7 августа 2008, 00:00 2132 просмотра

X5 вырастет на таблетках

Компания создает СП с аптечной сетью сестры президента «Копейки»

Как стало известно, крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group договорился с аптечной сетью А5 о создании совместного предприятия по развитию сети аптек на площадях магазинов «Пятерочка» и «Перекресток». В августе должно быть подписано соглашение, по которому X5 получит от 10% до 25% СП. До конца года новое предприятие откроет около 50 аптечных пунктов, а через пару лет, считают эксперты, сможет потеснить крупнейшие федеральные сети — «36,6» и «Риглу».

«Окончательное решение по величине пакета X5 и юридической форме СП будет принято в конце лета»,— рассказал источник, близкий к переговорам X5 Retail Group и ОАО «Торговая сеть “Аптечка”» (оператор сети А). В любом случае, X5 достанется миноритарная доля: обсуждаются варианты в диапазоне от 10% до 25%, добавил он. Гендиректор А Владимир Кинцурашвили и гендиректор X5 Лев Хасис от комментариев отказались, но источники, близкие к сторонам, говорят, что они принципиально договорились об общем бизнесе.

СП будут принадлежать все аптечные пункты А в сетях «Пятерочка» и «Перекресток», включая 43 действующих (пока ими владеет «Аптечка») и 50 новых, которые должны открыться до конца года. Всего «Аптечка» сейчас объединяет 143 аптеки А в Москве, Московской области, Смоленске, Саратове, Ростове и др. Выручка сети в 2007 году составила $36 млн, план на 2008 год — $98 млн.

О том, что X5 может развивать аптечную розницу, компания заявляла еще осенью 2006 года: вместе с сетью супермаркетов «Меркадо» она купила у Сулеймана Керимова 13 аптек площадью 20– кв. м каждая. Позже все эти объекты арендовала сеть А

Несмотря на схожесть названий, X5 и A5 до сих пор ничто не связывало, кроме договоров аренды. Торговую сеть «Аптечка» в 2006 году создали владельцы компании «Сеть розничной торговли», бывшего крупнейшего франчайзи ОАО «Торговый дом “Копейка”». По данным на 30 марта 2008 года, «Аптечкой» в равных долях владели Анна Лазарева, сестра вице-президента «Уралсиба» и гендиректора «Копейки» Сергея Солодова, и Роман Буздалин. На рынке А считается активом самого господина Солодова, но сам он опровергает это.

Х Retail Group образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Чистая выручка в 2007 году — $5,32 млрд. У «Альфа-групп» — 48,4% X5, free float — 25,3%. Капитализация — $7,7 млрд.

По данным ЦМИ «Фармэксперт», согласно итогам 2007 года А с 60 аптеками в Москве занимала седьмое место среди крупнейших аптечных операторов столицы по количеству точ ек (доля на столичном рынке оценивается в 0,89%). Лидерами столицы эксперты называют сети «Столичные аптеки» (238 аптек, 5,35% рынка Москвы), «Аптечная сеть 36,6» (233 аптеки, 10,89%) и «Ригла» (включая О — 126 аптек, 3,10%).

На 30 июня 2008 года X5 объединяла 991 магазин без учета франчайзинговых (762 «Пятерочки» и 229 «Перекрестков»). По словам источника, близкого к переговорам, «X5 готов предоставить А всю географию своего розничного бизнеса». Аналитик ИК «Совлинк» Павел Жаворонков предполагает, что благодаря этому А сможет потеснить даже крупнейшие федеральные аптечные сети: «С учетом того, что около 25% магазинов X5 не подходят для открытия аптечного пункта из-за размера или месторасположения, через год А все равно может объединять уже порядка 700 аптек».

«Сотрудничество продуктового и аптечного операторов гарантирует обеим сторонам постоянный трафик. Аптечная сеть получает быструю возможность для развития, а продуктовый ритейлер компенсирует недостаток ассортимента»,— отмечает управляющий партнер ИК Falcon Игорь Кованов. В октябре ТД «Копейка» намерен провести тендер среди аптечных ритейлеров с целью заключить соглашение о сетевой аренде сроком от 3 до 15 лет.

Ирина Парфентьева, Кристина Бусько, КоммерсантЪ

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

X5 вырастет на таблеткахА5, Х5, Хасис, аптеки, маркетинг, пятерочка, перекресток