Баннер ФЗ-54
16 августа 2008, 00:00 5706 просмотров

Украина. Мэтры розницы. Интервью с основателем тогровой сети "Фуршет" Игорем Баленко.

 

Основатель торговой сети «Фуршет» Игорь Баленко рассчитывает, что сотрудничество с французской Auchan позволит его компании выйти в лидеры украинского ретейла

 

Почему крупные украинские ретейлеры начали активно инвестировать в коммерческую недвижимость, производство, отельный и ресторанный бизнес — снизилась доходность торговли?

 

— Это желание не топ-менеджеров компаний, а их владельцев. Они одновременно участвуют в других бизнесах и хотят развивать все перспективные направления. У каждой компании много собственников и каждый занимается тем, что ему нравится. Мы, например, сотрудничаем с группой Auchan, строящей в Украине гипермаркеты и торгово-развлекательные центры. В то же время менеджмент розничной сети управляет своим бизнесом и, в принципе, не заинтересован в его диверсификации.

 

По данным открытых источников, вы владеете 39% акций девелоперской компании «Трускавец-Курортсервис» (ТКС), 68% акций гостиничного оператора Clubhouse Group Holding (сеть трехзвездочных отелей «7 дней») и 25% сети ресторанов «Грылица». ЗАО «Фуршет» объединяет все эти направления?

 

— Нет, к Фуршету они прямого отношения не имеют. Но я действительно являюсь одним из совладельцев перечисленных компаний.

 

Будет ли ТКС предоставлять площадки под строительство гостиниц «7 дней», ведь у ТКС и Clubhouse Group Holding общие акционеры?

 

— Да. Если это будет выгодно обеим компаниям, потому что у них разные цели и задачи. Предлагать партнерам участки ТКС будет в первую очередь, но по рыночным ценам и на общих основаниях.

 

Вы собираетесь до 2012 года открыть 30 ресторанов, до 2014 года — 9 отелей, а с Auchan и ТКС построить 5 торгово-развлекательных центров. Почему вы решили развивать именно эти направления?

 

— Они очень перспективные с точки зрения доходности, и мне это интересно. Изначально мы занимались коммерческой недвижимостью, но использовали ее для своих нужд: арендовали, покупали торговые помещения под магазины «Фуршет». Теперь решили строить и сдавать в аренду офисные, жилые и развлекательные центры.

Коммерческая недвижимость прибыльнее торговли?

 

— Смотря, какую цель ставить перед собой. Торговля — более рискованный бизнес: большинство площадей арендуется, многое зависит от формата, от действий команды управляющих менеджеров. Девелопмент считается более стабильным, чем оперативный бизнес. Здесь главное найти хорошую площадку в центре города, придумать концепцию для будущего торгового или офисного центра — и это всегда будет работать. Но доходность на вложенный капитал намного ниже, чем в ретейле.

 

Другими словами, вам все равно, как зарабатывать миллион в год: в виде 3% от 100 миллионов оборота супермаркетов, или 30% от 1 миллиона, вложенного в строительство коммерческой недвижимости?

 

— Да.

 

Почему вы заинтересовались отельным бизнесом, ведь гостиницы окупаются гораздо дольше торговых центров или офисов?

 

— Потому что эта ниша свободна. У нас есть либо отели очень высокого класса с заоблачными ценами, либо дешевые гостиницы с низким качеством обслуживания. Современных гостиниц с недорогими номерами в Украине нет. Поэтому мы решили развивать сеть трехзвездочных отелей, с номерами за $60-100 в сутки. «7 дней» рассчитаны на путешествующих по стране украинцев — отправившихся в поездку по делам или отдыхающих.

 

Каждый ресторан «Грылица» обходится в $280 тысяч, гостиница «7 дней» в $20 миллионов, торговый центр от ТКС — $25 млн. В какое направление вы инвестируете больше всего?

 

— В развитие розницы, потому что она требует крупных инвестиций.

Сколько планируете вложить в открытие новых Фуршетов в Украине и Молдове в 2008-м?

 

— $100 миллионов. 30-40% — собственные средства, остальные — заемные. Мы развиваемся в соответствии с планом — до конца года откроем около 30 новых супермаркетов и выйдем на оборот в $1,24 миллиарда.

 

Вы активно пользуетесь кредитными средствами. В конце 2007 года ЕБРР выдал вам займ на $90 миллионов. Сколько всего долговых обязательств у Фуршета?

 

— Это коммерческая тайна. Долгов много — мы пользуемся всеми возможными кредитными ресурсами для развития сети. Но по сравнению с нашими оборотами в сотни миллионов долларов и размерами компании они невелики. Крупные сети могут брать в долг миллиарды гривен и чувствовать себя спокойно, потому что у них значительные оборотные средства и прибыль. Мы никогда не создаем кризисную ситуацию, когда не можем отдать кредит в оговоренный срок.

 

Продав часть акций на зарубежной фондовой бирже, можно не только рассчитаться с кредиторами, но и привлечь средства для развития. Вы не планируете IPO?

 

— Сейчас нет, поскольку уже продали 20% акций группе компаний Auchan. Фуршет рассчитывает на стабильное и долгосрочное сотрудничество с сильным партнером. В ближайшие пять лет мы не планируем IPO, потом — посмотрим.

 

По информации агентства «Интерфакс», 2007-й ЗАО «Фуршет» закончило с убытком в 966,6 тысяч гривен, хотя еще год назад прибыль составляла 549,7 тысяч гривен — почему?

 

— У вас неверные сведения. Мы только заканчиваем аудит, после чего официально опубликуем результаты своей деятельности. По моим предположениям, финансовый год Фуршет закончил без потерь.

 

По обороту Фуршет в 2007 году занял третье место среди украинских ретейлеров — после Fozzy Group и Metro C&C. Вас устраивает эта позиция?

 

— Да, потому что быть лидером — значит попасть в тройку. Мы считаем, что это нормальная ситуация, но стремимся к первенству. Думаю, что совместно с группой Auchan через два года станем компанией номер один на розничном рынке, поскольку у нас будет консолидированная отчетность и будут учитываться обороты украинского подразделения Auchan и Фуршета.

 

Кстати, о партнерстве: кто, кроме вас, владеет ЗАО «Фуршет»?

 

— Это закрытая информация. Нашим акционером был ЕБРР, но он продал свою долю Auchan (ЕБРР продал 15% акций ЗАО «Фуршет». — Прим. Контрактов). Мы поменяли финансовых партнеров на стратегических.

 

Auchan и Фуршет конкурируют между собой?

 

— Нет. Формат Фуршета — супермаркеты до семи тысяч квадратных метров торговой площади. Auchan строит гипермаркеты — свыше семи тысяч.

 

В супермаркетах закупаются на день или два, в гипермаркетах — на всю неделю — у нас разные форматы и стратегии продаж. Думаю, мы можем быть лидерами на рынке и не конкурировать, а наоборот помогать друг другу.

 

В чем отличие «стратегии продаж» Фуршета и украинского Auchan?

 

— У гипермаркетов иная ценовая политика и ассортиментный ряд. В основном они зарабатывают не на продуктах питания, а на товарах категории non-food. В гипермаркетах можно купить мебель, бытовую технику, мобильные телефоны и т. д., а Фуршет основной доход получает от продажи пищевых продуктов.

 

У альянса есть готовые площадки под строительство семи гипермаркетов Auchan?

 

— Да, они находятся в собственности Ашан-Украина.

 

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке организованной торговли?

 

— Доля организованной розницы пока не очень высока — менее 50% по всей стране. Конкуренция наблюдается только в крупных городах, иногда в некоторых городских районах, в целом в Украине она невелика. Так что когда Антимонопольный комитет называет нас, розничные сети, монополистами — это звучит смешно. Кроме того, у каждой торговой точки, независимо от формата и наценок, своя аудитория. Розница привязана к дому — никто не станет ездить в супермаркет из одной части города в другую. Кстати, я не считаю, что в Киеве большая конкуренция, потому что в столице очень мало свободных площадок под супермаркеты. Думаю, действительно серьезная борьба за покупателя среди сетевых магазинов начнется через 3-5 лет.

 

Тем не менее даже на таком низкоконкурентном рынке почти не развиваются российские сети. Украинские Патэрсоны проданы. Прекратил развивать бизнес в Украине «Перекресток». Он следующий кандидат на поглощение?

 

— Насколько я знаю, «Перекресток» будет сотрудничать с компанией «XXI Век» — открывать супермаркеты в ее торговых центрах. Собственник «Перекрестков» — российская Х5 Retail Group — большая компания. Она не сдастся. Планы у нее значительны, и я не думаю, что украинский рынок им неинтересен.

 

На открытие торгового центра уходит несколько лет. Можно предположить, что «Перекресток» даже в сотрудничестве с XXI Веком не сможет угнаться за лидерами рынка, открывающими по 20-30 супермаркетов за год.

 

— Значит, «Перекресток» будет развиваться пассивно.

 

Портрет ретейлера

 

ЗАО «Фуршет» владеет сетью одноименных супермаркетов. 100% акций компании принадлежат британской Anthousa Ltd., около 80% из них — основателю Фуршета Игорю Баленко и его партнерам, 20% — Auchan.

 

Оборот сети в 2007 году составил $870,7 млн,. Количество торговых точек в июне 2008-го — 86. Весной прошлого года, после продажи 20% акций Anthousa Ltd. французской группе Auchan, при участии французов были созданы две компании. Первая — «Ашан-Украина» (66% акций принадлежит Auchan, 19% — ЗАО «Фуршет», 15% — председателю наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Баленко). Эта компания будет открывать гипермаркеты и координировать операционную деятельность подразделений ретейла. Вторая — девелоперская компания «Иммошан-Украина» (50% акций принадлежит Auchan, 40% — Баленко, а 10% — третьему финансовому партнеру).

 

 Украинская редакция Retail.ru

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
192
Как начать производить товары под собственной торг...
208
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
2742
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
417
О нестандартных решениях международной компании
1524
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8145
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
3999
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2318
 

Основатель торговой сети «Фуршет» Игорь Баленко рассчитывает, что сотрудничество с французской Auchan позволит его компании выйти в лидеры украинского ретейла

 

Почему крупные украинские ретейлеры начали активно инвестировать в коммерческую недвижимость, производство, отельный и ресторанный бизнес — снизилась доходность торговли?

 

— Это желание не топ-менеджеров компаний, а их владельцев. Они одновременно участвуют в других бизнесах и хотят развивать все перспективные направления. У каждой компании много собственников и каждый занимается тем, что ему нравится. Мы, например, сотрудничаем с группой Auchan, строящей в Украине гипермаркеты и торгово-развлекательные центры. В то же время менеджмент розничной сети управляет своим бизнесом и, в принципе, не заинтересован в его диверсификации.

 

По данным открытых источников, вы владеете 39% акций девелоперской компании «Трускавец-Курортсервис» (ТКС), 68% акций гостиничного оператора Clubhouse Group Holding (сеть трехзвездочных отелей «7 дней») и 25% сети ресторанов «Грылица». ЗАО «Фуршет» объединяет все эти направления?

 

— Нет, к Фуршету они прямого отношения не имеют. Но я действительно являюсь одним из совладельцев перечисленных компаний.

 

Будет ли ТКС предоставлять площадки под строительство гостиниц «7 дней», ведь у ТКС и Clubhouse Group Holding общие акционеры?

 

— Да. Если это будет выгодно обеим компаниям, потому что у них разные цели и задачи. Предлагать партнерам участки ТКС будет в первую очередь, но по рыночным ценам и на общих основаниях.

 

Вы собираетесь до 2012 года открыть 30 ресторанов, до 2014 года — 9 отелей, а с Auchan и ТКС построить 5 торгово-развлекательных центров. Почему вы решили развивать именно эти направления?

 

— Они очень перспективные с точки зрения доходности, и мне это интересно. Изначально мы занимались коммерческой недвижимостью, но использовали ее для своих нужд: арендовали, покупали торговые помещения под магазины «Фуршет». Теперь решили строить и сдавать в аренду офисные, жилые и развлекательные центры.

Коммерческая недвижимость прибыльнее торговли?

 

— Смотря, какую цель ставить перед собой. Торговля — более рискованный бизнес: большинство площадей арендуется, многое зависит от формата, от действий команды управляющих менеджеров. Девелопмент считается более стабильным, чем оперативный бизнес. Здесь главное найти хорошую площадку в центре города, придумать концепцию для будущего торгового или офисного центра — и это всегда будет работать. Но доходность на вложенный капитал намного ниже, чем в ретейле.

 

Другими словами, вам все равно, как зарабатывать миллион в год: в виде 3% от 100 миллионов оборота супермаркетов, или 30% от 1 миллиона, вложенного в строительство коммерческой недвижимости?

 

— Да.

 

Почему вы заинтересовались отельным бизнесом, ведь гостиницы окупаются гораздо дольше торговых центров или офисов?

 

— Потому что эта ниша свободна. У нас есть либо отели очень высокого класса с заоблачными ценами, либо дешевые гостиницы с низким качеством обслуживания. Современных гостиниц с недорогими номерами в Украине нет. Поэтому мы решили развивать сеть трехзвездочных отелей, с номерами за $60-100 в сутки. «7 дней» рассчитаны на путешествующих по стране украинцев — отправившихся в поездку по делам или отдыхающих.

 

Каждый ресторан «Грылица» обходится в $280 тысяч, гостиница «7 дней» в $20 миллионов, торговый центр от ТКС — $25 млн. В какое направление вы инвестируете больше всего?

 

— В развитие розницы, потому что она требует крупных инвестиций.

Сколько планируете вложить в открытие новых Фуршетов в Украине и Молдове в 2008-м?

 

— $100 миллионов. 30-40% — собственные средства, остальные — заемные. Мы развиваемся в соответствии с планом — до конца года откроем около 30 новых супермаркетов и выйдем на оборот в $1,24 миллиарда.

 

Вы активно пользуетесь кредитными средствами. В конце 2007 года ЕБРР выдал вам займ на $90 миллионов. Сколько всего долговых обязательств у Фуршета?

 

— Это коммерческая тайна. Долгов много — мы пользуемся всеми возможными кредитными ресурсами для развития сети. Но по сравнению с нашими оборотами в сотни миллионов долларов и размерами компании они невелики. Крупные сети могут брать в долг миллиарды гривен и чувствовать себя спокойно, потому что у них значительные оборотные средства и прибыль. Мы никогда не создаем кризисную ситуацию, когда не можем отдать кредит в оговоренный срок.

 

Продав часть акций на зарубежной фондовой бирже, можно не только рассчитаться с кредиторами, но и привлечь средства для развития. Вы не планируете IPO?

 

— Сейчас нет, поскольку уже продали 20% акций группе компаний Auchan. Фуршет рассчитывает на стабильное и долгосрочное сотрудничество с сильным партнером. В ближайшие пять лет мы не планируем IPO, потом — посмотрим.

 

По информации агентства «Интерфакс», 2007-й ЗАО «Фуршет» закончило с убытком в 966,6 тысяч гривен, хотя еще год назад прибыль составляла 549,7 тысяч гривен — почему?

 

— У вас неверные сведения. Мы только заканчиваем аудит, после чего официально опубликуем результаты своей деятельности. По моим предположениям, финансовый год Фуршет закончил без потерь.

 

По обороту Фуршет в 2007 году занял третье место среди украинских ретейлеров — после Fozzy Group и Metro C&C. Вас устраивает эта позиция?

 

— Да, потому что быть лидером — значит попасть в тройку. Мы считаем, что это нормальная ситуация, но стремимся к первенству. Думаю, что совместно с группой Auchan через два года станем компанией номер один на розничном рынке, поскольку у нас будет консолидированная отчетность и будут учитываться обороты украинского подразделения Auchan и Фуршета.

 

Кстати, о партнерстве: кто, кроме вас, владеет ЗАО «Фуршет»?

 

— Это закрытая информация. Нашим акционером был ЕБРР, но он продал свою долю Auchan (ЕБРР продал 15% акций ЗАО «Фуршет». — Прим. Контрактов). Мы поменяли финансовых партнеров на стратегических.

 

Auchan и Фуршет конкурируют между собой?

 

— Нет. Формат Фуршета — супермаркеты до семи тысяч квадратных метров торговой площади. Auchan строит гипермаркеты — свыше семи тысяч.

 

В супермаркетах закупаются на день или два, в гипермаркетах — на всю неделю — у нас разные форматы и стратегии продаж. Думаю, мы можем быть лидерами на рынке и не конкурировать, а наоборот помогать друг другу.

 

В чем отличие «стратегии продаж» Фуршета и украинского Auchan?

 

— У гипермаркетов иная ценовая политика и ассортиментный ряд. В основном они зарабатывают не на продуктах питания, а на товарах категории non-food. В гипермаркетах можно купить мебель, бытовую технику, мобильные телефоны и т. д., а Фуршет основной доход получает от продажи пищевых продуктов.

 

У альянса есть готовые площадки под строительство семи гипермаркетов Auchan?

 

— Да, они находятся в собственности Ашан-Украина.

 

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке организованной торговли?

 

— Доля организованной розницы пока не очень высока — менее 50% по всей стране. Конкуренция наблюдается только в крупных городах, иногда в некоторых городских районах, в целом в Украине она невелика. Так что когда Антимонопольный комитет называет нас, розничные сети, монополистами — это звучит смешно. Кроме того, у каждой торговой точки, независимо от формата и наценок, своя аудитория. Розница привязана к дому — никто не станет ездить в супермаркет из одной части города в другую. Кстати, я не считаю, что в Киеве большая конкуренция, потому что в столице очень мало свободных площадок под супермаркеты. Думаю, действительно серьезная борьба за покупателя среди сетевых магазинов начнется через 3-5 лет.

 

Тем не менее даже на таком низкоконкурентном рынке почти не развиваются российские сети. Украинские Патэрсоны проданы. Прекратил развивать бизнес в Украине «Перекресток». Он следующий кандидат на поглощение?

 

— Насколько я знаю, «Перекресток» будет сотрудничать с компанией «XXI Век» — открывать супермаркеты в ее торговых центрах. Собственник «Перекрестков» — российская Х5 Retail Group — большая компания. Она не сдастся. Планы у нее значительны, и я не думаю, что украинский рынок им неинтересен.

 

На открытие торгового центра уходит несколько лет. Можно предположить, что «Перекресток» даже в сотрудничестве с XXI Веком не сможет угнаться за лидерами рынка, открывающими по 20-30 супермаркетов за год.

 

— Значит, «Перекресток» будет развиваться пассивно.

 

Портрет ретейлера

 

ЗАО «Фуршет» владеет сетью одноименных супермаркетов. 100% акций компании принадлежат британской Anthousa Ltd., около 80% из них — основателю Фуршета Игорю Баленко и его партнерам, 20% — Auchan.

 

Оборот сети в 2007 году составил $870,7 млн,. Количество торговых точек в июне 2008-го — 86. Весной прошлого года, после продажи 20% акций Anthousa Ltd. французской группе Auchan, при участии французов были созданы две компании. Первая — «Ашан-Украина» (66% акций принадлежит Auchan, 19% — ЗАО «Фуршет», 15% — председателю наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Баленко). Эта компания будет открывать гипермаркеты и координировать операционную деятельность подразделений ретейла. Вторая — девелоперская компания «Иммошан-Украина» (50% акций принадлежит Auchan, 40% — Баленко, а 10% — третьему финансовому партнеру).

 

 Украинская редакция Retail.ru

Украина. Мэтры розницы. Интервью с основателем тогровой сети "Фуршет" Игорем Баленко.Украина, ретейл, недвижимость
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Украина. Мэтры розницы. Интервью с основателем тогровой сети "Фуршет" Игорем Баленко.
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/29133/2018-07-20