Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бум детской розницы придет вслед за всплеском развития продуктовой
Исследовательская компания Nielsen прогнозирует в России бум детской специализированной розницы, схожий с тем, который наблюдается сейчас в продовольственном ритейле. По подсчетам Nielsen, в пяти крупнейших городах каждая семья тратит на детские товары 3,1—4,6 тыс. руб. в месяц и более трети из них уходит в детские сетевые магазины. Аналитики считают, что в ближайшие годы эта цифра значительно вырастет — специализированная детская розница находится в стадии активного роста.
Согласно исследованию Nielsen, сетевые магазины детских товаров являются наиболее популярным местом покупки детских товаров в российских мегаполисах. В пяти крупнейших городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге — за последние шесть месяцев 80% респондентов посещали детские сетевые магазины и 69% делали там покупки. Согласно исследованию, на детские сетевые магазины приходится 36% всех затрат на детские товары. В Москве лидерство сетевых магазинов еще более очевидно: совокупная доля покупок детских товаров в сетях составляет 41%.
Вторым по популярности каналом продаж являются торговые центры с долей затрат 16%, еще меньшая доля приходится на обычные (неспециализированные) магазины — 14%. Супер- и гипермаркеты, по данным Nielsen, получают только 12% «детского» семейного бюджета. По объему затрат в целом по рынку детских товаров лидируют одежда и обувь, за ними следуют школьные принадлежности, мебель и крупногабаритные товары. В «детских» сетях лучше всего продаются игрушки (кроме электронных), детское питание, подгузники и средства детской гигиены. А вот товары для спорта и отдыха, книги и учебники большинство опрошенных предпочитает покупать в других местах.
Наибольшим покупательским потенциалом для сетевых магазинов обладают молодые мамы до 31 года с одним или двумя детьми до семи лет. В месяц представители этой группы, доля которых по численности составляет 30% от всех опрошенных, тратят на товары для детей от 3,4 до 5,9 тыс. руб. в месяц. Почти половина из них ориентирована на покупки в детских сетях, при этом доля сетевиков в их совокупных затратах на детские товары доходит до 86%.
Всего в России на сегодняшний день, по данным Nielsen, насчитывается более 50 сетей магазинов детских товаров. Объем рынка торговли детскими товарами, по оценкам «РБК. Исследования рынков», составил в 2007 году порядка 10 млрд долл. «Детский мир» оценивает рынок в 7 млрд долл., а его ежегодный рост — 20%. При этом на цивилизованную розницу приходится 37% от объема рынка. Через пять лет, по прогнозам «Детского мира», доля цивилизованной розницы вырастет в 2 раза. Сейчас «Детский мир» занимает 28% рынка, «Банана-мама» — 16%, Mothercare — 7%, «Кораблик» — 5%, «Здоровый малыш» — 5%, на долю остальных операторов приходится не менее 39% (по оценкам «Детского мира», «Ренессанс Капитала», Deutsche UFG).
Как отмечает руководитель подразделения по работе с розничными сетями компании Nielsen в России Денис Шириков, сети уже стали серьезным каналом продаж для детских товаров в городах-миллионниках: «Можно ожидать, что, как в случае с продовольственным ритейлом, в ближайшие годы нас ждет бум специализированной розницы, и в частности «детского» ритейла. В условиях роста конкуренции задачей лидеров станет разработка эффективной стратегии для удержания потребителей и увеличения своей доли в их затратах».
«Бум будет — вопрос только в его масштабах, — соглашается директор департамента по информационной политике и коммуникациям ГК «Детский мир» Александр Бархатов. — Стимулирующие факторы общеизвестны: положительная демографическая ситуация, рост располагаемых доходов населения на 8% в год». Рост расходов на потребительские товары в 2005—2010 годах, по его словам, прогнозируется на уровне 10—13,5%.
Аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов отмечает, что доля пяти крупнейших игроков на рынке детской розницы составляет сейчас порядка 7%, что очень похоже на рынок продуктовой розницы, где пять крупнейших игроков контролируют чуть более 8%. При этом, по его словам, темп роста рынка детских товаров существенно быстрее рынка продовольственной розницы: «Более быстрыми темпами происходит и переключение потребителей на цивилизованные форматы сетевой торговли, поэтому можно говорить, что бум детской специализированной розницы происходит уже сейчас».

Производитель элегантной одежды для женщин из Ульяновска делает ставку на развитие собственной розницы и высокий уровень сервиса.