Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Вместе мы сила
ФАС России предлагает принять международную конвенцию по противодействию картелям
В России, как и во всем мире, картели запрещены безусловно – это так называемый запрет per se. Во всех ведущих мировых юрисдикциях существует презумпция того, что любой картель вреден для
конкуренции. Но несмотря на жесткие законодательные запреты, картели у нас есть. Почему картели не исчезают и как с ними бороться, «РГБ» рассказал начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Тенишев.– Каковы причины живучести картелей в современной экономике?
– Для существования картелей, к сожалению, есть питательная почва. Соглашения о разделе рынка, как правило, рудимент старой, плановой экономики, а ценовые картели и сговоры на торгах обычно – результат стремления недобросовестного бизнеса к получению сверхприбылей.
– Много ли решений ФАС выносит по картельным делам?
– Только за 2013 год ФАС и ее территориальные органы вынесли 147 решений по делам о нарушении части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. 78% – это решения о сговорах на торгах. Оставшиеся 33 дела – это картели на товарных рынках, как правило, ценовые или о разделе рынка. За последние годы ФАС вынесла решения в отношении целого ряда крупных картелей, охватывающих целые отрасли. Это, например, картели на рынках оптовых поставок минтая, норвежской семги, вьетнамского пангасиуса, «содовый», «соляной» картели; сговоры между участниками аукционов по продаже прав на заключение договоров о закреплении квот добычи крабов в Приморье; сговоры на торгах по поставкам медикаментов для нужд минздрава, мясных изделий для нужд минобороны, вещевого имущества для нужд МВД России. К сожалению, иногда в антиконкурентных соглашениях нам приходится уличать органы власти различных уровней (от администраций и правительств областей и республик до федеральных агентств, служб и министерств). О масштабности рассмотренных дел свидетельствует один показатель – сумма штрафов, наложенных в 2013 году на участников антиконкурентных соглашений, составила почти 4 млрд рублей.
– Какая ответственность предусмотрена за картели и взаимодействуете ли вы с правоохранительными органами?
– Ответственность за антиконкурентные соглашения в административном праве суровая – до 15% от оборота компании на рынке, где совершено правонарушение, а для должностных лиц, при определенных условиях, может наступить уголовная ответственность. Меры административной ответственности мы применяем самостоятельно. Вопросы уголовной ответственности находятся в ведении МВД России и Следственного комитета РФ, с которыми у ФАС подписаны соглашения о взаимодействии и созданы межведомственные рабочие группы. Это позволяет оперативно обмениваться информацией, решать текущие вопросы межведомственного взаимодействия. Надеюсь, что такое взаимодействие позволит в ближайшее время на практике реализовать нормы об уголовной ответственности за картели. При этом последовательная позиция ФАС состоит в том, что уголовная ответственность должна остаться лишь за картели, как наиболее общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства. По инициативе ФАС был декриминализован значительный массив нарушений антимонопольного законодательства: согласованные действия, запрещенные «вертикальные» соглашения и иные антиконкурентные соглашения. Сейчас ФАС инициировано исключение уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление доминирующим положением: предлагаем в разы повысить пороги размера ущерба и дохода, по достижении которых наступала бы уголовная ответственность за картели. Все это несколько изменяет вектор: уголовная ответственность должна наступать за серьезные, общественно-опасные антиконкурентные соглашения, в остальных случаях достаточно административного штрафа. Полагаю, необходимо обеспечить и неотвратимость наказания. В действующем законодательстве предусмотрен набор необходимых инструментов по выявлению и доказыванию антиконкурентных соглашений: внеплановые проверки, запросы информации и возможность освободить от административной ответственности участника картеля, первого явившегося «с повинной» в антимонопольные органы. Деятельность картелей, как правило, является тайной. Поэтому ФАС выступила с законодательной инициативой уполномочить МВД России проводить оперативно-разыскные мероприятия в отношении участников картелей. Результаты этих мероприятий разрешить передавать в ФАС для использования в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Также предлагается предусмотреть в УК РФ возможность освобождения от уголовной ответственности лица, первого заявившего о картеле. Это позволит синхронизировать программы освобождения от административной и уголовной ответственности.
– Часто ли обжалуются ваши решения?
– Действующее законодательство предусматривает право наших ответчиков обжаловать решения антимонопольных органов в суде. Понимая, какая ответственность может наступить, большую часть наших решений виновные компании обжалуют. Судебная практика по делам о картелях только начинает формироваться и пока еще складывается достаточно противоречиво, поэтому в таких условиях есть смысл обжаловать практически любое решение антимонопольной службы. Для арбитражных судов дела о картелях – совершенно новая категория дел. Эти дела кардинально отличаются от привычных хозяйственных споров как предметом, так и способами доказывания. Да, при таких обстоятельствах, бывает, что мы проигрываем в суде. Но здесь надо понимать, о чем идет речь. В условиях складывающейся арбитражной практики можно проиграть три инстанции и получить положительное решение в высшей судебной инстанции. Так, например, было при судебном рассмотрении дел о Кемеровской алкогольной ассоциации и Ассоциации операторов алкогольного рынка Оренбуржья. По этим делам мы получили отрицательные судебные решения в трех инстанциях. Но при этом Высший арбитражный суд поддержал позицию ФАС и вынес по этим же делам прецедентные решения о предмете доказывания по делам о картелях и о доказательствах по этой категории дел. То, что антимонопольный орган иногда проигрывает в судах своим оппонентам, нормально – истина рождается в споре. Суды для того и существуют, чтобы можно было оспорить решение государственного органа и защитить нарушенное право. При этом хотелось бы сказать о цифрах. В 2013 году наше Управление по борьбе с картелями окончательно проиграло в судах лишь одно дело – о картеле на рынке хлора жидкого в контейнерах. В территориальных органах в 2013 году суды отменили не более 15% решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях. Последнее время судебная практика меняется в положительную сторону. Суды приходят к осознанию того, что случаи заключения формальных, т.е. документальных картельных соглашений, чрезвычайно редки. Обычно такие соглашения заключают тайно, устно, и поэтому достаточность доказательств в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально на основе оценки всей совокупности факторов.
– Сейчас много спорят о полномочиях ФАС проводить внеплановые проверки. Какова ваша позиция?
– Внеплановые проверки – один из наиболее эффективных инструментов по выявлению и доказыванию антиконкурентных соглашений. Такие проверки позволяют нам находить прямые доказательства существования картелей. Видимо, именно это сильно беспокоит наших оппонентов. Полномочия проводить внезапные проверки есть у многих антимонопольных органов мира. Аналогичные полномочия есть практически у всех других российских контролирующих органов, например, у налоговой службы, таможенников, Ростехнадзора. В 2013 году Управление по борьбе с картелями провело 62 такие проверки. Некоторые из них были обжалованы в суд и прокуратуру, но ни одна из них не была признана незаконной.
– Нужны ли судебные санкции для проведения внеплановых проверок?
– Нет, действующим законодательством это не предусмотрено. Общее правило – судебное разрешение нужно только для тех действий органов власти, которые существенно ограничивают права и свободы граждан. ФАС проводит проверки в отношении юридических лиц, права и свободы граждан этими проверками не затрагиваются. В зарубежных юрисдикциях конкурентные ведомства, которым для проведения проверки необходимо получить разрешение суда, получают и большие полномочия – обыскивать жилые помещения, изымать документы и носители информации, приостанавливать на время проверки работу предприятий.
– Сейчас ФАС рассматривает дело о картеле океанских линейных перевозчиков. Какое значение оно имеет для развития международного сотрудничества?
– Это прецедентное дело как с точки зрения масштабности расследуемого картеля и его возможного влияния на экономику страны, так и с точки зрения развития международного сотрудничества конкурентных ведомств. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении 14 российских хозяйствующих субъектов, являющихся агентами либо дочерними компаниями крупнейших транснациональных контейнерных перевозчиков. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС предстоит дать правовую оценку и их деятельности – благо, что наше законодательство это позволяет. Аналогичные расследования ведут антимонопольные органы США и Евросоюза.
Не так давно представители ФАС и сотрудники Генерального директората по конкуренции Европейской комиссии обсудили общие проблемы, связанные с проводимым расследованием на рынке океанских контейнерных линейных перевозок и рассмотрели возможные подходы при расследовании таких нарушений.
Мы предложили коллегам из Еврокомиссии рассмотреть возможность синхронизации действий ФАС и Генерального директората по конкуренции Еврокомиссии при проведении наших расследований. Далее планируется наладить сотрудничество с министерством юстиции США и конкурентными ведомствами стран Юго-Восточной Азии. Расследование этого дела выявило ряд проблем как в российском, так и в международном нормативном регулировании линейных океанских перевозок. Сейчас активно работаем с минтрансом над поправками в Кодекс торгового мореплавания, исключающими легализацию картелей на рынке морских линейных перевозок. Полагаю, что России необходимо изменить свое отношение к Конвенции о Кодексе поведения линейных конференций, которая фактически разрешает деятельность картелей в сфере океанских линейных перевозок. Именно при рассмотрении конкретных дел наиболее остро видны проблемы, возникающие в области международного сотрудничества в сфере противодействия международным картелям.
Одна из основных трудностей – отсутствие должной правовой базы, которая бы обеспечила баланс глобальных и национальных интересов при проведении совместных расследований. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы мы предлагаем принять международную конвенцию по противодействию картелям.
Елена Шмелева, «Российская Бизнес-газета» – Бизнес и власть №940 (11)
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.