Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
E-commerce в России перешёл к качественному росту — исследование ЮKassa
Аналитики ЮKassa подвели итоги первого полугодия 2025 года для российского рынка e-commerce. Общий оборот и число транзакций остались на уровне второго полугодия 2024 года, а средний чек незначительно снизился — на 2%, до 1 310 рублей. При этом число активных онлайн-площадок в сервисе увеличилось на 11%, преимущественно за счёт малого бизнеса. Ключевыми драйверами роста стали медицина, авто, а также сегменты, связанные со спортом и качеством жизни, в некоторых категориях обороты увеличились на 50–70% и больше.
Tapati Rinchumrus/Shutterstock/Fotodom
Малый бизнес — двигатель рынка
С января по июнь 2025 года общий оборот подключенных к ЮKassa интернет-площадок остался на уровне предыдущего полугодия, число оплат тоже не изменилось. Средний чек стал на 2% ниже и составил 1 310 рублей.
При стабильных общих оборотах и неизменном количестве транзакций число активных площадок в ЮKassa выросло на 11%. Главным драйвером роста стал малый бизнес: количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 10%, а самозанятых — на 23%, тогда как юрлиц — только на 7%.
«Рынок переходит в стадию зрелости, где конкуренция заставляет предпринимателей искать более узкие, специализированные ниши», — сообщил начальник отдела продаж ЮKassa Никита Цой.
Именно небольшие площадки (с оборотом до 1 млн рублей в месяц) продемонстрировали наибольшую динамику: их число увеличилось на 29%, общий оборот — на 37%, а число оплат — на 42% по сравнению с июлем — декабрём прошлого года. Средний чек снизился на 3% и составил 2 142 рубля.
Количество средних площадок (с оборотом от 1 до 15 млн рублей в месяц) выросло на 8%, их оборот стал на 13% выше, а число оплат — на 23% больше. Средний чек снизился на 8%, до 2 411 рублей.
Меньше всего увеличилось число крупных площадок (с оборотом от 15 млн рублей в месяц) — на 6%. Их общий оборот вырос на 6%, число оплат — на 11%, а средний чек стал на 5% меньше и составил 1 205 рублей.
«Российский e-commerce в первом полугодии продемонстрировал устойчивость, несмотря на общее замедление роста. Мы ожидаем, что до конца года рынок активизируется за счёт традиционных осенних распродаж и новогодних праздников. Средний чек может стабилизироваться на текущем уровне, а количество транзакций — вырасти на 8–12%», — отмечает начальник отдела продаж ЮKassa.
Здоровье — главный приоритет
Статистика платежей отражает тренд на улучшение качества жизни, который во многом определяет развитие российского e-commerce. По итогам шести месяцев этого года одним из самых быстрорастущих сегментов стала медицина: оборот медицинских учреждений увеличился на 72% по сравнению с предыдущим полугодием, число оплат — на 37%, а средний чек — на 26%, до 10 351 рубля.
Растут не только услуги, но и сопутствующие товары. Так, оборот магазинов оптики стал на 11% выше, число оплат — на 7% больше, а средний чек составил 7 631 рубль (+4%). Оборот розничных магазинов лекарств вырос на 55%, число оплат — на 23%, а средний чек достиг 2 574 рублей (+26%).
Также примечательна динамика в сегменте услуг по персональному лечебному уходу. За полгода оборот увеличился на 44%, число оплат — на 29%, а средний чек — на 12%, до 37 172 рублей. Это показывает, что всё больше потребителей готовы вкладываться в качественные индивидуальные медицинские услуги.
Инвестиции в досуг и заботу о себе
Желание россиян улучшить качество жизни увеличивает продажи не только в медицине: данные ЮKassa свидетельствуют также о росте спроса на услуги и товары для ухода за собой, досуга и личного комфорта. Так, оборот массажных услуг вырос за первое полугодие 2025 года на 52%, число оплат — на 27%, а средний чек — на 20%, до 5 506 рублей.
Оборот кафе и ресторанов увеличился за отчётный период на 11%, как и число оплат, а средний чек не изменился и составил 2 272 рубля. Оборот в категории достопримечательностей и выставок вырос на 50%, а число оплат — на 69%, при этом средний чек снизился на 11%, до 3 156 рублей. Оборот сервисов знакомств стал на 26% выше, число оплат — на 7% больше, средний чек составил 385 рублей (+18%).
Спорт и активный отдых как образ жизни
С января по июнь 2025 года общий оборот спортивных клубов и полей вырос на 43% по сравнению с июлем — декабрём 2024 года. Оплат стало на 25% больше, средний чек составил 5 531 рубль (+14%). Бум переживает и спортивный туризм: оборот спортивных лагерей и баз отдыха вырос втрое, число оплат — в 2,5 раза, средний чек — на 26%, до 23 944 рублей. Покупатели готовы тратить на поддержание формы и здоровья. За отчётный период оборот в категории БАДов и спортивного питания увеличился на 27%, число оплат — на 7%, а средний чек — на 18%, до 8 761 рубля. Оборот магазинов спортивных и туристических товаров вырос на 18%, число оплат — на 19%, а средний чек не изменился и составил 12 406 рублей.
Осознанное потребление — новая реальность
Россияне всё больше демонстрируют осознанный подход к потреблению, за счёт чего растёт спрос на ремонт и прочие персонализированные услуги. Так, в первом полугодии 2025 года оборот в сегменте ремонта электроники увеличился на 25%, при этом число оплат не изменилось, а средний чек стал на 23% выше и составил 4 360 рублей. Оборот химчисток вырос на 60%, число оплат — на 22%, а средний чек — на 31%, до 5 332 рублей.
Данные ЮKassa свидетельствуют о том, что потребитель готов платить за скорость и удобство, если это улучшит качество его жизни. За отчётный период оборот служб курьерской доставки вырос на 22%, число оплат — на 13%, а средний чек — на 8%, до 3 221 рубля.
Автомобильный сегмент в топе
Тренд на осознанное потребление затрагивает сегмент автотоваров и услуг. Так, с января по июнь 2025 года оборот станций техобслуживания и автотехцентров вырос на 45%, число оплат — на 16%, а средний чек — на 25%, до 6 778 рублей. Оборот автомоек увеличился на 56%, число оплат — на 49%, а средний чек составил 152 рубля (+4%). Оборот АЗС стал на 63% выше, число оплат — на 24% больше, средний чек достиг 996 рулей (+31%). Оборот магазинов автозапчастей вырос на 9%, число оплат — на 10%, а средний чек не изменился и составил 6 510 рублей.
Кроме того, данные ЮKassa указывают на формирование экосистемы для электротранспорта. За первое полугодие текущего года оборот в сегменте электроэнергии для электромобилей вырос на 30%, число оплат — на 15%, а средний чек — на 12%, до 566 рублей.
Потребитель становится избирательнее
По мнению экспертов ЮKassa, в первом полугодии 2025 года российский e-commerce перешёл в стадию зрелости: взрывной рост сменился качественным развитием в конкретных нишах.
«За стабилизацией общих оборотов скрывается активная трансформация рынка. Потребитель стал более избирательным, его фокус сместился на то, что действительно важно. Сезонные распродажи традиционно оживят рынок, но основной вектор развития сохранится. Поэтому мы полагаем, что будущее российского e-commerce — не в масштабе, а в глубине понимания потребностей клиентов. Компании, которые сумеют предложить качественные персонализированные услуги и товары, получат конкурентное преимущество в новых условиях», — считает Никита Цой.
«ЮMoney»: летом в России резко вырос спрос на подписки, игровые клубы и онлайн-знакомства
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.