Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Купцы всех мастей, объединяйтесь!
Сегодня, 26 мая, День российского предпринимательства. Вы удивлены? Напрасно, бизнес – один из столпов рыночной экономики. Вы хотите жить лучше, богаче, «вкуснее» и насыщеннее? Во многом это зависит от того, в каких условиях, какими темпами и с какими перспективами отечественные коммерсанты ведут свои компании в светлое будущее. Вот об этом и речь. Вы какие, я извиняюсь, торговые точки предпочитаете посещать – огромные гипермаркеты или маленькие магазинчики рядом с домом, где, как минимум визуально, знаете каждую продавщицу? В разные? Хороший ответ. А все-таки хочется понять, будущее у этих самых небольших магазинов есть? Как они себя ощущают рядом с монстрами современной торговли? Об этом корреспондент «Вечерки» говорил с директором Союза независимых сетей России Александром Мальчевским. Маленький + маленький – Знаете, Александр, напротив моего дома находится гипермаркет, и я наблюдаю вал народа, отоваривающегося в этом продуктовом царстве, нескончаемый поток фур, подвозящий разнообразную снедь. Как небольшим торговым сетям удается уживаться вместе с крупным ритейлом? – В настоящий момент наши сети используют различные подходы и стратегии работы на конкурентных рынках. Одна из них подразумевает развитие и борьбу с конкурентами за рынок и потребителя в крупных городах, в условиях, когда вокруг стоят гипер – и супермаркеты, дискаунтеры. – Вот видите, уже в самом начале вы употребили слово «борьба». Организуется бизнес, и он тут же начинает активно бороться? – Многие наши сети были основаны 10–15 лет назад в условиях продуктовой нестабильности и ненасыщенного рынка, во времена практически отсутствующей конкуренции. С тех пор крупный ритейл, имеющий практически неограниченный финансовый ресурс, набрал вес и занял изрядную долю рынка, получил в силу своего масштаба хорошие условия для закупки товаров от федеральных поставщиков. Борьба за рынок сбыта и за клиента – естественное явление, наблюдаемое на стадии формирования конкурентных экономик и направленное на повышение качества обслуживания покупателей. Наряду с этим рыночные игроки вынуждены доводить свои компании до состояния совершенства, чтобы минимизировать затраты без ущерба качества товара, и здесь начинается конкуренция в эффективности розничных бизнесов. Для того чтобы средние и мелкие сети могли конкурировать с федеральными игроками в закупках, наше объединение создало торгово-закупочный союз «Система ТЗС». К примеру, чтобы в наших сетях всегда были свежие овощи и фрукты, мы организовали систему прямого импорта и обеспечили надежную цепочку охлажденного хранения и транспортировки. – Ну а сами методы конкуренции с вашими сетями крупного ритейла, так скажем, можно назвать цивилизованными? – Несомненно. Методы 90-х годов сегодня неэффективны. Выбор сейчас за потребителем: у кого богаче ассортимент товаров, ниже цены, выше качество, удобнее расположен магазин, туда и идут покупатели. – Послушайте, но о чем мы говорим: Москва или Санкт-Петербург – громадные рынки, где места хватит всем – и большим, и маленьким, разве не так? – Лет десять назад правительство Москвы стало выделять земельные участки под строительство большим федеральным и международным компаниям. Мы же видим, например, что вдоль МКАД один торговый центр стоит на другом. Но что теперь? Вы говорите: в Москве можно разместиться всем. А где именно, интересно мне? Где те площади около дома, в жилых массивах, в непосредственной близости от потребителей? Конечно, многие горожане были бы рады по дороге от остановки автобуса к дому заглянуть в магазинчик, купить свежего хлеба или бутылку кефира. В шаговой доступности от мест проживания москвичей, однако, их явно недостаточно. Если под строительство выделяется земельный участок, из претендентов на него выстраивается очередь. Дело в том, что механизмы предоставления прав аренды непрозрачны. Никто не заботится об обоснованности тех ставок, которые сейчас действуют в Москве. Создайте прозрачные конкурентные условия в распределении участков под строительство торговых площадей для ведения торгово-предпринимательской деятельности, следите за использованием имеющихся площадей. Или уж по крайней мере не мешайте и не ставьте палки в колеса. Сами «с усами» – А как насчет перестройки? Ведь к веяниям времени, изменениям рынка надо приспосабливаться, удивлять нас, избалованных клиентов, чем-нибудь новеньким. – Среди членов нашего союза есть одна московская сеть, которая несколько месяцев назад начала реализацию проекта по переоборудованию небольших магазинов площадью до 150 кв. м в современные магазины у дома. В таких магазинах ассортимент товаров будет небольшим, но очень точно просчитанным. Владельцы сети предлагают продукты питания, которые люди потребляют каждый день и соответствующие самым высоким стандартам качества. Если это, к примеру, молоко, так это должен быть продукт со сроком хранения не более трех–пяти суток. Если мясо, то только свежайшее и только с ежедневной доставкой со специальных холодильных платформ. Парадокс заключается в том, что свежесть и качество продукта, так же как и привлекательность ассортимента, определяются эффективностью торгового бизнеса. Посмотрите на ваш магазин у дома. Если вы там увидите просроченные молочные продукты или сморщенный болгарский перец, потекшие помидоры, вялые огурцы – будьте уверены: либо этот магазин скоро закроется, либо поменяет владельца. – А возможно ли сейчас в Москве создать специализированные магазины – как раньше, в советское время: булочные, овощные и мясные лавки, с поставкой продуктов из одного хозяйства? Люди приходили бы в такую лавку, покупали говядину и свинину только там – скажем, от фермера Петрова. Красота, качество. – Красота-то красота, только это сейчас практически нереально. Почему? Ту арендную ставку, которую платит сейчас хозяин небольшого магазина с ассортиментом от 1500 наименований, фермер, выращивающий огурцы, помидоры, капусту, картошку, никогда осилить не сможет. А арендодатели заламывают те цены, которые считают нужным назначать, пользуясь дефицитом торговых площадей. Дефицит всегда был, есть и будет главным тормозом любого прогресса. В условиях дефицита конкуренция немыслима. Единственный путь фермера – на рынок. Вопрос, правда, как туда попасть со своим выращенным товаром? Что-то на московских рынках российских фермеров я встречаю крайне редко. – Хорошо, и все-таки, на мой взгляд, разных магазинов должно быть много. Вы имеете возможность в конце концов удержаться на рынке и приобрести своего постоянного покупателя? – Мы конкурировали раньше, конкурируем сейчас и будем конкурировать, иначе зачем вообще затевать бизнес? У других, у клиентов, у конкурентов. Основания для этого есть. Вот, например, в настоящий момент прослеживается четкая тенденция – в посткризисный период люди опять стали покупать больше. Но! Хотя доходы и растут, сорить деньгами потребитель не спешит. Кризис оказался неплохим учителем: мы все стали внимательнее распределять свои средства, совершая покупки. К качеству, цене, потребительским свойствам относятся гораздо более осмысленно. Что интересно, ритейлеры сразу же взяли этот подход за основу своей будущей стратегии развития. Мы же тоже жили в условиях кризиса и научились анализировать собственные ошибки. Это – бизнес! Справка «ВМ» Союз независимых сетей России объединяет 47 торговых сетей, занимает 5-е место в стране по объему розничной торговли.
Владимир РАТМАНСКИЙ www.vmdaily.ru
Интервью
Александр Перемятов, Slava concept: «Заниматься российской модой стало модно»
От поп-ап к сети из 10 универмагов.