Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Михаил Гусманов, NLT Trade: «Освещение – мощный инструмент эффективности в бизнесе»
Международный эксперт в области светодиодного освещения, основатель компании NLT Trade Михаил Гусманов за время многолетней практики понял, что ритейлеры при выборе света для своих магазинов и складов часто ориентируются на устоявшиеся заблуждения и некорректные KPI. Немногим известно, что современные световые решения в первую очередь надо рассматривать как инструмент повышения эффективности, а не как возможность сэкономить на электроэнергии. Мы поговорили с Михаилом о типичных ошибках проектирования, новых трендах в освещении и успешных кейсах, реализованных в разных странах.
Михаил Гусманов проводит экскурсию по разделу выставки Euroshop 2020, посвященному технологиям освещения в ритейле. Фото: Дмитрий Шадрин.
– Для начала – как вы пришли в эту сферу – светодиодное освещение?
– Светодиоды – одна из самых перспективных и патентоемких отраслей, в которой ведутся активные научные изыскания. Мое базовое образование – Военный университет радиоэлектроники в Череповце, специализация – технический анализ. То есть, с одной стороны, я разбираюсь в физике и радиоэлектронике, с другой – могу подходить к процессу комплексно, анализируя разные факторы. Второе мое образование – в области финансов, третье – в сфере маркетинга. Моя компания сначала занималась интернет-продажей традиционных светильников, лампочек и гирлянд.
Но с 2009 года мы сделали упор на светодиодные светильники, с помощью которых можно создавать комплексные проекты торгового, офисного и промышленного освещения. Таким образом, сфера нашей деятельности расширилась, и компания вышла на новый уровень развития. С 2015 года мы начали активно изучать возможности освещения в ритейле и нашли много интересных закономерностей, с помощью которых можно повысить эффективность практически любого бизнеса.
– Как связаны освещение и эффективность бизнеса?
– Исследования показали, что качественно спроектированный свет позволяет создавать в помещении благоприятную для деятельности и времяпровождения атмосферу. Чтобы доказать это явление, мы замеряли в офисных помещениях индекс цветопередачи ламп – показатель, характеризующий отличие искусственного освещения от естественного. Эталоном считается солнечный свет, чья цветопередача принимается за 100%.
Так вот, при замерах освещения в офисах выяснилось, что чем ниже показатель цветопередачи, тем быстрее утомляются сотрудники. Механизмы этого явления глубоко пока не изучены, но доказано, что человек, находясь на улице, может работать дольше и эффективнее, чем в помещении. Видимо, при неестественном освещении мозгу приходится дополнительно обрабатывать информацию, и поэтому он быстрее утомляется.
Как правило, в офисных пространствах используется некачественное освещение, причина проста – арендодатели не заинтересованы ставить дорогой свет, а арендаторы не хотят дорого платить за аренду. Поэтому подавляющее количество офисов имеют плохое освещение, с минимальными требованиями уровня освещенности. Например, по стандарту, освещение на рабочем столе должно быть не менее 350 люкс, и проектировщики ориентируются именно на нижнее допустимое значение. Мало кто учитывает, что со временем поток светодиодов снижается, то есть 350 превращаются в 250–300 люкс.
Для сравнения, по европейским стандартам, освещение стола должно быть на уровне 600–800 люкс. У американцев еще выше – 1000 лк.
Во многих российских офисах откровенно темно. И это приводит к снижению работоспособности и портит зрение. Некоторые думают, что глаза болят от мерцания мониторов, но современные мониторы безопасны для зрения, – как правило, негативное влияние оказывает как раз искусственное освещение, но об этом мало кто знает и говорит.
В нашей практике были интересные кейсы, связанные и с физической работой. Например, один складской комплекс обслуживали 50 грузчиков, и владельцу часто приходилось нанимать дополнительную рабочую силу, потому что штатные сотрудники не справлялись с объемом работы. Мы заметили, что на складе очень темно, и порекомендовали заменить освещение. Подняли уровень освещенности с 50 до 250 люкс. После этого эффективность работы грузчиков настолько повысилась, что 20 человек оказались лишними. Инвестиции в свет окупились за 1,5 месяца только на ФОТ и налогах.
Ужасное освещение склада: уровень освещенности ниже требуемого в 35 раз.
– Получается, что чем ярче свет и мощнее светильники, тем лучше?
– Не совсем так, излишне освещать торговое или складское пространство тоже ошибочно. Существуют рекомендованные нормативы и профессиональные разработки, позволяющие делать правильный свет. Критериев определения «правильного света» очень много.
Понимая, что на рынке существует большое количество мифов, противоречий и заблуждений и что при проектировании магазинов ритейлеры ориентируются на некорректные KPI, считаю необходимым вести разъяснительную и просветительскую работу. Надо, чтобы руководители видели в использовании светодиодов не возможность оптимизировать издержки на электроэнергию, а мощный инструмент повышения эффективности.
У нас большой опыт работы в ритейле, реализованы уникальные проекты, помимо поставки энергосберегающих светильников умеем грамотно проектировать освещение, создавать атмосферу и при этом оптимизировать бюджет.
– Расскажите, что такое «правильный свет» и что необходимо учитывать при проектировании.
– При проектировании важно учитывать огромное количество параметров, но в первую очередь – задачи бизнеса и особенности помещения. И тут необходимы индивидуальный подход, тщательная разработка и нередко – применение уникальных светильников.
Например, на крупных складских комплексах с вертикальным хранением приходится устанавливать светильники максимально высоко – над верхними полками стеллажей. При этом на полу освещение должно быть не меньше 200–250 люкс, чтобы водители электропогрузчиков могли свободно ориентироваться в проходах. Для того чтобы добиться необходимого освещения на полу, надо сверху установить источники с мощной оптической системой, которая сможет переносить энергию с высоты 9–10 м до пола и при этом не слепить глаза. Большинство предлагаемых решений как раз либо слепят, либо дают освещение на полу всего лишь в 100–150 люкс. У нас есть уникальные светильники для складов с вертикальным хранением, позволяющие сделать комфортным уровень освещенности и снизить ослепляющий эффект для водителей электрокаров.
Сравнение освещенности в одном и том же складе. Слева – старое освещение, справа – новое. Разница – в 5 раз (40 лк и 200 лк).
В некоторых случаях есть смысл установить систему с датчиками – на больших складах, работающих в режиме 24/7, есть зоны, в которые погрузчики могут не заезжать в течение всего дня. Тогда за счет автоматического выключения локального света можно реально сэкономить на электроэнергии. Современные светильники включаются почти мгновенно и в отличие от металлогалогеновых ламп (МГЛ) не снижают эффективности из-за периодического включения и выключения.
– Какие интересные решения были вами реализованы при проектировании магазинов?
– Компанией NLT Trade разработано несколько уникальных решений, позволяющих поднять конверсию магазинов одежды, причем не только женской, но и мужской, спортивной и детской. Мы заметили, что в подавляющем большинстве примерочных в фэшн-магазинах просто ужасный свет. Я часто рассказываю об этом на конференциях, и меня очень хорошо понимает именно женская аудитория, подтверждая, что для них это существенная проблема. Примерочная – очень важное место магазина, где принимается решение о покупке, подбирается подходящий наряд, делаются селфи, чтобы посмотреть, как образ выглядит со стороны, и спросить совета друзей. Поэтому здесь необходимо обеспечить правильную цветопередачу и правильное расположение светильников.
Обычно свет в примерочных комнатах проектируется дизайнерами интерьеров, как правило, устанавливаются сверху светильники типа «даунлайт» холодного спектра, создающие тени под глазами и подчеркивающие дефекты фигуры, или недорогие китайские бра на стену по бокам от зеркала с низкой цветопередачей. Такие искажения слабо вдохновляют на покупку, особенно женщин, и, конечно же, продажи не будут расти.
Пример того, как выглядит образ в зеркале с использованием специального освещения в примерочной.
Мы придумали линейный «теплый» светильник, расположенный под углом 45 градусов с обоих углов зеркала. Такое освещение не создает тени на лице. Высота светильника 2 метра – освещает фигуру полностью и адекватно передает образ. Использование света в 3000 Кельвин с высоким индексом цветопередачи позволяет делать кожу немного загорелой, что подчеркивает достоинства фигуры и хорошо влияет на продажи, особенно купальников и нижнего белья.
Так образ выглядит на фото через зеркало.
Кстати, эту идею можно использовать в салонах красоты. Установить двойное освещение: верхнее – для мастера, акцентное – для клиента. Мы придумали верхний светильник в виде квадрата, тогда свет поступает равномерно с четырех точек, не создает тени на голове, и линейные светильники от зеркала, как в примерочной. Когда мастер работает, включает верхний свет и отключает свет от зеркала. Когда демонстрирует получившийся образ, наоборот, отключает верхний светильник (который как раз и дает тени под глазами) и включает от зеркала, где клиент видит себя в самом выгодном свете. При такой системе управления светом удовлетворенность клиента чаще всего будет высокой, а мастер сохранит хорошую работоспособность в течение дня, так как ему не придется крутить клиента в кресле, подстраиваясь под существующую систему освещения в зале.
– Есть ли специальные решения для продуктовой розницы?
– В продуктовых магазинах важно установить визуальный и эмоциональный контакт между товаром и покупателем. Если контакт установлен правильно, покупатель меньше смотрит на цену, выбирая то, что ему нравится. Например, нечищеная рыба на льду должна подсвечиваться холодным светом 5000 К и освещенностью в 3000+ люкс, тогда чешуя будет блестеть, витрина – выглядеть привлекательно, а морепродукты – свежими и качественными. Копченая красная рыба тоже может выглядеть аппетитно – для этого нужно использовать светильники с цветовой температурой 2700 К.
То же самое – с готовой едой. Очень важно, чтобы она выглядела аппетитно, а не блекло и сомнительно.
Сравнение внешнего вида нарезки под обычным освещением в холодильной горке и под специальным cпектром Fresh Meat.
Свет играет большую роль в отделе премиального алкоголя. Это должен быть своего рода лайфстайл-отдел, поддерживающий эффектные образы, созданные маркетологами глобальных алкогольных корпораций, в том числе продакт-плейсмент в фильмах, где стильные герои пьют крепкие напитки красивых янтарных тонов.
Замечено, что покупатель выбирает в первую очередь напиток, который по цвету выглядит «убедительно». Если в отделе премиального алкоголя использовать специально подобранный акцентный свет, нужный контакт с целевым покупателем будет установлен. Вообще у нас реализовано много успешных проектов в фуд-ритейле – около сотни только за 2020 год.
Без акцентного освещения все бутылки на полках черные. Нет «вкусного» цвета – нет желания покупать.
– Какие тренды отмечаются в сфере освещения торговой розницы?
– Основной тренд – стремление к комфортному освещению. К комфорту относятся такие понятия, как теплый свет. Первые магазины современной розницы работали на холодном свете в 5000К. Потом лидеры стали переходить на нейтральный свет – 4000 К. Те, кто захотел отстроиться от конкурентов, пошли по пути изменения дизайн-концепции, стали добавлять разнообразные цвета и уникальные световые решения. Сейчас все успешные ритейлеры, в первую очередь фэшн-сегмента, премиальные бутики, используют теплый белый свет. Постепенно к ним подтягивается продуктовая розница, наметились тенденции перехода на теплый свет в сегменте товаров для дома и ремонта.
Теплое акцентное освещение холодильных горок.
– Кстати, о магазинах DIY мы еще не говорили. Работали ли вы в этом сегменте?
– Да, у нас есть успешные кейсы в сегменте DIY&Household. Например, сеть «Кухни Мария» захотела установить правильный свет для наиболее выгодной демонстрации своей мебели. Проблема в том, что кухонный гарнитур, состоящий из двух фасадов – верхнего и нижнего, сложно равномерно осветить одним источником. Мы придумали установить трек-панель с подвижными элементами оптики. Это позволило обеспечить равномерную засветку, точную цветопередачу и таким образом дать конечному покупателю или дизайнеру четкое понимание того, как мебель будет выглядеть в интерьере.
Использование современной оптики в освещении мебели.
Мы проводили эксперимент с мебельными фасадами, подсвечивая их источниками разной цветовой температуры. Так вот, при холодном освещении даже дорогие белые фасады выглядят очень дешево, что сильно обесценивает товар. Нейтральный и теплый свет делает их тона пастельными и красиво выделяет текстуру.
Правильно осветить мебель – значит дать максимум информации клиенту о том, как она выглядит на самом деле.
Однажды в мебельном центре в Казани мы готовились проектировать новую систему освещения и проводили тест – над одним диваном заменили галогеновые источники света на два теплых прожектора и пошли с собственником осматривать помещение. Когда вернулись, диван, который использовался в качестве тестового образца, отсутствовал. Оказалось, буквально за 40 минут нашей экскурсии по торговому центру приехали дизайнер с заказчиком, которым сразу понравился благородный цвет дерева и кожи, и диван за 250 тыс. был куплен. В сознании заказчика, особенно премиального, товар должен соответствовать современным дизайнерским трендам, а для этого в торговом пространстве надо создавать соответствующую атмосферу.
Увеличение освещенности в 3 раза в «Петровиче» позволило увеличить средний чек на 17%.
Недавно мы начали тестировать новый тип светильников для магазинов DIY, это линейные светильники с оптикой, позволяющие управлять цветовой температурой. Покупатель сможет с помощью беспроводного переключателя сам менять цветовую температуру и выбирать нужный оттенок материалов. Часто при плохом свете дизайнеры не понимают, как мебель или материал будет смотреться в интерьере, и не решаются рекомендовать товары своим заказчикам Использование разной локальной подсветки позволит делать корректный выбор прямо в магазине.
– Какова география проектов вашей компании?
– Компания NLT Trade уже имеет успешные проекты в семи странах мира. Например, сейчас оснащаем DIY-гипермаркет в Нур-Султане (Астане), плотно сотрудничаем с лидером казахского продуктового ритейла – сетью «Магнум», проектировали супермаркет Goodwill в Тбилиси, в Узбекистане идут монтажи новых магазинов одного из лидеров бытовой техники и товаров для дома.
География присутствия расширяется. В Грузии и Казахстане у нас работают удаленные сотрудники, не только ведя местные проекты, но и курируя проекты в России – например, «ВкусВилл».
– Что вы считаете основными условиями при создании системы освещения?
– Ключевым фактором успеха нашей компании является комплексный подход к проекту. Начинаем с изучения того, как будет устроен магазин, разрабатываем концепцию работы света внутри пространства. При проектировании используем современные компьютерные программы, позволяющие создавать трехмерную модель магазина с высокой детализацией, и потом внутрь «интегрируем» светильники.
Учитываем последние технические разработки, потому что светильники улучшаются, снижается энергопотребление, увеличивается световой поток, появляются новые виды оптики и отражателей.
Партнеры, сотрудники и студенты в Томске.
Обучаем своих проектировщиков. Работаем с Томским политехническим университетом, студенты которого проходят у нас обучение и стажировку. Многие студенты уже работают в штате нашей компании, и им доверяются самые сложные проекты. Томск – один из наших центров проектирования.
Высокие стандарты при проектировании позволяют минимизировать ошибки, обеспечить качество на всех этапах – от разработки проекта до поставки оборудования и монтажа. Готовим подробную документацию, с которой могут разобраться монтажники и электрики любой квалификации.
Многие проекты делаем совместно с коллегами, потому что есть много тонкостей, связанных с проектированием и дизайном торгового зала. Коллаборация дает возможность создавать эффективные и красивые торговые пространства, где свет является «вишенкой на торте», подчеркивающей все лучшие черты дизайна, визуального мерчандайзинга и внешнего оформления.
Ведем исследовательскую работу. Я даже решил писать кандидатскую диссертацию о том, как освещение влияет на развитие различных товарных категорий. Ритейлеры часто спрашивают меня, на сколько процентов свет может повысить продажи, и здесь однозначно сказать нельзя, потому что влияет слишком много факторов, поэтому для корректного ответа необходимо опираться на научную базу.
– Вы уже пишете книги и выступаете на конференциях, выдавая секреты освещения. Не боитесь конкурентов?
– Наоборот, жду, что появится больше интересных решений и профессиональных команд. Тогда игроки будут наращивать свои компетенции и навыки, а офлайн-ритейл будет становиться все более эффективным. Кстати, только что вышла моя третья книга про освещение в ритейле «Свет в DIY&HouseHold». Книги в электронном виде можно получить бесплатно – заполнив небольшую форму на моем сайте www.gusmanov.expert.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
О быстрорастущей нише модных пирожных, выводе продуктов на полки ритейлеров и развитии сети брендовых корнеров.