DIY. Товары для дома. Мебель
Крупные мировые ритейлеры
Маркетинг и экономика торговли
Открытия и закрытия магазинов
Создание атмосферы магазина
18 июля 2019, 00:05 21345 просмотров

Борис Кац, «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»

Несмотря на мировую тенденцию роста спроса на товары для творчества, специфика формата хобби-гипермаркета создает высокие барьеры выхода на этот рынок. Единственная российская сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» планирует расти сразу в трех странах, осваивать Сибирь и Дальний Восток. Об этом и многом другом Retail.ru рассказал директор по развитию сети Борис Кац.

Сеть «Леонардо» объединяет 100 хобби-гипермаркетов:

Россия — 98 магазинов в 43 городах;

Республика Беларусь — 1 магазин (г. Минск);

Республика Казахстан — 1 магазин (г. Нур-Султан).

Площадь гипермаркетов — от 500 до 1300 кв. м. Ассортимент — 60 тыс. SKU.

Борис Кац

— Когда-то вы сказали, что в формате хобби-гипермаркет собраны все трудности розничной торговли — из-за огромного количества единиц мельчайшего товара, которым сложно управлять. Но эта специфика в то же время защищает вас от конкурентов, ведь до сих пор сети вашего формата на российском рынке не появилось? Есть ли у вас сильные конкуренты?

— В большинстве стран, за исключением США, либо работает только одна сеть хобби-гипермаркетов, либо такой формат вообще отсутствует. Прямых сетевых конкурентов на российском рынке у нас нет, есть отдельные небольшие компании, предлагающие товары для творчества. Ну и, конечно, как и во всех сегментах, существует конкуренция с интернет-гигантами.

Формат очень непростой — огромный ассортимент, большое количество мелких изделий, требующих ручного труда, сложная логистика (тысячи поставщиков из 50 стран), сезонность продаж, влияние моды на спрос, жесткие требования к точности покраски многих товаров (например, для дизайна и вышивания крайне важно, чтобы следующая партия товара была абсолютно того же оттенка, что и предыдущая, чего невозможно добиться от большинства производителей), сертификация импортных товаров — проблем очень много. Обширный ассортимент требует наличия консультантов в торговом зале, что выливается в большие расходы на ФОТ. Поэтому новые игроки столкнутся с высокими барьерами входа на этот рынок.

При этом выгодные закупочные цены в нашем бизнесе можно получить, только имея минимум 50–100 магазинов или занимаясь оптовой торговлей.

«Леонардо»

— Насколько в плане конкуренции вам страшны глобальные маркетплейсы?

— При честной конкуренции — не страшны. Но с учетом того, что иностранные онлайн-магазины не облагаются НДС и не платят пошлины, не несут затраты на сертификацию и маркировку продукции, — вопрос конкуренции становится острее.

— Еще одна сложность — низкий средний чек?

— Да, это так, средний чек хобби-гипермаркета примерно в два раза меньше, чем в магазинах товаров для детей и household из-за невысокой стоимости товара.

— Какова динамика продаж, прибыли, среднего чека за последний год?

— Все показатели немного выросли, но рост примерно соответствует инфляции. Быстрее, чем в офлайн, растут продажи интернет-канала, в том числе доставка заказов в магазины.

— Одно из ваших преимуществ — развитие собственных торговых марок. Какова сейчас доля товаров под СТМ в ассортименте и какие планы по увеличению доли?

— Доля товаров под СТМ в ассортименте сети составляет уже более 60%, в планах — нарастить долю до 70–80%. Собственные торговые марки представлены во всех товарных категориях.

Леонардо

— Сегодня сеть состоит 100 магазинов, каковы планы открытия на 2019–2020 годы?

— Планируем открывать по 15–20 магазинов каждый год в сумме на три страны: Россия, Белоруссия, Казахстан. Но сейчас предложений от арендодателей больше, чем мы сможем открыть магазинов. Хобби -гипермаркет стал востребованным якорным арендатором торговых центров, его проходимость на 1 кв. м сопоставима с проходимостью продуктовых гипермаркетов.

— В 2016 году вы говорили, что объем российского рынка формата гипермаркет товаров для творчества — 100–120 магазинов, то есть не более одного магазина на 500 тыс. человек. У вас уже 100, значит ли это, что в России вы уже уперлись в потолок?

— Мы пока еще не открыли 120 магазинов в России, дойдем до сто двадцатого — поймем, верна ли была оценка «высоты потолка». Ну мы и неслучайно начали осваивать другие рынки, открывать магазины в Белоруссии и Казахстане.

— В Белоруссии сеть работает с ноября 2017 года, а вот на рынок Казахстана вышла совсем недавно. Расскажите поподробнее, когда открылся первый магазин, где расположен и оправдываются ли ваши ожидания по поводу спроса?

— Первый «Леонардо» открылся в столице Казахстана Нур-Султане в июне 2019 года, поэтому оценивать продажи пока рано. Локация выгодная — магазин расположен на втором этаже крупного ТРЦ MEGA Silk Way, который находится недалеко от Назарбаев Университета и выставочного центра, на проспекте Кабанбай Батыра, где проходят многие маршруты общественного транспорта. Надеемся, что хорошая транспортная доступность будет способствовать высокому трафику.

Леонардо

— Когда планируется открытие в Нижневартовске и какие риски несет вам выход в Западную Сибирь?

— Открыть гипермаркет в Нижневартовске планируем этой осенью. Насчет логистики и рисков: Нижневартовск не сложнее, чем Хабаровск, где мы работаем с декабря 2016 года, и Владивосток, где «Леонардо» открылся в конце февраля 2019 года.

— Что показали продажи первых месяцев работы во Владивостоке?

— Во Владивостоке мы пока работаем меньше полугода, говорить рано, но продажи соответствуют плану.

— Как выстроена логистика во Владивосток и Хабаровск?

— Все товары проходят через распределительный центр в Московской области и далее поставляются в магазин.

— Ваша локация — крупные торговые центры. Достаточно ли в регионах РФ качественных торговых центров для открытия гипермаркетов «Леонардо»?

— Да, для наших открытий подходящих площадок достаточно.

— Каковы основные проблемы российских ТЦ и ТРК, на ваш взгляд?

— Падение продаж fashion и уход операторов этого сегмента в интернет, бедность покупателей и сокращение спроса.

— Как вы оцениваете рынок торговых центров в регионах РФ?

— В некоторых регионах остались последние «белые пятна», но их стремительно закрывают строительством новых торговых центров.

— Изменилось ли отношение управляющих компаний торговых центров к противопожарной безопасности?

— Да, отношение стало серьезнее.

— В прошлом году на одной из конференций вы сказали, что до сих пор есть арендодатели, не заботящиеся об эксплуатации, — сбои электричества, текущие потолки, воспламенения фильтров на фуд-корте — постоянная история торговых центров. Сейчас это актуально или таких проблем с ТЦ уже нет?

— Все полностью актуально, ничего существенно не изменилось. В этом году, например, потекла крыша в одном из крупнейших ТРЦ Москвы, расположенном на МКАД на юго-востоке столицы.

— Как меняются ваши отношения с арендодателями?

— У нас нормальные, рабочие, иногда дружеские отношения. Торговые центры ценят нас как якорных арендаторов и корректных, адекватных партнеров.

— По некоторым оценкам арендаторов, УК начинают превращать штрафные санкции в статью доходов. Испытываете ли вы такие проблемы?

— Крайне редко. Хотя как раз сейчас ведем длительную переписку с крупным и известным ТРЦ о неправомерности штрафа. Если не сможем убедить арендодателя в своей правоте — пойдем в суд.

— Участвуете ли вы в проектах коллаборации с другими ритейлерами для движения в регионы?

— Пока таких проектов нет, но все обсуждаемо.

«Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»

На какой стадии находится ваш проект запуска роботизированного склада? Где расположен склад, какие технологии там применены?

Склад расположен в Подмосковье. «Железо» уже смонтировано, происходит технологический процесс наладки. «Учим» роботов работать. Проект по оснащению роботизированного склада длится уже около года, запуск планируется в ближайшее время. Запустим — расскажем подробнее.

Ваша сеть проводит фестивали творчества в гипермаркетах. Способствуют ли ивенты росту продаж или это просто дополнительный сервис?

— Краткосрочно — большого роста продаж нет, но думаем, что в долгосрочной перспективе фестивали и мастер-классы повышают лояльность покупателей.

— О сети «Иголочка»: сколько сейчас магазинов, франчайзинговые или собственные, и будете ли вы продолжать наращивать эту сеть?

— В сети «Иголочка» работают 56 магазинов, расположенных по всей стране. В основном это собственные магазины. Сеть растет, в ближайшее время ожидается открытие в Оренбурге.

— Поделитесь вашим личным хобби. Чем вы увлекаетесь?

— Горные лыжи, настольный теннис, прогулки по горам.

 «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»

С 2009 года сеть «Леонардо» совместно с торговыми центрами проводит фестивали творчества. Каждый фестиваль посещает от 5 до 10 тысяч человек.

На фестивалях устраиваются встречи с дизайнерами, выставки рисунков и других творческих работ, мастер-классы по всем видам и техникам творчества, розыгрыши призов и соревнования по рукоделию, творческие конкурсы, работает игротека. К каждому фестивалю изготавливаются уникальные арт-объекты для фотографирования участников и гостей.

Оформляется несколько основных зон: презентации, мастер-классов, выставочная, развлекательная. В течение фестиваля проходит до 30–40 презентаций, на которых желающие могут проконсультироваться по рукодельным техникам и соответствующим товарам, попробовать свои силы в определенном виде творчества.

Каждая торговая марка, участвующая в фестивале, имеет свой стенд, на котором работает мастер и демонстрируются новые товары и готовые изделия. На стойке информации посетители фестиваля получают необходимую информацию о мероприятии и программу с расписанием творческих занятий.

Бюджет фестиваля — несколько миллионов рублей.

Виктория Максимова, Retail.ru

Кац Борис

Директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо».

Далее
2358
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Борис Кац, «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»
Несмотря на мировую тенденцию роста спроса на товары для творчества, специфика формата хобби-гипермаркета создает высокие барьеры выхода на этот рынок. Единственная российская сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» планирует расти сразу в трех странах, осваивать Сибирь и Дальний Восток. Об этом и многом другом Retail.ru рассказал директор по развитию сети Борис Кац.

Сеть «Леонардо» объединяет 100 хобби-гипермаркетов:

Россия — 98 магазинов в 43 городах;

Республика Беларусь — 1 магазин (г. Минск);

Республика Казахстан — 1 магазин (г. Нур-Султан).

Площадь гипермаркетов — от 500 до 1300 кв. м. Ассортимент — 60 тыс. SKU.

Борис Кац

— Когда-то вы сказали, что в формате хобби-гипермаркет собраны все трудности розничной торговли — из-за огромного количества единиц мельчайшего товара, которым сложно управлять. Но эта специфика в то же время защищает вас от конкурентов, ведь до сих пор сети вашего формата на российском рынке не появилось? Есть ли у вас сильные конкуренты?

— В большинстве стран, за исключением США, либо работает только одна сеть хобби-гипермаркетов, либо такой формат вообще отсутствует. Прямых сетевых конкурентов на российском рынке у нас нет, есть отдельные небольшие компании, предлагающие товары для творчества. Ну и, конечно, как и во всех сегментах, существует конкуренция с интернет-гигантами.

Формат очень непростой — огромный ассортимент, большое количество мелких изделий, требующих ручного труда, сложная логистика (тысячи поставщиков из 50 стран), сезонность продаж, влияние моды на спрос, жесткие требования к точности покраски многих товаров (например, для дизайна и вышивания крайне важно, чтобы следующая партия товара была абсолютно того же оттенка, что и предыдущая, чего невозможно добиться от большинства производителей), сертификация импортных товаров — проблем очень много. Обширный ассортимент требует наличия консультантов в торговом зале, что выливается в большие расходы на ФОТ. Поэтому новые игроки столкнутся с высокими барьерами входа на этот рынок.

При этом выгодные закупочные цены в нашем бизнесе можно получить, только имея минимум 50–100 магазинов или занимаясь оптовой торговлей.

«Леонардо»

— Насколько в плане конкуренции вам страшны глобальные маркетплейсы?

— При честной конкуренции — не страшны. Но с учетом того, что иностранные онлайн-магазины не облагаются НДС и не платят пошлины, не несут затраты на сертификацию и маркировку продукции, — вопрос конкуренции становится острее.

— Еще одна сложность — низкий средний чек?

— Да, это так, средний чек хобби-гипермаркета примерно в два раза меньше, чем в магазинах товаров для детей и household из-за невысокой стоимости товара.

— Какова динамика продаж, прибыли, среднего чека за последний год?

— Все показатели немного выросли, но рост примерно соответствует инфляции. Быстрее, чем в офлайн, растут продажи интернет-канала, в том числе доставка заказов в магазины.

— Одно из ваших преимуществ — развитие собственных торговых марок. Какова сейчас доля товаров под СТМ в ассортименте и какие планы по увеличению доли?

— Доля товаров под СТМ в ассортименте сети составляет уже более 60%, в планах — нарастить долю до 70–80%. Собственные торговые марки представлены во всех товарных категориях.

Леонардо

— Сегодня сеть состоит 100 магазинов, каковы планы открытия на 2019–2020 годы?

— Планируем открывать по 15–20 магазинов каждый год в сумме на три страны: Россия, Белоруссия, Казахстан. Но сейчас предложений от арендодателей больше, чем мы сможем открыть магазинов. Хобби -гипермаркет стал востребованным якорным арендатором торговых центров, его проходимость на 1 кв. м сопоставима с проходимостью продуктовых гипермаркетов.

— В 2016 году вы говорили, что объем российского рынка формата гипермаркет товаров для творчества — 100–120 магазинов, то есть не более одного магазина на 500 тыс. человек. У вас уже 100, значит ли это, что в России вы уже уперлись в потолок?

— Мы пока еще не открыли 120 магазинов в России, дойдем до сто двадцатого — поймем, верна ли была оценка «высоты потолка». Ну мы и неслучайно начали осваивать другие рынки, открывать магазины в Белоруссии и Казахстане.

— В Белоруссии сеть работает с ноября 2017 года, а вот на рынок Казахстана вышла совсем недавно. Расскажите поподробнее, когда открылся первый магазин, где расположен и оправдываются ли ваши ожидания по поводу спроса?

— Первый «Леонардо» открылся в столице Казахстана Нур-Султане в июне 2019 года, поэтому оценивать продажи пока рано. Локация выгодная — магазин расположен на втором этаже крупного ТРЦ MEGA Silk Way, который находится недалеко от Назарбаев Университета и выставочного центра, на проспекте Кабанбай Батыра, где проходят многие маршруты общественного транспорта. Надеемся, что хорошая транспортная доступность будет способствовать высокому трафику.

Леонардо

— Когда планируется открытие в Нижневартовске и какие риски несет вам выход в Западную Сибирь?

— Открыть гипермаркет в Нижневартовске планируем этой осенью. Насчет логистики и рисков: Нижневартовск не сложнее, чем Хабаровск, где мы работаем с декабря 2016 года, и Владивосток, где «Леонардо» открылся в конце февраля 2019 года.

— Что показали продажи первых месяцев работы во Владивостоке?

— Во Владивостоке мы пока работаем меньше полугода, говорить рано, но продажи соответствуют плану.

— Как выстроена логистика во Владивосток и Хабаровск?

— Все товары проходят через распределительный центр в Московской области и далее поставляются в магазин.

— Ваша локация — крупные торговые центры. Достаточно ли в регионах РФ качественных торговых центров для открытия гипермаркетов «Леонардо»?

— Да, для наших открытий подходящих площадок достаточно.

— Каковы основные проблемы российских ТЦ и ТРК, на ваш взгляд?

— Падение продаж fashion и уход операторов этого сегмента в интернет, бедность покупателей и сокращение спроса.

— Как вы оцениваете рынок торговых центров в регионах РФ?

— В некоторых регионах остались последние «белые пятна», но их стремительно закрывают строительством новых торговых центров.

— Изменилось ли отношение управляющих компаний торговых центров к противопожарной безопасности?

— Да, отношение стало серьезнее.

— В прошлом году на одной из конференций вы сказали, что до сих пор есть арендодатели, не заботящиеся об эксплуатации, — сбои электричества, текущие потолки, воспламенения фильтров на фуд-корте — постоянная история торговых центров. Сейчас это актуально или таких проблем с ТЦ уже нет?

— Все полностью актуально, ничего существенно не изменилось. В этом году, например, потекла крыша в одном из крупнейших ТРЦ Москвы, расположенном на МКАД на юго-востоке столицы.

— Как меняются ваши отношения с арендодателями?

— У нас нормальные, рабочие, иногда дружеские отношения. Торговые центры ценят нас как якорных арендаторов и корректных, адекватных партнеров.

— По некоторым оценкам арендаторов, УК начинают превращать штрафные санкции в статью доходов. Испытываете ли вы такие проблемы?

— Крайне редко. Хотя как раз сейчас ведем длительную переписку с крупным и известным ТРЦ о неправомерности штрафа. Если не сможем убедить арендодателя в своей правоте — пойдем в суд.

— Участвуете ли вы в проектах коллаборации с другими ритейлерами для движения в регионы?

— Пока таких проектов нет, но все обсуждаемо.

«Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»

На какой стадии находится ваш проект запуска роботизированного склада? Где расположен склад, какие технологии там применены?

Склад расположен в Подмосковье. «Железо» уже смонтировано, происходит технологический процесс наладки. «Учим» роботов работать. Проект по оснащению роботизированного склада длится уже около года, запуск планируется в ближайшее время. Запустим — расскажем подробнее.

Ваша сеть проводит фестивали творчества в гипермаркетах. Способствуют ли ивенты росту продаж или это просто дополнительный сервис?

— Краткосрочно — большого роста продаж нет, но думаем, что в долгосрочной перспективе фестивали и мастер-классы повышают лояльность покупателей.

— О сети «Иголочка»: сколько сейчас магазинов, франчайзинговые или собственные, и будете ли вы продолжать наращивать эту сеть?

— В сети «Иголочка» работают 56 магазинов, расположенных по всей стране. В основном это собственные магазины. Сеть растет, в ближайшее время ожидается открытие в Оренбурге.

— Поделитесь вашим личным хобби. Чем вы увлекаетесь?

— Горные лыжи, настольный теннис, прогулки по горам.

 «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»

С 2009 года сеть «Леонардо» совместно с торговыми центрами проводит фестивали творчества. Каждый фестиваль посещает от 5 до 10 тысяч человек.

На фестивалях устраиваются встречи с дизайнерами, выставки рисунков и других творческих работ, мастер-классы по всем видам и техникам творчества, розыгрыши призов и соревнования по рукоделию, творческие конкурсы, работает игротека. К каждому фестивалю изготавливаются уникальные арт-объекты для фотографирования участников и гостей.

Оформляется несколько основных зон: презентации, мастер-классов, выставочная, развлекательная. В течение фестиваля проходит до 30–40 презентаций, на которых желающие могут проконсультироваться по рукодельным техникам и соответствующим товарам, попробовать свои силы в определенном виде творчества.

Каждая торговая марка, участвующая в фестивале, имеет свой стенд, на котором работает мастер и демонстрируются новые товары и готовые изделия. На стойке информации посетители фестиваля получают необходимую информацию о мероприятии и программу с расписанием творческих занятий.

Бюджет фестиваля — несколько миллионов рублей.

Виктория Максимова, Retail.ru

Леонардо, хобби, хобби-гипермаркет, развитие сетиБорис Кац, «Леонардо»: «Прямых конкурентов у нас нет»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/boris-kats-leonardo-pryamykh-konkurentov-u-nas-net/2020-02-20


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052