Декоративное изображение
532

Поделиться

48% россиян планируют сократить объем покупок в течение 2025 года

В 2024 году в социальных сетях стал набирать популярность тренд под названием «No Buy» («Без покупок»). Однако, как показало исследование аналитиков Anketolog, в котором приняли участие 2 000 россиян, большинство из них (77%) даже не слышали об этом движении. При этом почти половина опрошенных (46%) уже стараются ограничивать свои спонтанные покупки и бороться с гиперпотреблением, а еще 31% задумываются об этом.

Фото: lunopark/Shutterstock/Fotodom

lunopark/Shutterstock/Fotodom

Тренд «No Buy» был создан для популяризации осознанного потребления и снижения спонтанных покупок и совпал со сдвигом на рынке — курсом на устойчивое потребление. Потребители стали чаще обращать внимание на винтажные магазины и ресейл-платформы. Это хорошо не только для экологии, но и для рынка — если люди будут тратить меньше денег и более внимательно подходить к выбору товаров для покупки, это естественным образом повысит конкуренцию среди брендов.

Вот примеры ограничений, которые вводят для себя люди, придерживающиеся тренда «No Buy»:

  • покупка вещей и средств для ухода только в том случае, если старые закончились;
  • отказ от кофе с собой;
  • приготовление еды дома и отказ от доставки еды;
  • отказ от декора для дома;
  • отказ от покупки книг в пользу библиотек;
  • отказ от покупки косметики;
  • отказ от поездок на такси в пользу общественного транспорта или прогулок пешком.

Абсолютное большинство (77%) опрошенных в целом задумываются о сокращении своих покупок. Почти половина (46%) уже сейчас стараются ограничивать спонтанные приобретения и гиперпотребление. Знают о вирусном тренде всего 23% опрошенных. Замечают сокращение покупок среди своего окружения 40% опрошенных.

При этом 51% респондентов отметили, что редко, но всё же делают спонтанные покупки, а 33% — время от времени. Лишь 12% россиян всегда тщательно планируют свои покупки. Что касается шопоголизма, то большинство россиян (70%) уверены, что у них нет зависимости от покупок. Однако 12% всё же признали, что такая проблема у них есть.

Среди сервисов, которыми опрошенные пользуются регулярно (не менее 2 раз в месяц), лидируют маркетплейсы (73%), такси (34%) и доставка еды (33%). По данным исследования, чаще всего россияне отказываются от сервисов, связанных с импульсивными тратами и немедленным удовлетворением потребностей. Поэтому в первую очередь респонденты стараются сократить свои траты на онлайн-шоппинг, доставку еды, походы в рестораны и кафе, напитки навынос и такси.

При этом 14% опрошенных пошли еще дальше — они удалили приложения маркетплейсов, доставки и такси со своих смартфонов, чтобы снизить соблазн спонтанных заказов.

В случае необходимости экономить, респонденты сократят расходы на:

  • развлечения (кино, кафе, концерты) — 56%;
  • услуги красоты — 39%;
  • косметику — 32%;
  • путешествия — 29%;
  • товары для хобби — 27%.

А вот на чем россияне точно не будут экономить, так это на продуктах питания (66%), медикаментах (51%) и коммунальных услугах (45%).

Больше трети (36%) респондентов отметили вклад в экологию как важную мотивацию отказа от гиперпотребления. Ещё 36% целенаправленно снижают потребление коммунальных ресурсов. Почти половина опрошенных (48%) хотели бы сократить объем потребления и покупок в течение 2025 года. Еще 35% не определились, 17% — не планируют менять свои покупательские привычки.

В списке сервисов, от которых россияне хотели бы отказаться в ближайший год, лидируют маркетплейсы (29%), доставка еды (18%) и такси (18%). Однако более трети опрошенных (36%) устраивает текущее положение дел.

Положительными факторами тренда «No Buy» опрошенные выделяют:

  • возможность ограничивать и контролировать траты — 67%;
  • переход от спонтанных покупок к планированию — 60%;
  • вклад в экологию и осознанное потребление — 36%;
  • возможность разобрать свои вещи — 33%;
  • закрыть кредиты — 21%.

Результаты исследования демонстрируют, что россияне всё больше склоняются к осознанному потреблению, хотя и не связывают это с модными трендами.

Россияне смогут оплачивать покупки в дружественных странах единым QR-кодом

75% россиян регулярно совершают незапланированные покупки

Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами