Затоваренные бочкотарой
Замедление роста доходов россиян заставляет их менять потребительские привычки. Вслед за покупателями магазинам также придется корректировать свои модели поведения, считают эксперты. Так что рынок розничной торговли в этом году может претерпеть ощутимые изменения. На коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.
Последний квартал 2013 года продемонстрировал заметное снижение потребительской активности на рынке продуктов питания. Изменение устоявшейся модели подтверждают и данные Росстата и Минэкономразвития. Ведомства отмечают снижение роста оборота розничной торговли, и даже снижение стоимости потребительской корзины. Последнее означает, что россияне стали покупать тот же набор продуктов за меньшую цену, говорят эксперты. То есть, более разборчиво подходить к выбору продуктов. Усиление конкуренции по цене приведет к изменению сложившегося в последнее время положения, когда розничные цены находятся в отрыве от оптовых, признают участники рынка. До сих пор, даже при падении отпускных цен производителей цены в рознице могли оставаться на месте или даже расти. Судя по всему, начиная с этого года ситуация начнет меняться, и розничные цены станут более «рыночными», и будут подчиняться объективным экономическим процессам. В процессе борьбы за клиентов торговым сетям придется пожертвовать необоснованной маржой. Развиваться в меняющихся условиях получится у тех, кто сохранит лояльность потребителей и найдет новые способы предложения собственного товара. Намечается и еще одна тенденция, констатируют опрошенные «Российской газетой» аналитики. Конкуренция ведь растет не только между разными торговыми форматами, но и уже между самими производителями. Например, в пользу дешевеющей свинины все чаще делают выбор вчерашние покупатели говядины, которая в последнее время существенно прибавляет в цене. Да и структура потребления в целом будет и дальше смещаться в сторону более дешевых продуктов.
Василий Миронов, «Российская газета»