Retail
Законодательство в торговле
Открытия и закрытия магазинов
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Техника, электроника, сотовый ритейл
2 декабря 2013, 00:00 7692 просмотра

Крупнейшие слияния на рынке ритейла могли не состояться из-за предписаний ФАС

За последние три месяца было объявлено о расторжении возможного слияния крупнейших сетевых компаний X5 Retail Group и «Седьмой континент», а также «М.видео» и «Эльдорадо». В ряде регионов сети занимают доминирующие позиции, и одним из условий слияния было закрытие ими части торговых точек, что значительно снижало рентабельность сделок. При этом фондовые аналитики считают, что лаг у ритейлеров по сделкам достаточный и в следующем году стоит ожидать новых слияний.

На прошлой неделе стало известно, что самая ожидаемая сделка на рынке ритейла между вторым после «Магнита» ритейловым гигантом X5 Retail Group (торговые сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») и «Седьмым континентом» не состоится. Напомним, что в начале августа владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов объявил тендер на покупку операционной компании своей сети, а также приобретение права аренды на 130 из 160 магазинов сроком на 15 лет. Лучшую цену предложила X5 Retail Group. Однако в середине ноября Занадворов отказался от продажи и решил развивать свою сеть на средства Сбербанка. Так сорвалась самая грандиозная сделка в ритейле, которую эксперты оценивали в $3 млрд.

В X5 Retail Group утверждают, что ни о какой сделке речи не шло. Информацию о покупке они называют слухами. В ФАС «Известиям» сообщили, что сеть не подавала ходатайства об антимонопольной оценке сделки. Однако, по словам источника на рынке, отсутствие официального обращения в антимонопольный орган не мешало X5 обращаться за устными консультациями в ФАС, в результате чего стало понятно, что регулятор если и одобрит сделку, то с очень невыгодными для покупателя предписаниями. Бизнес «Седьмого континента» сосредоточен в Московском регионе, где доля магазинов X5 близка к доминирующей (35% согласно ФЗ «О торговле». – «Известия»).

Эту версию подтверждает и тот факт, что несколькими месяцами ранее не состоялось еще одно глобальное слияние сетей бытовой электроники – «Эльдорадо» (принадлежит чешской PPF Group) и ее ближайшего конкурента компании «М.видео». Переговоры о слиянии велись с 2011 года. Тогда компании планировали обменяться акциями таким образом, чтобы контрольный пакет остался за PPF, однако стороны не сошлись в оценке бизнеса «М.видео».

В этом году переговоры возобновились, но сделка развалилась после предписаний, выставленных антимонопольной службой. ФАС одобрила сделку с оговорками: в случае слияния ритейлеры должны сократить рыночную долю до 35% в 30 регионах. По словам источников, это означало, что в крупных городах «М.видео» пришлось бы закрыть большую часть магазинов «Эльдорадо», что с финансовой точки зрения делало сделку малопривлекательной для покупателя. Исходя из экспертной оценки «Эльдорадо» в $1 млрд, потери в результате закрытия магазинов могли составить порядка 15% от общей стоимости компании.

Аналитики финансового сектора отмечают, что и для продавца рынок сейчас находится на не самых выгодных позициях. За последние годы оценка компаний потребительского сектора снизилась, отмечают они: акционерам неинтересно заключать сделки в невыгодных рыночных условиях. Но ставить крест на соглашениях между «М.видео» с «Эльдорадо» или кого-то из крупных ритейлеров с «Седьмым континентом» аналитики финансового сектора не советуют: потенциальные покупатели будут выжидать, когда мультипликаторы вернутся на более привлекательные уровни.

По словам аналитика УК «Финам» Максима Клягина, похожая ситуация наблюдалась в России в посткризисном 2009 году, когда многие сделки были приостановлены.

Слухи о потенциальных сделках нередко служат инструментом повышения стоимости публичной компании. И при благоприятной конъюнктуре биржа реагирует ростом котировок. Однако ни в случае с «М.видео», ни в ситуации с X5 Retail Group существенного роста стоимости ценных бумаг компаний на бирже не произошло. Напротив, в день объявления о возможной экспансии акции X5 подешевели на 2%. При этом акции конкурентов сети в этот день росли в цене на 4%. Также прохладно рынок отреагировал на потенциальную сделку «М.видео»: котировки демонстрировали незначительный рост в рамках общего повышения. Снижение стоимости акций X5 Retail Group Клягин объясняет поведением так называемых коротких инвесторов, которые избавляются от бумаг, боясь лишиться дивидендов.

В ближайшее время рынок ритейла ждет обилие сделок по слиянию и поглощению торговых сетей, прогнозирует эксперт. Покупать будут как лидеров регионального рынка ритейла с оборотом 5–10 млрд рублей, так и крупных игроков с бюджетами в миллиарды долларов.

«Рынок ритейла динамичен. В сравнении с западными российский сетевой рынок менее насыщен и имеет большой потенциал для роста», – считает Клягин.

«Будет продолжать продавать себя и «Седьмой континент», – считает бывший топ-менеджер X5 Retail Group, а ныне управляющий партнер ГК Management Development Group (розничные сети ProdECO, «ГастрономчикЪ», «Марка») Дмитрий Потапенко. Он не разделяет оценки грандиозности сделки между двумя ритейлерами: «Даже если сети объединятся, «Магнит» всё равно их задавит», – говорит он.– Особенной концентрации X5 на рынке не появится даже в Москве. Дело в том, что у X5 Retail Group в столице примерно 15% рынка, а у «Седьмого континента» – не больше 1%. По России у X5 насчитывается 25 тыс. точек сетевого ритейла и сотни тысяч несетевых магазинов. Но если общий объем рынка составляет несколько триллионов, то у X5 всего лишь несколько миллиардов», – заключает собеседник.

FoodMarkets.ru

Логотип «Магнит» «Магнит»

«Магнит» — одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России, лидер по количеству магазинов и географии их размещения. Ежедневно торговые точки компании посещают почти 12 миллионов человек. «Магнит» имеет 25-летнюю историю, сеть основана 5 марта 1994 г. в Краснодаре. По данным на 30 июня 2019 года, «Магнит» насчитывал 19 884 торговые точки разных форматов&n...

Подробнее о компании

Логотип М.Видео М.Видео

«М.Видео» (после объединения с компанией «Эльдорадо» также упоминается как группа «М.Видео — Эльдорадо» — российская торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники. Является публичной компанией (акции котируются на Московской бирже), контролируется структурами промышленно-финансовой группы «САФМАР» Михаила Гуцериева. По данным за 2018 год, «М.Виде...

Подробнее о компании

Логотип Седьмой Континент Седьмой Континент

На конец декабря 2007 магазины  расположены в Москве и Московской области, Калининграде и Калининградской области, Перми, Санкт-Петербурге, Рязани, Челябинске, Минске (Республика Беларусь), Перми. (F)на конец декабря 2007 года компания управляет 127 магазинами (G)а конец декабря 2007 года порядка 147 тыс. квадратных метров (J)8 ноября 2007 года владельцем ...

Подробнее о компании

Логотип Эльдорадо Эльдорадо

«Эльдорадо» — торговая сеть по продаже бытовой техники и электроники. Розничная сеть «Эльдорадо» входит в Группу «М.Видео-Эльдорадо» (ПАО «М.видео») — крупнейшую российскую розничную компанию, которая объединяет бренды на рынке бытовой техники и электроники «М.Видео» и «Эльдорадо», а также маркетплейс Goods. Совокупная годовая выручка компани...

Подробнее о компании
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
162
4 направления в дизайне, реализованные в торговых ...
425
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
206
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
1959
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2168
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2728

За последние три месяца было объявлено о расторжении возможного слияния крупнейших сетевых компаний X5 Retail Group и «Седьмой континент», а также «М.видео» и «Эльдорадо». В ряде регионов сети занимают доминирующие позиции, и одним из условий слияния было закрытие ими части торговых точек, что значительно снижало рентабельность сделок. При этом фондовые аналитики считают, что лаг у ритейлеров по сделкам достаточный и в следующем году стоит ожидать новых слияний.

На прошлой неделе стало известно, что самая ожидаемая сделка на рынке ритейла между вторым после «Магнита» ритейловым гигантом X5 Retail Group (торговые сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») и «Седьмым континентом» не состоится. Напомним, что в начале августа владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов объявил тендер на покупку операционной компании своей сети, а также приобретение права аренды на 130 из 160 магазинов сроком на 15 лет. Лучшую цену предложила X5 Retail Group. Однако в середине ноября Занадворов отказался от продажи и решил развивать свою сеть на средства Сбербанка. Так сорвалась самая грандиозная сделка в ритейле, которую эксперты оценивали в $3 млрд.

В X5 Retail Group утверждают, что ни о какой сделке речи не шло. Информацию о покупке они называют слухами. В ФАС «Известиям» сообщили, что сеть не подавала ходатайства об антимонопольной оценке сделки. Однако, по словам источника на рынке, отсутствие официального обращения в антимонопольный орган не мешало X5 обращаться за устными консультациями в ФАС, в результате чего стало понятно, что регулятор если и одобрит сделку, то с очень невыгодными для покупателя предписаниями. Бизнес «Седьмого континента» сосредоточен в Московском регионе, где доля магазинов X5 близка к доминирующей (35% согласно ФЗ «О торговле». – «Известия»).

Эту версию подтверждает и тот факт, что несколькими месяцами ранее не состоялось еще одно глобальное слияние сетей бытовой электроники – «Эльдорадо» (принадлежит чешской PPF Group) и ее ближайшего конкурента компании «М.видео». Переговоры о слиянии велись с 2011 года. Тогда компании планировали обменяться акциями таким образом, чтобы контрольный пакет остался за PPF, однако стороны не сошлись в оценке бизнеса «М.видео».

В этом году переговоры возобновились, но сделка развалилась после предписаний, выставленных антимонопольной службой. ФАС одобрила сделку с оговорками: в случае слияния ритейлеры должны сократить рыночную долю до 35% в 30 регионах. По словам источников, это означало, что в крупных городах «М.видео» пришлось бы закрыть большую часть магазинов «Эльдорадо», что с финансовой точки зрения делало сделку малопривлекательной для покупателя. Исходя из экспертной оценки «Эльдорадо» в $1 млрд, потери в результате закрытия магазинов могли составить порядка 15% от общей стоимости компании.

Аналитики финансового сектора отмечают, что и для продавца рынок сейчас находится на не самых выгодных позициях. За последние годы оценка компаний потребительского сектора снизилась, отмечают они: акционерам неинтересно заключать сделки в невыгодных рыночных условиях. Но ставить крест на соглашениях между «М.видео» с «Эльдорадо» или кого-то из крупных ритейлеров с «Седьмым континентом» аналитики финансового сектора не советуют: потенциальные покупатели будут выжидать, когда мультипликаторы вернутся на более привлекательные уровни.

По словам аналитика УК «Финам» Максима Клягина, похожая ситуация наблюдалась в России в посткризисном 2009 году, когда многие сделки были приостановлены.

Слухи о потенциальных сделках нередко служат инструментом повышения стоимости публичной компании. И при благоприятной конъюнктуре биржа реагирует ростом котировок. Однако ни в случае с «М.видео», ни в ситуации с X5 Retail Group существенного роста стоимости ценных бумаг компаний на бирже не произошло. Напротив, в день объявления о возможной экспансии акции X5 подешевели на 2%. При этом акции конкурентов сети в этот день росли в цене на 4%. Также прохладно рынок отреагировал на потенциальную сделку «М.видео»: котировки демонстрировали незначительный рост в рамках общего повышения. Снижение стоимости акций X5 Retail Group Клягин объясняет поведением так называемых коротких инвесторов, которые избавляются от бумаг, боясь лишиться дивидендов.

В ближайшее время рынок ритейла ждет обилие сделок по слиянию и поглощению торговых сетей, прогнозирует эксперт. Покупать будут как лидеров регионального рынка ритейла с оборотом 5–10 млрд рублей, так и крупных игроков с бюджетами в миллиарды долларов.

«Рынок ритейла динамичен. В сравнении с западными российский сетевой рынок менее насыщен и имеет большой потенциал для роста», – считает Клягин.

«Будет продолжать продавать себя и «Седьмой континент», – считает бывший топ-менеджер X5 Retail Group, а ныне управляющий партнер ГК Management Development Group (розничные сети ProdECO, «ГастрономчикЪ», «Марка») Дмитрий Потапенко. Он не разделяет оценки грандиозности сделки между двумя ритейлерами: «Даже если сети объединятся, «Магнит» всё равно их задавит», – говорит он.– Особенной концентрации X5 на рынке не появится даже в Москве. Дело в том, что у X5 Retail Group в столице примерно 15% рынка, а у «Седьмого континента» – не больше 1%. По России у X5 насчитывается 25 тыс. точек сетевого ритейла и сотни тысяч несетевых магазинов. Но если общий объем рынка составляет несколько триллионов, то у X5 всего лишь несколько миллиардов», – заключает собеседник.

FoodMarkets.ru

Крупнейшие слияния на рынке ритейла могли не состояться из-за предписаний ФАСфас, слияния и поглощения, m&a, седьмой континент, x5 retail group, магнит, м.видео
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Крупнейшие слияния на рынке ритейла могли не состояться из-за предписаний ФАС
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/krupneyshie-sliyaniya-na-rynke-riteyla-mogli-ne-sostoyatsya-iz-za-predpisaniy-fas/2019-12-06

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052