Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
23 октября 2009, 00:00 20025 просмотров

Вендинг в России: анализ, проблемы, тенденции

На рынке останутся те, кто думал о развитии

Ольга Ситникова,

руководитель проектов компании E.M.T.G., директор международной выставки «VendExpo – вендинговые технологии»:

- Ольга, вы являетесь ораганизатором крупнейшей вендинговой выставки. С чем было связано ее появление?

- Я могу судить о вендинговом рынке в определенном смысле со стороны. Мы ведь организаторы самой крупной вендинговой выставки в стране – VendExpo. В советские времена ВДНХ называли «зеркалом страны». А сегодня специализированную выставку можно смело называть «зеркалом отрасли». Придите на выставку, и вы увидите, насколько развита та или иная отрасль. Несколько лет назад, когда мы принимали решение об открытии проекта VendExpo, это было продиктовано самой ситуацией – вендинговый рынок уже начал складываться и набирать определенные объемы, а площадки для демонстрации новых тенденций, технологий не было. Но проблемы нового рынка тоже ведь нужно где-то обсуждать, делиться реальным опытом и учить азам создания вендинговых сетей, причем не по учебникам, а на собственных ошибках и успехах. Все эти вопросы обсуждаются в рамках бизнес-программы выставки. И зачастую в конференц-залах не хватает мест для всех желающих.

- Отразился ли на деятельности вендинг-бизнеса экономический кризис?

- Я не знаю ни одной отрасли, на которой бы не отразился экономический кризис. Ведь никакой бизнес не может существовать в отрыве от общей экономической ситуации. Вопрос в другом. Кто выживет, кто дотянет до тех времен, когда начнется подъем? Основная доля вендинга приходится на продовольственные товары и напитки. Люди как ели, так и будут есть, как пили кофе – так и будут пить. Вопрос в количестве. А следовательно в рентабельности аппаратов, сроках окупаемости.

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что именно вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Вы согласны с этим?

- Думаю, что да. И связано это, прежде всего, с мобильностью вендинга.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- В ближайшей перспективе нас всех ждет одно и то же. Уже завтра кризис не кончится. И подъем будет гораздо труднее чем в предыдущий кризис. Но, я, наверное, не скажу чего-то особенно нового – кризис все-таки закончится. И вот тогда останутся те, кто сегодня предпринял все, чтобы удержаться, те, кто не бросил свой такой красивый бизнес – вендинг. Кто не поддался искушению выжить путем потери качества продуктов, реализуемых через вендинговые аппараты. Кто думал о развитии. Для нас, нашей страны вендинг – это довольно новое явление. Но мировой опыт не знает случаев, когда человечество отказывалось от удобного и доступного сервиса. Мы ведь не печем хлеб, каждый у себя дома в печи, а покупаем в булочной, а где-то и в вендинговых аппаратах. Кроме этого вендинг - не только снеки и напитки. Мы живем в век информатизации – все большее распространение приобретают информкиоски. Мы даже не задумываемся, какое количество информации мы получаем через них, привыкли. Практически в каждом офисе или приемной стоят кулеры с бутилированной водой – и это тоже вендинг. Так что перспективы развития у вендинга безусловно есть.

Автомат готов работать всегда и с хорошим настроением

Иван Иванов,

начальник отдела развития группы компаний ТМ “Вендинг”:

- Иван, как давно ваша компания работает на рынке вендинга?

- Наша компания существует порядка пяти лет. Основное напровление в вендинге - это музыкальные автоматы, производство, продажда, оперирование своей сетью. Налаженное производство, своя сеть музыкальных автоматов.

- Насколько сильно отразился на вас экономический кризис?

- Отразился, и причем очень сильно. Наше направление, а именно музыкальные автоматы, на прямую зависит от посещяемости заведений. Соответственно с волной кризиса, большой безработицей финансовое положение среднего человека уменьшилось в десять раз. Теперь у него гулять «в старом формате» - а-ля «рубаха парень» - возможности нет. Следствие чему - пустые заведения, бары, рестораны, закусочные, а это - уменьшение касс в нашей сети. Если говорить о цифрах, то уменьшение на данный момент составляет восьмикратный размер по отношению к прошлому году.

- Тогда ситуация складывается в разрез с существующим мнением о том, что именно вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке...

- Лишь от части. Единственное преимущество, которое можно выделить в реалии, это факт того, что во время кризиса люди испытывают большое моральное и материальное неудовлетворение. Это приводит основные массы в стадию депрессии. Человек в стадии депрессии - не работник, и если он занят в сфере продаж, то его продажи сильно падают. В то же время автомат, как автономная единица, готов работать всегда и с хорошим настроением. В депрессию он не впадет.

Вывод - вендинг оборудование исключает человеческий фактор: обман, плохое настроение, длительные болезни и т.д.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит? Каковы его тенденции?

- Вендинг-бизнес - это перспективное направление, очень рентабельное и интересное. Но большая проблема российского рынка - это минталитет людей, участвующих в процессах данного направления. Все до сих пор «совково» - украсть, обмануть...

Еще не мало важный аспект - это бездействие властей. На данный момент наше направление в законодательной базе ни как не прописанно. Мы просто розничная торговля, хотя себя к таковой не причесляем. Этот бизнес будет задыхаться до тех пор, пока его на высоком уровне не определят как перспективный на долгие годы.

Аппараты не умеют жульничать и воровать ваши деньги

Артем Скворцов,

основатель компании «ЭмВай»:

- Артем, как давно «ЭмВай» работает на рынке? С чего начиналось развитие?

- Наша компания была образована в 2005 году. Основным направлением деятельности стала разработка электроники для вендинговой индустрии. К настоящему времени в портфолио «ЭмВай» можно найти электронные модули управления практически для любого существующего торгового аппарата. Корейская компания «СмКоин» устанавливает нашу электронику в кофейные аппараты. Савеловский Машиностроительный завод производит аппараты по продаже штучных товаров (снеков) и по продаже горячих пирожков на базе нашей электроники. ООО «Вендинговые системы» при участии нашей компании производит уникальные копировальные вендинговые аппараты. Осенью 2009 года на рынок выводится новый вендинговый аппарат для предоставления услуг распечатки «Принтозавр». Завершена разработка образцов обновленной электроники для аппаратов по отжиму свежего апельсинового сока и для аппаратов по продаже прохладительных напитков. В настоящее время ведутся разработки вендинговых массажных кресел нового класса. Для дистрибьютеров импортных торговых аппаратов предлагается ряд электронных модулей, улучшающих функциональность (модули оплаты по бесконтактным картам, модули GSM/GPRS-телеметрии). Ведется разработка собственных торговых аппаратов по продаже прохладительных напитков. Следует отметить инновационный проект электромеханического транспортера «Самоход», образец которого проходит испытания.

- Отразился ли на деятельности предприятия кризис?

- Кризис затронул многие отрасли. Не обошел он стороной и вендинг. В начале года сильно упали продажи (в четыре-пять раз, по словам моих знакомых - менеджеров из компаний-продавцов аппаратов). Многие компании стали резко снижать стоимость на аппараты, чтобы возвращать кредиты, на которые они были куплены. Другие, кто пользовался собственными оборотными средствами для закупок, попали в неудобную ситуацию. Даже не снижая цены, они уже проигрывали из-за существенного броска курсов валют с момента закупки аппаратов. В течение последующих нескольких месяцев, когда складские остатки импортированной продукции были распроданы, цены на вендинговое оборудование плавно поползли вверх. Если раньше можно было купить неплохой кофейный аппарат за 120 тыс. рублей, то сейчас эта цифра возрасла до 170 тыс. рублей. Естественно, этот факт сказался на сроке окупаемости вендингового бизнеса. Компаниям-операторам сетей торговых аппаратов стало сложнее. Поднимать цену услуг стало уже невозможно (в Москве цена за чашку кофе из аппарата уже достигает 30 руб.), потому что это приведет к серьезному падению продаж. Остался единственный выход – оптимизировать расходы по обслуживанию аппаратов, тщательнее планировать логистику, искать более выгодные точки для аппаратов, устанавливать системы удаленного мониторинга техники, чтобы не ездить к аппарату лишний раз когда он работает. Благодаря сильному прыжку курсов валют и повышения таможенных пошлин у отечественных производителей вендинговой техники появились большие перспективы.

- В чем принципиальное отличие вендинга от других форм торговли?

- Отличием вендинговой индустрии от других видов бизнеса является почти полное отсутствие человеческого фактора. В обычном магазине уровень продаж сильно зависит от характера, дружелюбия и вежливости продавца. Найти много таких вежливых и приветливых продавцов – трудная задача. Если же вы владелец вендинговой сети – то нужных «продавцов» вы можете закупить столько сколько захотите. Следует лишь вовремя производить техническое обслуживание аппаратов. И аппараты не умеют жульничать и воровать ваши деньги.

- Какова сегодня в целом ситуация на рынке вендинга? Что вы можете посоветовать начинающим бизнесменам в этой сфере?

- Вендинговый бизнес начинался с появления кофейных аппаратов. В настоящее время в крупных российских городах уже сложно найти хорошие точки для установки такого аппарата, эта ниша рынка уже близка к насыщению. Поэтому все крупные компании-операторы около двух лет назад стали устанавливать аппараты по продаже штучных продуктов питания (шоколадки, чипсы, конфетки) рядом с кофейниками. Это позволило повысить выручку без существенного увеличения расходов (не появились новые точки для обслуживания, так как новые аппараты были расставлены на уже существующих точках). Начинающим предпринимателям рекомендую обратить внимание на аппараты по продаже супов, горячих пирожков, копировальные вендинговые аппараты, аппараты для распечатки документов. Все это – новые, практически пустые ниши для бизнеса, базовая доходность у которых как правило выше чем у привычных кофе-аппаратов.

Наш путь развития - максимальное насыщение покупательного спроса

Наталья Смыкова,

генеральный директор компании «ХелиосВенд»:

- Наталья, расскажите о возглавляемом предприятии. Как давно вы работаете на российском рынке и каких успехов добились?

- Наша компания работает на рынке вендинга с 2004 года. Начинали свою деятельность как оператор торговых автоматов с пятью кофейниками. За пять лет работы собственный парк торговых автоматов вырос до 75 единиц. Кроме того, в течение последних трех лет мы являемся официальным дилером итальянского производителя торговых автоматов GPE Vendors и реализуем его продукцию на территории России.

Можно сказать, что по сравнению с другими крупными вендинговыми компаниями наши темпы развития не так уж и высоки, однако основная стратегия нашей компании - это расширение бизнеса с использованием только собственных средств, не привлекая кредитных.

- Насколько сильно отразился на деятельности «ХелиосВенд» экономический кризис?

- В основном благодаря тому, что компания не использует кредиты, влияние кризиса на нашу деятельность не так уж велико. Да, продажи кофе и снеков уменьшились, причем особенно это заметно в тех организациях, где прошло сокращение штатов. Однако, летний период для вендинга не показателен, так как то, что в этот период продажи падают, является закономерностью – отпуска!

Хотя на продажи самих автоматов кризис повлиял существенно, причем влияние это в основном не количественное, а качественное. Если раньше предприниматели покупали новые автоматы, то в последние несколько месяцев б/у автоматы идут нарасхват, а новыми практически не интересуются.

- А на отрасли в целом?

- Не хотелось бы сравнивать с другими формами сферы торговли, это дело аналитиков . Однако, вендинг как бизнес, благодаря своей высокой рентабельности, не только выживет в условиях кризиса, но и будет развиваться.

- Что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России?

- Как пишут многие издания, вендинговый бизнес в России совершенно не развит по сравнению с Европой, не говоря уже об Америке; что в Европе на один автомат приходится 100 человек, тогда как в России 17-20 тысяч человек. Вопрос в другом: а нужно ли нам догонять Европу по количеству торговых автоматов? Да, действительно, в Европе автоматы стоят в метро, на улице и даже в рейсовых автобусах. Но какой автомат выдержит наши климатические условия, если его установить на улице? Да и не стоит сравнивать Россию и, например, Италию, где кофе является национальным напитком.

Думается, наш путь развития вендинга, это не погоня за Европой и Америкой по количеству автоматов, а максимальное насыщение покупательного спроса с учетом российского менталитета.

Большая привлекательность вендинга как бизнеса, в том числе и для начинающих предпринимателей состоит в том, что здесь можно практически вдвое уменьшить вложения в основные средства. Купленный за полцены двух-трех летний автомат при правильной эксплуатации может прослужить еще десять лет.

- Каковы наиболее острые проблемы для вашей отрасли сегодня?

- Что касается проблем в вендинге, то помимо всего прочего хотелось бы заострить внимание на несовершенстве законодательной базы. Хотя закон о едином налоге на вмененный доход и внесение изменений в закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в котором говорится, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, в том числе и вендинга, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, внесли некоторую ясность в отношения вендингового бизнеса с государством. Однако, ситуация в Москве остается прежней, так как ЕНВД для вендинга здесь не применим.

Если судить о вендинговом бизнесе в целом по России, то это - ниша. Однако, например, в Москве мы сталкиваемся с тем, что рынок кофейных и в меньшей степени снековых автоматов практически заполнен, что основная задача вендинговых компаний не потерять своих клиентов. И в этой связи встает вопрос о качестве продукта и обслуживания.

- Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?

- Относительно тенденций развития вендинга хочется отметить следующее. Во-первых, это новые направления продаж через автоматы. Ведь при правильном подходе через автоматы можно продавать практически все: от снеков до парфюмерии и фармацевтической продукции. Да, конечно, в отличие от кофе и снеков, например, продажа газет через автоматы не является таким же высокорентабельным бизнесом, но здесь пока еще отсутствует конкуренция.

Во-вторых, это технологическое усовершенствование автоматов. Как пример, все более привлекательной становится безналичная форма оплаты посредством банковских карт или сотовых телефонов.

И наконец, так как высокие транспортные расходы и таможенные платежи практически удваивают стоимость импортируемых автоматов, все более экономически привлекательным становится производство торговых автоматов на территории России.

Перспективы вендинга в России огромны

Анастасия Фонарева,

руководитель отдела PR и рекламы компании “Юнисэйл”:

- Сколько лет «Юнисэйл» работает на рынке?

- Компания «Юнисэйл» занимается вендингом с 2003 года. Этот бизнес в свое время стал для нас альтернативой игорному, однако на данный момент является вспомогательным основному направлению сенсорных киосков – платежным, информационным и интернет-терминалам.

- Опишите свое видение перспективного развития этого сегмента рынка.

- Необходимо отметить, что ввиду чрезвычайной важности места установки вендингового автомата - оно должно быть проходимым, заметным, без конкурентов вблизи - важнейшей составляющей бизнеса с каждым годом все больше будет являться взаимодействие с арендодателями, управляющими компаниями и представителями КУГИ. Имеется в виду, конечно, создание сети, то есть - вендинг-бизнес как основной источник дохода. Установка оборудования владельцами магазинов, бизнес-центрами в качестве дополнительного элемента сервиса, несомненно, будет все в большей степени развиваться.

Вендинговые прачечные, фотостудии, пункты проката велосипедов - продавать через автоматы удобно не только товары, но и услуги! Однако, кажется сомнительным, что в ближайшее время в России вендинг расцветет, как в развитых западных странах, – опять же как самостоятельный вид бизнеса, а не элемент сервиса.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемыне вопросы отрасли?

- Несовершенство законодательства, дающее возможность мелким игрокам предоставлять не самые качественные услуги, пока не позволяет уровню доверия населения к железным продавцам вырасти до такой степени, чтобы внести сумму денег большую, чем стоимость шоколадки или чашки кофе.

Однако сложность вхождения в бизнес будет все в большей степени ограничивать количество мелких игроков, что, в конечном счете, положительно скажется на рынке, поскольку для любой крупной компании репутация, а, значит, качество обслуживания клиента, очень важно.

Несомненно, российский рынок будет отрегулирован, и первые шаги уже сделаны, в частности не так давно было обновлено налоговое законодательство.

- Насколько устойчивым к кризисным явлениям оказался вендинговый бизнес в Росии?

- Несмотря ни на что вендинговый бизнес довольно устойчив даже в финансово нестабильные 2008-2009 годы. И на это есть несколько причин. Практически отсутствует человеческий фактор – автомат может работать круглосуточно, без обеда и выходных. И, что немаловажно, продукция, которая наиболее успешно распространяется в России через торговые автоматы, - в первую очередь напитки и снеки – это товары низкого ценового сегмента, спрос на которые падает в последнюю очередь.

- Насколько перспективен вендинг?

- Перспективы вендинга в нашей стране огромны – стоит только изучить статистику по количеству жителей на один вендинговый автомат в Европе, США или Японии и сравнить с тем, что есть на сегодняшний день у нас.

Вендинг в России - в состоянии укрупнения и формирования основных игроков

Иван Гриценко,

руководитель информационного ресурса Provending.com.ua (Украина):

- Иван, ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня?

- Вендинг на сегодняшний день переживает период относительно быстрого развития. Относительного, так как по сравнению с темпами роста этого рынка до кризиса, наблюдается довольно ощутимое замедление. Но, тем не менее, если сравнивать с падением оборотов в других видах бизнеса, то автоматическая торговля показывает замечательные показатели.

Вендинг в России сейчас в состоянии укрупнения и формирования основных игроков. Автоматическая торговля в точности повторяет путь розничной торговли. Происходит образование крупных операторов, усиление уже существующих. Вскоре придут иностранные компании оперирующие автоматами. Дело в том, что с такими большими компаниями проще вести дела, как сетевым супермаркетам, так и другим сетевым образованиям.

Основной и самой глобальной проблемой в современном вендинге является поиск мест для установки автоматов. Даже найдя подходящее место, далеко не всегда получается договориться о приемлемых условиях аренды. Владельцы мест просят очень большую плату за аренду, а в государственных учреждениях приходится пройти слишком длительную и сложную бюрократическую процедуру, которая не всем бизнесменам под силу.

- Как вы считаете - насколько сильно отразился на деятельности вендинг-операторов кризис?

- Кризис сказался, прежде всего, на ценах на ингредиенты, наполнители и сами автоматы. Операторы были вынуждены поднять цены в своих автоматах, что в свою очередь отпугнуло многих покупателей и сократило объемы продаж. Пройдет не менее полугода, прежде чем люди привыкнут к новым ценам, а вот выхода на прежние уровни прибыли придется подождать намного дольше. Но, это касается, опять же, только автоматов про продаже горячих напитков и снеков. Владельцы терминалов пополнения счета ощутили влияние экономического кризиса немного меньше. Безусловно, пользователи стали экономить на мобильной связи, но намного меньше говорить они не стали. Да и постоянное развитие перечня предоставляемых услуг дает возможность компенсировать потерю прибыли.

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, по сравнению с другими формами торговли окажется более устойчив к кризисным явлениям. Согласитесь ли вы с этим мнением?

- Соглашусь, несмотря на то, что операторы повысили цены на конечный продукт, в автоматах и произошло некоторое снижение объемов продаж через автоматы, спрос остался стабильным, тогда как в розничной торговле наблюдается устойчивое снижение продаж.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- В ближайшие пару лет снизится спрос на новые автоматы итальянских и испанских производителей. Соответственно, возрастут продажи новых автоматов корейского производства и подержанных автоматов европейских производителей. Тенденция к укрупнению вендинг-операторов не изменится и стоит ожидать выхода на рынок иностранных игроков, которые имеют солидный опыт и оперируют сотнями тысяч автоматов по всему миру.

Вендинговый бизнес в России развит достаточно слабо

Сергей Коновалов,

руководитель отдела продаж ООО «Астроком»:

- Сергей, как давно «Астроком»работает на рынке вендинга? С чего начиналось развитие компании?

- Компания «Астроком» разрабатывает программное обеспечение для автоматизации вендинга с 2006 года. Нашими специалистами разработаны следующие решения: отраслевая ERP-система для вендинга, система дистанционного контроля торговых автоматов, регистратор сервисных операций. На данный момент мы совершенствуем наши программно-аппаратные решения, проводим интеграцию с различными учетными системами, в том числе с «1С:Предприятие».

- Отразился ли на деятельности «Астрокома» экономический кризис? Если да — то насколько сильно?

- Экономический кризис скорее отразился на наших партнерах, поставщиках вендинг-аппаратов. Что, безусловно, снизило уровень и наших продаж, так как некоторые наши программно-аппаратные решения поставляются в составе вендинг-машин. Однако, мы продаем решения вендинг-операторам со сложившейся сетью, интегрируем их с оборудованием, которое уже куплено и эксплуатируется. Например, комплекс дистанционной инспекции вендинг-машин на базе модуля, который осуществляет сбор данных по продажам, обороту денежных средств, оповещает о поломках и собирает другую информацию, которую передает через GPRS или SMS прямо на сервер. Это позволяет нам выровнять кривую падения продаж на фоне кризиса.

- Согласны ли вы с мнением, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив, по сравнению с другими форматами торговли к кризисным явлениям на рынке?

- Не соглашусь с таким мнением. В июле 2009 года торговля в РФ поставила очередной негативный рекорд: торговый оборот снизился на 6,5% по сравнению с июлем прошлого года. Вендинг – не исключение. Хотя арендные ставки на рынке офисной недвижимости и ползут вниз, но арендодатели не торопятся снижать стоимость по заключенным договорам. Это верно как для вендинга, так и для терминалов приема платежей. Стоимость оборудования, как водится, привязана к курсу валюты, следовательно, расширять сеть легче не стало. А с учетом высвобождения в период кризиса значительных трудовых ресурсов, концепция автоматизации продаж становится еще менее привлекательной.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит? Каковы его основные проблемы и тенденции?

- Вендинговый бизнес в России на сегодняшний день развит еще достаточно слабо. Развитие вендинга в основном происходит в Москве и Санкт-Петербурге. На рынке присутствует пул крупных игроков, как правило, они представляют из себя поставщиков оборудования, операторов и сервисную компанию в одном лице. Есть положительные тенденции – появление новых видов оборудования, а значит и направлений продаж: продажа сахарной ваты, массажные кресла, аппараты с мороженым. Вендинг-операторами уделяется мало внимания для эффективного управления собственной сетью. Зачастую не автоматизирован учет, не оптимизирована логистика и сервисное обслуживание, контроль складских остатков, нет удаленного контроля за состоянием аппаратов. А это влечет, отставание от конкурентов, увеличение издержек, потерь из-за простоев и т.п.. Из всего вышесказанного формируется основной тренд: совершенствование аппаратной части и повсеместное внедрение программ для автоматизации вендинга.

- Как вы считаете - какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- Хотелось бы пойти по сценарию Японии, но думаю, что российские реалии все равно внесут свои коррективы.

Рынок вендинга продолжит рост

Рустам Калько,

генеральный директор ООО «Профессиональные и торговые автоматы»:

- Рустам, сколько лет вы работаете на рынке вендинга? Каких успехов добились?

- Компания «Профессиональные и торговые автоматы» на рынке более 10 лет. Мы продаем оборудование итальянской компании Saeco (Италия) в Россию и страны ближнего зарубежья уже с 1998 года. В предложении нашей компании - различные типы торговых автоматов и профессиональных кофемашин. Мы имеем собственные представительства во всех крупных городах России, а также широкую сеть партнеров, которые представляют интересы компании в различных регионах Российской Федерации. Основным профилем деятельности нашей компании является продажа оборудования для вендинга и расходных материалов для вендинговых аппаратов, продажа профессиональной кофейной техники для баров и ресторанов и высококачественного натурального кофе, а также, техническая поддержка и сервисное обслуживание торговых автоматов и кофемашин Saeco.

- Отразился ли на деятельности предприятия кризис?

- Кризис отражается на всех, как теперь уже стало понятно, в том числе и на нас.

Принимая во внимание то, что мы продаем оборудование для создания собственного бизнеса, сейчас можно сказать о том, что предприниматели с большей осторожностью относятся к началу нового бизнеса или развитию новых направлений. Поэтому сейчас наблюдается некоторое снижение притока новых клиентов, то есть тех, кто решил начать вендинговый бизнес. Что же касается предпринимателей, уже оперирующих собственными сетями торговых автоматов, то встречаются такие смелые и решительные бизнесмены, которые расширяют свои сети даже в кризис, и таких достаточно много.

- Рядом специалистов было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Вы с этим мнением согласны?

- Мы согласны с таким мнением, ведь всем известные факты остаются фактами и преимущества торговых автоматов очевидны. Используя, например кофейный и снековый автомат в связке, потребитель имеет возможность выпить качественный натуральный кофе и перекусить вкусным снеком, что, по сути, заменяет кафе или другое небольшое заведение питания, которое в кризис сложно содержать, учитывая снижение спроса и приток посетителей. Это очевидно, что например, кофе, как пили, так и будут пить, а если говорить о том, что в торговых автоматах готовиться натуральный кофе, а технология приготовления и ингредиенты зачастую более качественные, чем в некоторых кафе, то однозначно, что кофейный вендинг вполне устойчив к кризисным явлениям.

Если говорить в целом о торговых автоматах, то очевидно, что такие параметры, как круглосуточная работа, небольшое место для установки, отсутствие необходимости нанимать продавца и т.д. делают вендинг действительно наиболее устойчивым к кризису среди других форм торговли.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в нашей стране?

- В настоящее время вендинг в России развивается активно, но до мировых показателей еще очень далеко.

Проблемы развития этого бизнеса, конечно же, есть и, на примере установки кофейных автоматов, одна из них, на мой взгляд, в том, что операторы (те, кто занимается установками торговых автоматов) недостаточно следят за качеством продаваемых из автоматов напитков. То есть приобретают устаревшее, некачественное оборудование и дешевые ингредиенты, это несколько снижает первоначальные затраты, но существенно тормозит распространение вендинга, как способа получения качественного товара или услуги для потребителя. Дело в том, что если установленный торговый автомат, готовит не вкусные и не качественные напитки, а также работает со сбоями, то подойдя один раз к такому автомату, вам вряд ли захочется еще раз воспользоваться не только этим торговым автоматом, но и принципе сложится негативное отношение к такому виду торговли.

Вторая проблема в том, что владельцы площадей, предоставляющие места под установку торговых автоматов, часто путают, установку торговых автоматов и установку терминалов оплаты различных услуг. Происходит неоправданное завышение стоимости аренды площади, что делает установку автомата невыгодной, а ведь очевидно, что в автоматической торговле доходы на единицу площади совсем не велики.

- Что ждет вендинг в России в будущем?

- После появления признаков стабилизации экономической ситуации в стране, рынок вендинга продолжит рост, ведь если обратиться к опыту других стран, то перспективы развития вендинга в России очевидны.

Вендинг остается привлекательным видом бизнеса

Максим Евлютин,

директор компании «ЮМВенд», Екатеринбург:

- Как давно «ЮМВенд» на рынке вендинга? Что было сделано за это время?

- Наша компания работает на рынке вендинга с августа 2005 года. За четыре года бизнес, состоявший из нескольких кофейных автоматов вырос до компании, считающейся одной из крупных в Екатеринбурге. В настоящее время мы являемся не только оперирующей (имеющей сеть торговых автоматов) компанией, но еще мы занимаемся поставками оборудования для вендинга по дилерским контрактам. А с начала 2008 года мы стали участниками внешне-экономической деятельности и поставляем ингредиенты для кофемашин из Италии напрямую в Екатеринбург.

- Отразился ли на деятельности вашего предприятия кризис?

- Трудно в настоящее время найти отрасль в экономике, на которой бы не отразился экономический кризис. И вендинг – не исключение, ведь активность населения упала, люди реже посещают офисы компаний, экономят, да и сами компании сократили свои штаты. Это безусловно отразилось на продажах через торговые автоматы. Если говорить в цифрах, то с начала текущего года в сопоставимых условиях падение выручки к аналогичному периоду прошлого года составило 20%. Ситуацию осложняет и то, что ингредиенты мы используем импортного производства. А российские производители пока, к сожалению, качественного продукта предложить не могут.

- Есть мнение, что вендинг, как форма продаж, более устойчив к кризисным явлениям на рынке, чем другие форматы торговли. Как вы считаете — насколько это верно?

- На счет устойчивости вендинга, как формы продаж, я бы поспорил. Ведь торговые автоматы сами по себе как не требовали зарплаты, так и не стали, поэтому расходы в этой части предприниматели не сократили. Зато ритейлеры могут экономить на фонде оплаты труда, например, кассиров, продавцов и т.п. Полагаю, что наше положение по сравнению с положением традиционных розничных продавцов вряд ли сильно отличается.

- Что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России?

- На мой взгляд, вендинг в России сегодня находится в стадии начала своего развития. Точный процент освоения рынка назвать не берусь. Интуиция подсказывает, что по городам-миллионникам можно ещё поставить ещё столько же автмоатов, сколько сейчас там установлено. Я не имею ввиду Москву и Питер – там свои цифры, по-видимому.

Однако есть и объективные проблемы в развитии автоматизированной торговли. Среди основных я бы назвал отсутствие адекватной доходам политики правительства в налогообложении, ограниченный доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам, а также менталитет российского населения по части пользования торговыми автоматами.

Тем не менее, вендинг остается достаточно привлекательным и интересным видом бизнеса. Полагаю, что нас ждёт на этом рынке активное развитие за счет вовлечения всё большего числе предпринимателей в этот бизнес. А по мере усиления конкуренции, расширение ассортимента товаров и услуг, которые потребители смогут покупать с помощью торговых автоматов.

Рынок вендинга в России находится на стадии становления

Дмитрий Сало,

руководитель направления вендинг компании ЗАО «Автоматпроизводство»:

- Дмитрий, расскажите о компании — сколько лет она на рынке? Каких успехов добилась?

- Наша компания на рынке восьмой год. Успехами является линейка торговых автоматов. Ни одна фирма в России не выпускает такого колитчества моделей. Причем не имеющих аналогов за рубежом.

- Кризис отразился на деятельности компании?

- Конечно отразился. Это работа поставщиков комплектующих. Сроки поставки комплектующих увеличились. Соответственно повысилась себестоимомть, так как вырос курс рубль/евро. Как следствие увеличились сроки изготовления. Многие клиенты не готовы ждать изготавления так долго (1-1,5 месяца).

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Согласны ли вы с этим мнением?

- Да. Потому что стоимость продукции в автоматах всегда ниже стоимости такого же продукта в других пунктах продажи, например кафе и кофе машины, магазин и снековый автомат, Газировка в бутылке и в розлив в стаканчик в автомате, и т.п., а в условиях кризиса это становится более актуально. Помимо ценового аспекта важным фактором становится доступность, ведь автомат занимает по площади гараздо меньше места чем организация подобной торговой точки с прадовцом и соответственно расширяются места установки.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России? Можно ли этот сегмент рынка назвать развитым?

- Этот рынок сейчас находится на стадии становления. Будет активно развиваться, причем будут появляться новые виды автоматов.

Что касаетяс проблем рынка, то самая важная из них на сегоднешний день — это вопрос налогооблажения, в часности вопрос оснащения автоматов ККМ. Это нововведение может погубить вендинговый рынок в России.

Еще важным вопросом остается вопрос кредитования и лизинга. Многие оператры, преобретают оборудование именно вкредит или по лизингу. В нынешних условях это становится все сложнее осуществить.

- Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?

- Надеюсь светлое, так как все условя для развития сейчас есть.

Вендинг устойчив к кризисным явлениям на рынке

Андрей Максименко,

директор компании «Вендинг Украина»:

- Как давно вы работаете на рынке вендинга? Каких успехов она добилась?

- На рынке вендинга наша компания с 2004 года. За этот период, по оборудованию, мы стали официальными представителями двух корейских компаний LOTTE и S.M Coin, на украинском рынке. По продуктам для вендинга плотно сотрудничаем с компаниями ICS (Нидерланды) и MASPEX (Польша). Сейчас мы имеем дилерскую сеть практически по всем областным городам Украины.

- Насколько сильно отразился (и отразился ли вообще) на деятельности компании экономический кризис?

- Сейчас, по-моему, нет отрасли или вида бизнеса, которого бы не тронул экономический кризис. Нас он так же затронул, но не сильно. Мы снизили цены на автоматы, снизили цены на продукты для автоматов, тем самым, дав нашим клиентам возможность повысить рентабельность своего бизнеса, а нам продолжать работать.

- Как вы считаете — насколько вендинг, ка кбизнес, устойчив к кризисным явлениям на рынке?

- Вендинг действительно устойчив к кризисным явлениям на рынке. Это происходит в первую очередь, потому, что финансовая нагрузка на автомат не высокая, а рентабельность этого бизнеса, наоборот, высокая, поэтому, если грамотно сбалансировать две эти составляющие, можно при любом кризисе оставаться «на плаву». Это мое мнение и я следую этому принципу.

- Что, на ваш экспертный взгляд, представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит?

- Вендинг сегодня - это хорошо развитая индустрия в Украине. Мы конечно отстаем от других европейских стран в развитии, но это выражается только количеством установленных автоматов на душу населения и их разновидностью. Количество мы нагоним, были бы места для установки. Хотя места для установки есть, но порой очень сложно получить разрешение для установки автомата и это очень тормозит развитие этого бизнеса. Основные автоматы, которые представлены на рынке – это кофейные. Потом идут СНЭКовые и т.д. За последние два года очень сильно развивается направление платежных терминалов. Все остальные направления вендингового бизнеса на этапе зачатия.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- Я думаю нам еще лет десять можно спокойно насыщать рынок автоматами и не только кофейными. Бизнес будет развиваться и никакой кризис ему не помеха!

Подготовила

Евгения Трушина

Источник; «Современная торговля» №10/2009

Поделиться публикацией:
Никита Дергилёв, «Техносерв Cloud», о «черных пятн...
170
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
348
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4654
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
227
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
644

На рынке останутся те, кто думал о развитии

Ольга Ситникова,

руководитель проектов компании E.M.T.G., директор международной выставки «VendExpo – вендинговые технологии»:

- Ольга, вы являетесь ораганизатором крупнейшей вендинговой выставки. С чем было связано ее появление?

- Я могу судить о вендинговом рынке в определенном смысле со стороны. Мы ведь организаторы самой крупной вендинговой выставки в стране – VendExpo. В советские времена ВДНХ называли «зеркалом страны». А сегодня специализированную выставку можно смело называть «зеркалом отрасли». Придите на выставку, и вы увидите, насколько развита та или иная отрасль. Несколько лет назад, когда мы принимали решение об открытии проекта VendExpo, это было продиктовано самой ситуацией – вендинговый рынок уже начал складываться и набирать определенные объемы, а площадки для демонстрации новых тенденций, технологий не было. Но проблемы нового рынка тоже ведь нужно где-то обсуждать, делиться реальным опытом и учить азам создания вендинговых сетей, причем не по учебникам, а на собственных ошибках и успехах. Все эти вопросы обсуждаются в рамках бизнес-программы выставки. И зачастую в конференц-залах не хватает мест для всех желающих.

- Отразился ли на деятельности вендинг-бизнеса экономический кризис?

- Я не знаю ни одной отрасли, на которой бы не отразился экономический кризис. Ведь никакой бизнес не может существовать в отрыве от общей экономической ситуации. Вопрос в другом. Кто выживет, кто дотянет до тех времен, когда начнется подъем? Основная доля вендинга приходится на продовольственные товары и напитки. Люди как ели, так и будут есть, как пили кофе – так и будут пить. Вопрос в количестве. А следовательно в рентабельности аппаратов, сроках окупаемости.

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что именно вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Вы согласны с этим?

- Думаю, что да. И связано это, прежде всего, с мобильностью вендинга.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- В ближайшей перспективе нас всех ждет одно и то же. Уже завтра кризис не кончится. И подъем будет гораздо труднее чем в предыдущий кризис. Но, я, наверное, не скажу чего-то особенно нового – кризис все-таки закончится. И вот тогда останутся те, кто сегодня предпринял все, чтобы удержаться, те, кто не бросил свой такой красивый бизнес – вендинг. Кто не поддался искушению выжить путем потери качества продуктов, реализуемых через вендинговые аппараты. Кто думал о развитии. Для нас, нашей страны вендинг – это довольно новое явление. Но мировой опыт не знает случаев, когда человечество отказывалось от удобного и доступного сервиса. Мы ведь не печем хлеб, каждый у себя дома в печи, а покупаем в булочной, а где-то и в вендинговых аппаратах. Кроме этого вендинг - не только снеки и напитки. Мы живем в век информатизации – все большее распространение приобретают информкиоски. Мы даже не задумываемся, какое количество информации мы получаем через них, привыкли. Практически в каждом офисе или приемной стоят кулеры с бутилированной водой – и это тоже вендинг. Так что перспективы развития у вендинга безусловно есть.

Автомат готов работать всегда и с хорошим настроением

Иван Иванов,

начальник отдела развития группы компаний ТМ “Вендинг”:

- Иван, как давно ваша компания работает на рынке вендинга?

- Наша компания существует порядка пяти лет. Основное напровление в вендинге - это музыкальные автоматы, производство, продажда, оперирование своей сетью. Налаженное производство, своя сеть музыкальных автоматов.

- Насколько сильно отразился на вас экономический кризис?

- Отразился, и причем очень сильно. Наше направление, а именно музыкальные автоматы, на прямую зависит от посещяемости заведений. Соответственно с волной кризиса, большой безработицей финансовое положение среднего человека уменьшилось в десять раз. Теперь у него гулять «в старом формате» - а-ля «рубаха парень» - возможности нет. Следствие чему - пустые заведения, бары, рестораны, закусочные, а это - уменьшение касс в нашей сети. Если говорить о цифрах, то уменьшение на данный момент составляет восьмикратный размер по отношению к прошлому году.

- Тогда ситуация складывается в разрез с существующим мнением о том, что именно вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке...

- Лишь от части. Единственное преимущество, которое можно выделить в реалии, это факт того, что во время кризиса люди испытывают большое моральное и материальное неудовлетворение. Это приводит основные массы в стадию депрессии. Человек в стадии депрессии - не работник, и если он занят в сфере продаж, то его продажи сильно падают. В то же время автомат, как автономная единица, готов работать всегда и с хорошим настроением. В депрессию он не впадет.

Вывод - вендинг оборудование исключает человеческий фактор: обман, плохое настроение, длительные болезни и т.д.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит? Каковы его тенденции?

- Вендинг-бизнес - это перспективное направление, очень рентабельное и интересное. Но большая проблема российского рынка - это минталитет людей, участвующих в процессах данного направления. Все до сих пор «совково» - украсть, обмануть...

Еще не мало важный аспект - это бездействие властей. На данный момент наше направление в законодательной базе ни как не прописанно. Мы просто розничная торговля, хотя себя к таковой не причесляем. Этот бизнес будет задыхаться до тех пор, пока его на высоком уровне не определят как перспективный на долгие годы.

Аппараты не умеют жульничать и воровать ваши деньги

Артем Скворцов,

основатель компании «ЭмВай»:

- Артем, как давно «ЭмВай» работает на рынке? С чего начиналось развитие?

- Наша компания была образована в 2005 году. Основным направлением деятельности стала разработка электроники для вендинговой индустрии. К настоящему времени в портфолио «ЭмВай» можно найти электронные модули управления практически для любого существующего торгового аппарата. Корейская компания «СмКоин» устанавливает нашу электронику в кофейные аппараты. Савеловский Машиностроительный завод производит аппараты по продаже штучных товаров (снеков) и по продаже горячих пирожков на базе нашей электроники. ООО «Вендинговые системы» при участии нашей компании производит уникальные копировальные вендинговые аппараты. Осенью 2009 года на рынок выводится новый вендинговый аппарат для предоставления услуг распечатки «Принтозавр». Завершена разработка образцов обновленной электроники для аппаратов по отжиму свежего апельсинового сока и для аппаратов по продаже прохладительных напитков. В настоящее время ведутся разработки вендинговых массажных кресел нового класса. Для дистрибьютеров импортных торговых аппаратов предлагается ряд электронных модулей, улучшающих функциональность (модули оплаты по бесконтактным картам, модули GSM/GPRS-телеметрии). Ведется разработка собственных торговых аппаратов по продаже прохладительных напитков. Следует отметить инновационный проект электромеханического транспортера «Самоход», образец которого проходит испытания.

- Отразился ли на деятельности предприятия кризис?

- Кризис затронул многие отрасли. Не обошел он стороной и вендинг. В начале года сильно упали продажи (в четыре-пять раз, по словам моих знакомых - менеджеров из компаний-продавцов аппаратов). Многие компании стали резко снижать стоимость на аппараты, чтобы возвращать кредиты, на которые они были куплены. Другие, кто пользовался собственными оборотными средствами для закупок, попали в неудобную ситуацию. Даже не снижая цены, они уже проигрывали из-за существенного броска курсов валют с момента закупки аппаратов. В течение последующих нескольких месяцев, когда складские остатки импортированной продукции были распроданы, цены на вендинговое оборудование плавно поползли вверх. Если раньше можно было купить неплохой кофейный аппарат за 120 тыс. рублей, то сейчас эта цифра возрасла до 170 тыс. рублей. Естественно, этот факт сказался на сроке окупаемости вендингового бизнеса. Компаниям-операторам сетей торговых аппаратов стало сложнее. Поднимать цену услуг стало уже невозможно (в Москве цена за чашку кофе из аппарата уже достигает 30 руб.), потому что это приведет к серьезному падению продаж. Остался единственный выход – оптимизировать расходы по обслуживанию аппаратов, тщательнее планировать логистику, искать более выгодные точки для аппаратов, устанавливать системы удаленного мониторинга техники, чтобы не ездить к аппарату лишний раз когда он работает. Благодаря сильному прыжку курсов валют и повышения таможенных пошлин у отечественных производителей вендинговой техники появились большие перспективы.

- В чем принципиальное отличие вендинга от других форм торговли?

- Отличием вендинговой индустрии от других видов бизнеса является почти полное отсутствие человеческого фактора. В обычном магазине уровень продаж сильно зависит от характера, дружелюбия и вежливости продавца. Найти много таких вежливых и приветливых продавцов – трудная задача. Если же вы владелец вендинговой сети – то нужных «продавцов» вы можете закупить столько сколько захотите. Следует лишь вовремя производить техническое обслуживание аппаратов. И аппараты не умеют жульничать и воровать ваши деньги.

- Какова сегодня в целом ситуация на рынке вендинга? Что вы можете посоветовать начинающим бизнесменам в этой сфере?

- Вендинговый бизнес начинался с появления кофейных аппаратов. В настоящее время в крупных российских городах уже сложно найти хорошие точки для установки такого аппарата, эта ниша рынка уже близка к насыщению. Поэтому все крупные компании-операторы около двух лет назад стали устанавливать аппараты по продаже штучных продуктов питания (шоколадки, чипсы, конфетки) рядом с кофейниками. Это позволило повысить выручку без существенного увеличения расходов (не появились новые точки для обслуживания, так как новые аппараты были расставлены на уже существующих точках). Начинающим предпринимателям рекомендую обратить внимание на аппараты по продаже супов, горячих пирожков, копировальные вендинговые аппараты, аппараты для распечатки документов. Все это – новые, практически пустые ниши для бизнеса, базовая доходность у которых как правило выше чем у привычных кофе-аппаратов.

Наш путь развития - максимальное насыщение покупательного спроса

Наталья Смыкова,

генеральный директор компании «ХелиосВенд»:

- Наталья, расскажите о возглавляемом предприятии. Как давно вы работаете на российском рынке и каких успехов добились?

- Наша компания работает на рынке вендинга с 2004 года. Начинали свою деятельность как оператор торговых автоматов с пятью кофейниками. За пять лет работы собственный парк торговых автоматов вырос до 75 единиц. Кроме того, в течение последних трех лет мы являемся официальным дилером итальянского производителя торговых автоматов GPE Vendors и реализуем его продукцию на территории России.

Можно сказать, что по сравнению с другими крупными вендинговыми компаниями наши темпы развития не так уж и высоки, однако основная стратегия нашей компании - это расширение бизнеса с использованием только собственных средств, не привлекая кредитных.

- Насколько сильно отразился на деятельности «ХелиосВенд» экономический кризис?

- В основном благодаря тому, что компания не использует кредиты, влияние кризиса на нашу деятельность не так уж велико. Да, продажи кофе и снеков уменьшились, причем особенно это заметно в тех организациях, где прошло сокращение штатов. Однако, летний период для вендинга не показателен, так как то, что в этот период продажи падают, является закономерностью – отпуска!

Хотя на продажи самих автоматов кризис повлиял существенно, причем влияние это в основном не количественное, а качественное. Если раньше предприниматели покупали новые автоматы, то в последние несколько месяцев б/у автоматы идут нарасхват, а новыми практически не интересуются.

- А на отрасли в целом?

- Не хотелось бы сравнивать с другими формами сферы торговли, это дело аналитиков . Однако, вендинг как бизнес, благодаря своей высокой рентабельности, не только выживет в условиях кризиса, но и будет развиваться.

- Что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России?

- Как пишут многие издания, вендинговый бизнес в России совершенно не развит по сравнению с Европой, не говоря уже об Америке; что в Европе на один автомат приходится 100 человек, тогда как в России 17-20 тысяч человек. Вопрос в другом: а нужно ли нам догонять Европу по количеству торговых автоматов? Да, действительно, в Европе автоматы стоят в метро, на улице и даже в рейсовых автобусах. Но какой автомат выдержит наши климатические условия, если его установить на улице? Да и не стоит сравнивать Россию и, например, Италию, где кофе является национальным напитком.

Думается, наш путь развития вендинга, это не погоня за Европой и Америкой по количеству автоматов, а максимальное насыщение покупательного спроса с учетом российского менталитета.

Большая привлекательность вендинга как бизнеса, в том числе и для начинающих предпринимателей состоит в том, что здесь можно практически вдвое уменьшить вложения в основные средства. Купленный за полцены двух-трех летний автомат при правильной эксплуатации может прослужить еще десять лет.

- Каковы наиболее острые проблемы для вашей отрасли сегодня?

- Что касается проблем в вендинге, то помимо всего прочего хотелось бы заострить внимание на несовершенстве законодательной базы. Хотя закон о едином налоге на вмененный доход и внесение изменений в закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», в котором говорится, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, в том числе и вендинга, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, внесли некоторую ясность в отношения вендингового бизнеса с государством. Однако, ситуация в Москве остается прежней, так как ЕНВД для вендинга здесь не применим.

Если судить о вендинговом бизнесе в целом по России, то это - ниша. Однако, например, в Москве мы сталкиваемся с тем, что рынок кофейных и в меньшей степени снековых автоматов практически заполнен, что основная задача вендинговых компаний не потерять своих клиентов. И в этой связи встает вопрос о качестве продукта и обслуживания.

- Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?

- Относительно тенденций развития вендинга хочется отметить следующее. Во-первых, это новые направления продаж через автоматы. Ведь при правильном подходе через автоматы можно продавать практически все: от снеков до парфюмерии и фармацевтической продукции. Да, конечно, в отличие от кофе и снеков, например, продажа газет через автоматы не является таким же высокорентабельным бизнесом, но здесь пока еще отсутствует конкуренция.

Во-вторых, это технологическое усовершенствование автоматов. Как пример, все более привлекательной становится безналичная форма оплаты посредством банковских карт или сотовых телефонов.

И наконец, так как высокие транспортные расходы и таможенные платежи практически удваивают стоимость импортируемых автоматов, все более экономически привлекательным становится производство торговых автоматов на территории России.

Перспективы вендинга в России огромны

Анастасия Фонарева,

руководитель отдела PR и рекламы компании “Юнисэйл”:

- Сколько лет «Юнисэйл» работает на рынке?

- Компания «Юнисэйл» занимается вендингом с 2003 года. Этот бизнес в свое время стал для нас альтернативой игорному, однако на данный момент является вспомогательным основному направлению сенсорных киосков – платежным, информационным и интернет-терминалам.

- Опишите свое видение перспективного развития этого сегмента рынка.

- Необходимо отметить, что ввиду чрезвычайной важности места установки вендингового автомата - оно должно быть проходимым, заметным, без конкурентов вблизи - важнейшей составляющей бизнеса с каждым годом все больше будет являться взаимодействие с арендодателями, управляющими компаниями и представителями КУГИ. Имеется в виду, конечно, создание сети, то есть - вендинг-бизнес как основной источник дохода. Установка оборудования владельцами магазинов, бизнес-центрами в качестве дополнительного элемента сервиса, несомненно, будет все в большей степени развиваться.

Вендинговые прачечные, фотостудии, пункты проката велосипедов - продавать через автоматы удобно не только товары, но и услуги! Однако, кажется сомнительным, что в ближайшее время в России вендинг расцветет, как в развитых западных странах, – опять же как самостоятельный вид бизнеса, а не элемент сервиса.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются основные проблемыне вопросы отрасли?

- Несовершенство законодательства, дающее возможность мелким игрокам предоставлять не самые качественные услуги, пока не позволяет уровню доверия населения к железным продавцам вырасти до такой степени, чтобы внести сумму денег большую, чем стоимость шоколадки или чашки кофе.

Однако сложность вхождения в бизнес будет все в большей степени ограничивать количество мелких игроков, что, в конечном счете, положительно скажется на рынке, поскольку для любой крупной компании репутация, а, значит, качество обслуживания клиента, очень важно.

Несомненно, российский рынок будет отрегулирован, и первые шаги уже сделаны, в частности не так давно было обновлено налоговое законодательство.

- Насколько устойчивым к кризисным явлениям оказался вендинговый бизнес в Росии?

- Несмотря ни на что вендинговый бизнес довольно устойчив даже в финансово нестабильные 2008-2009 годы. И на это есть несколько причин. Практически отсутствует человеческий фактор – автомат может работать круглосуточно, без обеда и выходных. И, что немаловажно, продукция, которая наиболее успешно распространяется в России через торговые автоматы, - в первую очередь напитки и снеки – это товары низкого ценового сегмента, спрос на которые падает в последнюю очередь.

- Насколько перспективен вендинг?

- Перспективы вендинга в нашей стране огромны – стоит только изучить статистику по количеству жителей на один вендинговый автомат в Европе, США или Японии и сравнить с тем, что есть на сегодняшний день у нас.

Вендинг в России - в состоянии укрупнения и формирования основных игроков

Иван Гриценко,

руководитель информационного ресурса Provending.com.ua (Украина):

- Иван, ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня?

- Вендинг на сегодняшний день переживает период относительно быстрого развития. Относительного, так как по сравнению с темпами роста этого рынка до кризиса, наблюдается довольно ощутимое замедление. Но, тем не менее, если сравнивать с падением оборотов в других видах бизнеса, то автоматическая торговля показывает замечательные показатели.

Вендинг в России сейчас в состоянии укрупнения и формирования основных игроков. Автоматическая торговля в точности повторяет путь розничной торговли. Происходит образование крупных операторов, усиление уже существующих. Вскоре придут иностранные компании оперирующие автоматами. Дело в том, что с такими большими компаниями проще вести дела, как сетевым супермаркетам, так и другим сетевым образованиям.

Основной и самой глобальной проблемой в современном вендинге является поиск мест для установки автоматов. Даже найдя подходящее место, далеко не всегда получается договориться о приемлемых условиях аренды. Владельцы мест просят очень большую плату за аренду, а в государственных учреждениях приходится пройти слишком длительную и сложную бюрократическую процедуру, которая не всем бизнесменам под силу.

- Как вы считаете - насколько сильно отразился на деятельности вендинг-операторов кризис?

- Кризис сказался, прежде всего, на ценах на ингредиенты, наполнители и сами автоматы. Операторы были вынуждены поднять цены в своих автоматах, что в свою очередь отпугнуло многих покупателей и сократило объемы продаж. Пройдет не менее полугода, прежде чем люди привыкнут к новым ценам, а вот выхода на прежние уровни прибыли придется подождать намного дольше. Но, это касается, опять же, только автоматов про продаже горячих напитков и снеков. Владельцы терминалов пополнения счета ощутили влияние экономического кризиса немного меньше. Безусловно, пользователи стали экономить на мобильной связи, но намного меньше говорить они не стали. Да и постоянное развитие перечня предоставляемых услуг дает возможность компенсировать потерю прибыли.

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, по сравнению с другими формами торговли окажется более устойчив к кризисным явлениям. Согласитесь ли вы с этим мнением?

- Соглашусь, несмотря на то, что операторы повысили цены на конечный продукт, в автоматах и произошло некоторое снижение объемов продаж через автоматы, спрос остался стабильным, тогда как в розничной торговле наблюдается устойчивое снижение продаж.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- В ближайшие пару лет снизится спрос на новые автоматы итальянских и испанских производителей. Соответственно, возрастут продажи новых автоматов корейского производства и подержанных автоматов европейских производителей. Тенденция к укрупнению вендинг-операторов не изменится и стоит ожидать выхода на рынок иностранных игроков, которые имеют солидный опыт и оперируют сотнями тысяч автоматов по всему миру.

Вендинговый бизнес в России развит достаточно слабо

Сергей Коновалов,

руководитель отдела продаж ООО «Астроком»:

- Сергей, как давно «Астроком»работает на рынке вендинга? С чего начиналось развитие компании?

- Компания «Астроком» разрабатывает программное обеспечение для автоматизации вендинга с 2006 года. Нашими специалистами разработаны следующие решения: отраслевая ERP-система для вендинга, система дистанционного контроля торговых автоматов, регистратор сервисных операций. На данный момент мы совершенствуем наши программно-аппаратные решения, проводим интеграцию с различными учетными системами, в том числе с «1С:Предприятие».

- Отразился ли на деятельности «Астрокома» экономический кризис? Если да — то насколько сильно?

- Экономический кризис скорее отразился на наших партнерах, поставщиках вендинг-аппаратов. Что, безусловно, снизило уровень и наших продаж, так как некоторые наши программно-аппаратные решения поставляются в составе вендинг-машин. Однако, мы продаем решения вендинг-операторам со сложившейся сетью, интегрируем их с оборудованием, которое уже куплено и эксплуатируется. Например, комплекс дистанционной инспекции вендинг-машин на базе модуля, который осуществляет сбор данных по продажам, обороту денежных средств, оповещает о поломках и собирает другую информацию, которую передает через GPRS или SMS прямо на сервер. Это позволяет нам выровнять кривую падения продаж на фоне кризиса.

- Согласны ли вы с мнением, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив, по сравнению с другими форматами торговли к кризисным явлениям на рынке?

- Не соглашусь с таким мнением. В июле 2009 года торговля в РФ поставила очередной негативный рекорд: торговый оборот снизился на 6,5% по сравнению с июлем прошлого года. Вендинг – не исключение. Хотя арендные ставки на рынке офисной недвижимости и ползут вниз, но арендодатели не торопятся снижать стоимость по заключенным договорам. Это верно как для вендинга, так и для терминалов приема платежей. Стоимость оборудования, как водится, привязана к курсу валюты, следовательно, расширять сеть легче не стало. А с учетом высвобождения в период кризиса значительных трудовых ресурсов, концепция автоматизации продаж становится еще менее привлекательной.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит? Каковы его основные проблемы и тенденции?

- Вендинговый бизнес в России на сегодняшний день развит еще достаточно слабо. Развитие вендинга в основном происходит в Москве и Санкт-Петербурге. На рынке присутствует пул крупных игроков, как правило, они представляют из себя поставщиков оборудования, операторов и сервисную компанию в одном лице. Есть положительные тенденции – появление новых видов оборудования, а значит и направлений продаж: продажа сахарной ваты, массажные кресла, аппараты с мороженым. Вендинг-операторами уделяется мало внимания для эффективного управления собственной сетью. Зачастую не автоматизирован учет, не оптимизирована логистика и сервисное обслуживание, контроль складских остатков, нет удаленного контроля за состоянием аппаратов. А это влечет, отставание от конкурентов, увеличение издержек, потерь из-за простоев и т.п.. Из всего вышесказанного формируется основной тренд: совершенствование аппаратной части и повсеместное внедрение программ для автоматизации вендинга.

- Как вы считаете - какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- Хотелось бы пойти по сценарию Японии, но думаю, что российские реалии все равно внесут свои коррективы.

Рынок вендинга продолжит рост

Рустам Калько,

генеральный директор ООО «Профессиональные и торговые автоматы»:

- Рустам, сколько лет вы работаете на рынке вендинга? Каких успехов добились?

- Компания «Профессиональные и торговые автоматы» на рынке более 10 лет. Мы продаем оборудование итальянской компании Saeco (Италия) в Россию и страны ближнего зарубежья уже с 1998 года. В предложении нашей компании - различные типы торговых автоматов и профессиональных кофемашин. Мы имеем собственные представительства во всех крупных городах России, а также широкую сеть партнеров, которые представляют интересы компании в различных регионах Российской Федерации. Основным профилем деятельности нашей компании является продажа оборудования для вендинга и расходных материалов для вендинговых аппаратов, продажа профессиональной кофейной техники для баров и ресторанов и высококачественного натурального кофе, а также, техническая поддержка и сервисное обслуживание торговых автоматов и кофемашин Saeco.

- Отразился ли на деятельности предприятия кризис?

- Кризис отражается на всех, как теперь уже стало понятно, в том числе и на нас.

Принимая во внимание то, что мы продаем оборудование для создания собственного бизнеса, сейчас можно сказать о том, что предприниматели с большей осторожностью относятся к началу нового бизнеса или развитию новых направлений. Поэтому сейчас наблюдается некоторое снижение притока новых клиентов, то есть тех, кто решил начать вендинговый бизнес. Что же касается предпринимателей, уже оперирующих собственными сетями торговых автоматов, то встречаются такие смелые и решительные бизнесмены, которые расширяют свои сети даже в кризис, и таких достаточно много.

- Рядом специалистов было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Вы с этим мнением согласны?

- Мы согласны с таким мнением, ведь всем известные факты остаются фактами и преимущества торговых автоматов очевидны. Используя, например кофейный и снековый автомат в связке, потребитель имеет возможность выпить качественный натуральный кофе и перекусить вкусным снеком, что, по сути, заменяет кафе или другое небольшое заведение питания, которое в кризис сложно содержать, учитывая снижение спроса и приток посетителей. Это очевидно, что например, кофе, как пили, так и будут пить, а если говорить о том, что в торговых автоматах готовиться натуральный кофе, а технология приготовления и ингредиенты зачастую более качественные, чем в некоторых кафе, то однозначно, что кофейный вендинг вполне устойчив к кризисным явлениям.

Если говорить в целом о торговых автоматах, то очевидно, что такие параметры, как круглосуточная работа, небольшое место для установки, отсутствие необходимости нанимать продавца и т.д. делают вендинг действительно наиболее устойчивым к кризису среди других форм торговли.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в нашей стране?

- В настоящее время вендинг в России развивается активно, но до мировых показателей еще очень далеко.

Проблемы развития этого бизнеса, конечно же, есть и, на примере установки кофейных автоматов, одна из них, на мой взгляд, в том, что операторы (те, кто занимается установками торговых автоматов) недостаточно следят за качеством продаваемых из автоматов напитков. То есть приобретают устаревшее, некачественное оборудование и дешевые ингредиенты, это несколько снижает первоначальные затраты, но существенно тормозит распространение вендинга, как способа получения качественного товара или услуги для потребителя. Дело в том, что если установленный торговый автомат, готовит не вкусные и не качественные напитки, а также работает со сбоями, то подойдя один раз к такому автомату, вам вряд ли захочется еще раз воспользоваться не только этим торговым автоматом, но и принципе сложится негативное отношение к такому виду торговли.

Вторая проблема в том, что владельцы площадей, предоставляющие места под установку торговых автоматов, часто путают, установку торговых автоматов и установку терминалов оплаты различных услуг. Происходит неоправданное завышение стоимости аренды площади, что делает установку автомата невыгодной, а ведь очевидно, что в автоматической торговле доходы на единицу площади совсем не велики.

- Что ждет вендинг в России в будущем?

- После появления признаков стабилизации экономической ситуации в стране, рынок вендинга продолжит рост, ведь если обратиться к опыту других стран, то перспективы развития вендинга в России очевидны.

Вендинг остается привлекательным видом бизнеса

Максим Евлютин,

директор компании «ЮМВенд», Екатеринбург:

- Как давно «ЮМВенд» на рынке вендинга? Что было сделано за это время?

- Наша компания работает на рынке вендинга с августа 2005 года. За четыре года бизнес, состоявший из нескольких кофейных автоматов вырос до компании, считающейся одной из крупных в Екатеринбурге. В настоящее время мы являемся не только оперирующей (имеющей сеть торговых автоматов) компанией, но еще мы занимаемся поставками оборудования для вендинга по дилерским контрактам. А с начала 2008 года мы стали участниками внешне-экономической деятельности и поставляем ингредиенты для кофемашин из Италии напрямую в Екатеринбург.

- Отразился ли на деятельности вашего предприятия кризис?

- Трудно в настоящее время найти отрасль в экономике, на которой бы не отразился экономический кризис. И вендинг – не исключение, ведь активность населения упала, люди реже посещают офисы компаний, экономят, да и сами компании сократили свои штаты. Это безусловно отразилось на продажах через торговые автоматы. Если говорить в цифрах, то с начала текущего года в сопоставимых условиях падение выручки к аналогичному периоду прошлого года составило 20%. Ситуацию осложняет и то, что ингредиенты мы используем импортного производства. А российские производители пока, к сожалению, качественного продукта предложить не могут.

- Есть мнение, что вендинг, как форма продаж, более устойчив к кризисным явлениям на рынке, чем другие форматы торговли. Как вы считаете — насколько это верно?

- На счет устойчивости вендинга, как формы продаж, я бы поспорил. Ведь торговые автоматы сами по себе как не требовали зарплаты, так и не стали, поэтому расходы в этой части предприниматели не сократили. Зато ритейлеры могут экономить на фонде оплаты труда, например, кассиров, продавцов и т.п. Полагаю, что наше положение по сравнению с положением традиционных розничных продавцов вряд ли сильно отличается.

- Что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России?

- На мой взгляд, вендинг в России сегодня находится в стадии начала своего развития. Точный процент освоения рынка назвать не берусь. Интуиция подсказывает, что по городам-миллионникам можно ещё поставить ещё столько же автмоатов, сколько сейчас там установлено. Я не имею ввиду Москву и Питер – там свои цифры, по-видимому.

Однако есть и объективные проблемы в развитии автоматизированной торговли. Среди основных я бы назвал отсутствие адекватной доходам политики правительства в налогообложении, ограниченный доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам, а также менталитет российского населения по части пользования торговыми автоматами.

Тем не менее, вендинг остается достаточно привлекательным и интересным видом бизнеса. Полагаю, что нас ждёт на этом рынке активное развитие за счет вовлечения всё большего числе предпринимателей в этот бизнес. А по мере усиления конкуренции, расширение ассортимента товаров и услуг, которые потребители смогут покупать с помощью торговых автоматов.

Рынок вендинга в России находится на стадии становления

Дмитрий Сало,

руководитель направления вендинг компании ЗАО «Автоматпроизводство»:

- Дмитрий, расскажите о компании — сколько лет она на рынке? Каких успехов добилась?

- Наша компания на рынке восьмой год. Успехами является линейка торговых автоматов. Ни одна фирма в России не выпускает такого колитчества моделей. Причем не имеющих аналогов за рубежом.

- Кризис отразился на деятельности компании?

- Конечно отразился. Это работа поставщиков комплектующих. Сроки поставки комплектующих увеличились. Соответственно повысилась себестоимомть, так как вырос курс рубль/евро. Как следствие увеличились сроки изготовления. Многие клиенты не готовы ждать изготавления так долго (1-1,5 месяца).

- Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Согласны ли вы с этим мнением?

- Да. Потому что стоимость продукции в автоматах всегда ниже стоимости такого же продукта в других пунктах продажи, например кафе и кофе машины, магазин и снековый автомат, Газировка в бутылке и в розлив в стаканчик в автомате, и т.п., а в условиях кризиса это становится более актуально. Помимо ценового аспекта важным фактором становится доступность, ведь автомат занимает по площади гараздо меньше места чем организация подобной торговой точки с прадовцом и соответственно расширяются места установки.

- Ваше экспертное мнение: что представляет сегодня собой вендинговый бизнес в России? Можно ли этот сегмент рынка назвать развитым?

- Этот рынок сейчас находится на стадии становления. Будет активно развиваться, причем будут появляться новые виды автоматов.

Что касаетяс проблем рынка, то самая важная из них на сегоднешний день — это вопрос налогооблажения, в часности вопрос оснащения автоматов ККМ. Это нововведение может погубить вендинговый рынок в России.

Еще важным вопросом остается вопрос кредитования и лизинга. Многие оператры, преобретают оборудование именно вкредит или по лизингу. В нынешних условях это становится все сложнее осуществить.

- Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?

- Надеюсь светлое, так как все условя для развития сейчас есть.

Вендинг устойчив к кризисным явлениям на рынке

Андрей Максименко,

директор компании «Вендинг Украина»:

- Как давно вы работаете на рынке вендинга? Каких успехов она добилась?

- На рынке вендинга наша компания с 2004 года. За этот период, по оборудованию, мы стали официальными представителями двух корейских компаний LOTTE и S.M Coin, на украинском рынке. По продуктам для вендинга плотно сотрудничаем с компаниями ICS (Нидерланды) и MASPEX (Польша). Сейчас мы имеем дилерскую сеть практически по всем областным городам Украины.

- Насколько сильно отразился (и отразился ли вообще) на деятельности компании экономический кризис?

- Сейчас, по-моему, нет отрасли или вида бизнеса, которого бы не тронул экономический кризис. Нас он так же затронул, но не сильно. Мы снизили цены на автоматы, снизили цены на продукты для автоматов, тем самым, дав нашим клиентам возможность повысить рентабельность своего бизнеса, а нам продолжать работать.

- Как вы считаете — насколько вендинг, ка кбизнес, устойчив к кризисным явлениям на рынке?

- Вендинг действительно устойчив к кризисным явлениям на рынке. Это происходит в первую очередь, потому, что финансовая нагрузка на автомат не высокая, а рентабельность этого бизнеса, наоборот, высокая, поэтому, если грамотно сбалансировать две эти составляющие, можно при любом кризисе оставаться «на плаву». Это мое мнение и я следую этому принципу.

- Что, на ваш экспертный взгляд, представляет сегодня собой вендинговый бизнес сегодня? Насколько он развит?

- Вендинг сегодня - это хорошо развитая индустрия в Украине. Мы конечно отстаем от других европейских стран в развитии, но это выражается только количеством установленных автоматов на душу населения и их разновидностью. Количество мы нагоним, были бы места для установки. Хотя места для установки есть, но порой очень сложно получить разрешение для установки автомата и это очень тормозит развитие этого бизнеса. Основные автоматы, которые представлены на рынке – это кофейные. Потом идут СНЭКовые и т.д. За последние два года очень сильно развивается направление платежных терминалов. Все остальные направления вендингового бизнеса на этапе зачатия.

- Какое будущее ждет вендинг в ближайшей перспективе?

- Я думаю нам еще лет десять можно спокойно насыщать рынок автоматами и не только кофейными. Бизнес будет развиваться и никакой кризис ему не помеха!

Подготовила

Евгения Трушина

Источник; «Современная торговля» №10/2009

Вендинг в России: анализ, проблемы, тенденциивендинг, торговые аппараты
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Вендинг в России: анализ, проблемы, тенденции
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/40506/2017-11-23