тоже готова переуступить права аренды 12 своих магазинов (100– 200кв. м каждый) в регионах конкурентам, говорит исполнительный директор сети Андрей Литовченко. «Эти магазины низкорентабельны, собственники не хотят снижать аренду. Но, возможно, другим обувным сетям эти помещения будут интересны»,— рассуждает он. Вице-президент сети «Эконика» Сергей Саркисов признает, что готов рассмотреть такую покупку. Выкупить помещения конкурента — московской сети «Самохвал» — собирался торговый дом «Копейка», рассказывал его топ-менеджер. «Но в итоге недвижимость получили банки-кредиторы “Самохвала”»,— поделился он.

Сам «Экспресс-ритейл» продолжает присматривать освобождающиеся помещения. В ноябре «Мосмарт» закрыл сеть из 50 магазинов «Мосмартик». Господин Тараканов говорит, что ему интересны эти помещения, но пока не удалось договориться о переуступке прав их аренды с самим «Мосмартом». «Будем разговаривать напрямую с владельцами площадок»,— отметил бизнесмен.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко говорит, что благодаря кризису у крупнейших ритейлеров появилась возможность «очень дешево консолидировать отрасль»: даже перекупив арендные права у конкурентов по ставкам 2008 года, в 2009-м можно добиться их снижения на 40%.

Кристина Бусько, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами