Баннер ФЗ-54
facebookvkenvelopeuseraddeyebasketkeyloupearrow-leftarrow-right
23 марта 2007, 18:53 4039 просмотров

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле: «Очевидно, что самостоятельно со своими аппетитами представители ритейла не справились»

Тимофей НижегородцевПри ФАС создан Экспертный совет, куда Вы пригласили войти всех желающих участвовать в обсуждении разрабатываемого Закона о торговле. Расскажите нашим читателям о работе Совета: какие рекомендации по взаимодействию между поставщиками и сетями  обсуждаются?

Действительно, при ФАС создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Мы надеемся, что туда войдут максимум представителей  отрасли –  крупные, средние и малые сети, а также поставщики и производители.

Цель создания Экспертного совета – сглаживание и устранение противоречий и перекосов в работе между поставщиками и сетями, а также участие бизнес-сообщества в законе о торговле, в самостоятельном формулировании адекватных норм и правил торговли. Поскольку очевидно, что самостоятельно со своими аппетитами представители ритейла не справились. При нашей проверке отношений между  поставщиками и ритейлерами  мы выявили 27 дополнительных условий, которые сети выдвигают  поставщикам и которые могут быть истолкованы как дискриминационные и навязанные. Мы предлагаем участникам этого рынка самим проанализировать эти условия и часть из них устранить. Сейчас сети могут навязывать свои условия, и некоторые их них  мы расцениваем просто как неприличные.

После того, как сети представят нам свои предложения, мы обсудим их с поставщиками, и в итоге получим условия, которые будут признаваться и сетями и поставщиками; условия, которые должны стать рыночным балансом между сетями и поставщиками, ведь последние тоже  хотят нормально работать, развивать свой бизнес и получать свою прибыль.

Для того чтобы наше соглашение не превратилось в пустой звук — мы разрабатываем в новом законе ступенчатую формулу доминирования. По этой формуле, 1-я ступень –  норма доминирования  5-10%. Имеется в виду, что при  достижении этой ступени доминирования, сеть должна будет ориентироваться на те правила, которые мы сейчас обсуждаем и которые потом будут опубликованы на сайте ФАС. Также закупочная политика сети должна стать более прозрачной и долговременной. Пока сеть не достигла этого порога доминирования –  нам она не интересна.

2-й порог доминирования – 35 %. Мы считаем, что при достижении сетью 35% доминирования, для нее должны быть запрещены дальнейшие сделки  M&A и сеть должна терять право участвовать в конкурсах на предоставление ей муниципальной земли для строительства новых торговых объектов. Таким образом, мы хотели бы дать другим сетям возможность приходить и работать в этом регионе. Почему так жёстко?

У нас перед глазами пример топливного рынка, когда крупные компании поделили страну на регионы присутствия. Такая ситуация вполне возможна и в ритейле, особенно если учесть привычки и обычаи нашего делового оборота, которые заключаются в том, что развитие бизнеса, к сожалению, идёт не столько по пути создания конкурентного продукта, сколько по пути монополизации рынков. В ритейле мы хотим избежать этого процесса.

Какие из сетей сейчас участвуют в работе совета?

В Экспертном совете есть представители почти всех крупных розничных сетей — Х5, 7 континент, Окей, Метро и др. Кроме них, в совет  входят представители поставщиков, а также  консалтинговых, юридических и прочих организаций, работающих в этой отрасли. Мы надеемся, что к нам и дальше будут присоединятся представители крупных и мелких сетей, чтобы мы могли защищать и их интересы.

Какие нарушения Закона о конкуренции на рынке ритейла  встречаются наиболее часто?

Закон о конкуренции может применяться только тогда, когда субъект достигает  доминирующего положения на рынке – это 35 % рынка. При такой степени доминирования с точки зрения канонического представления об антимонопольной политике — он может влиять на общие условия обращения  товара на рынка.  Все согласны с тем, что сегодня рынок услуг розничной торговли в России в целом является низкоконцентрированным. Однако с точки зрения антимонопольного законодательства, как и с точки зрения  потребителя – все не совсем так.  Для простого покупателя важно иметь магазин в разумной доступности к дому. Недавно мы начали проводить исследование «Определение географических границ рынка услуг розничной торговли». Отправная точка этого исследования – границы муниципального образования. По результатам же этого исследования географические границы рынка могут быть сужены. Уже сейчас мы видим, что у многих наших сетей в муниципалитетах есть доли близкие к границам доминирования – 35%, а некоторые сети (в основном, в небольших городах) эти границы превышают.

Теоретически, до достижения такой границы (35%) мы не должны иметь претензий к сетям на предмет соблюдения закона о конкуренции. Однако, дело в том, что возможность нарушения антимонопольного законодательства  (например, в виде навязывания невыгодных условий договора) сетей связана не только с долей рынка, но и с общим дефицитом торговых мест, который многократно увеличивает рыночную силу и соответственно возможности  розничных сетей. Таким образом, типичные нарушения проявляются даже на уровне небольших сетей, и связаны в основном с навязыванием невыгодных условий договора поставщикам, выражающихся например, в требовании  к поставщикам возмещении убытков при воровстве товаров в магазинах сети, не повышать цену на товар до того пока она не будет повышена в близлежащих сетях. Ситуация со штрафами, бонусами, специальными условиями становится для поставщиков слишком тяжелой, последним становится все труднее работать с ритейлом. Всего пока мы насчитали 27 таких условий.

Конечно, крупные поставщики могут вынести все эти дополнительные издержки, но мелким и средним производителям и поставщикам работать в таких условиях почти не возможно.

Почему государство усиливает контроль над отраслью? Может быть, участники рынка лучше разобрались бы самостоятельно, без участия государства?

Реального усиления контроля еще не произошло. Наша задача цивилизовать  процесс взаимоотношений торговли и поставщиков, поскольку, как я уже сказал выше, самостоятельно ритейл в погоне за прибылью ограничить себя не смог и вряд ли сможет. Отражением этой ситуации и явилось поручение Президента и Правительства РФ навести порядок в этих отношениях, так как злоупотребления сетей принимаю угрожающий для потребительского сектора экономики размах. Сегодня сети почувствовали свою рыночную силу, возросшую, в основном из-за дефицита торговых мест, и довели ситуацию до абсурда, начав вытягивать из поставщиков деньги всеми возможными способами. Мы готовы договариваться с сетями, чтобы совместно выработать правила и принципы работы. Однако, что бы это не превратилось в пустой звук мы и предлагаем те нормы, что обсуждали выше. В совокупности с оборотными штрафами это неплохая гарантия сохранения порядка в отрасли не только сейчас, когда этот вопрос актуализирован на самом высоком уровне, но и на будущее. К добросовестным ритейлерам мы, конечно, эти штрафы применять не будем. Однако все участники рынка услуг розничной торговли должны знать — если у них возникло желание обойти закона, то  риски будут соразмеримы с выгодами и даже выше.

В России есть регионы, в которые доступ федеральных сетей весьма затруднен, а иногда и вовсе недоступен. Какова позиция ФАС по этой проблеме?

Такое положение совершенно недопустимо. Кстати,  ограничение на дальнейший рост при достижении 35% учитывает и эту ситуацию. Кроме того, мы готовим поправки в земельный кодекс. Наша позиция в том, что распределение земли под коммерческую застройку должно происходить открыто на земельных аукционах и единственным критерием при определении победителя должна быть цена.

Как Вы считаете, готова ли сегодня Россия к вступлению в общество «цивилизованных торговцев» — ВТО? Будет ли конкуренция между российскими и западными ритейлерами равной?

При обсуждении вступления в ВТО вопросы доступа иностранных ритейлеров на наш рынок не рассматривались. В любом случае, приход иностранных ритейлеров усиливает конкуренцию. У иностранных сетей серьезный запас ликвидности, они могут проводить сделки M&A и наращивать силу своих сетей, у них более дешевые кредитные ресурсы, больше способности к увеличению масштабов бизнеса. Мы разговариваем со многими представителями западных сетей – интерес к нашему рынку у них колоссальный, т.к. это сектор быстрорастущий, но не связанный с сырьевой базой, а значит, государство вряд ли будет усиленно регулировать отрасль, при этом доходы в ритейле очень высокие. Россия – лакомый кусок для западных ритейлеров, ещё и потому что потребительская активность у нас выше, чем в Европе, россияне любят тратить деньги. Тем не менее, мы приветствуем приход иностранных сетей, т.к. они несут новые технологи и принципы работы. Но мы не хотим ситуации, когда в одном регионе представлена только одна сеть, даже если она всем хороша и работает безукоризненно. Если она одна – значит, она убивает конкуренцию вокруг себя. И хотя западные сети пока ведут себя осторожно  — аппетиты у них серьезные и это надо иметь в виду всем.

Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции. Все права защищены. ©

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Как законы, направленные на легализацию торговли, ...
1957
Компания сетевого маркетинга тестирует формат для ...
134
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
4618
Комплексное решение «1С:ERP» на 650 рабочих мест
60
Сергей Сергеев, ИТ-директор компании «М.Видео», ра...
426

Тимофей НижегородцевПри ФАС создан Экспертный совет, куда Вы пригласили войти всех желающих участвовать в обсуждении разрабатываемого Закона о торговле. Расскажите нашим читателям о работе Совета: какие рекомендации по взаимодействию между поставщиками и сетями  обсуждаются?

Действительно, при ФАС создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. Мы надеемся, что туда войдут максимум представителей  отрасли –  крупные, средние и малые сети, а также поставщики и производители.

Цель создания Экспертного совета – сглаживание и устранение противоречий и перекосов в работе между поставщиками и сетями, а также участие бизнес-сообщества в законе о торговле, в самостоятельном формулировании адекватных норм и правил торговли. Поскольку очевидно, что самостоятельно со своими аппетитами представители ритейла не справились. При нашей проверке отношений между  поставщиками и ритейлерами  мы выявили 27 дополнительных условий, которые сети выдвигают  поставщикам и которые могут быть истолкованы как дискриминационные и навязанные. Мы предлагаем участникам этого рынка самим проанализировать эти условия и часть из них устранить. Сейчас сети могут навязывать свои условия, и некоторые их них  мы расцениваем просто как неприличные.

После того, как сети представят нам свои предложения, мы обсудим их с поставщиками, и в итоге получим условия, которые будут признаваться и сетями и поставщиками; условия, которые должны стать рыночным балансом между сетями и поставщиками, ведь последние тоже  хотят нормально работать, развивать свой бизнес и получать свою прибыль.

Для того чтобы наше соглашение не превратилось в пустой звук — мы разрабатываем в новом законе ступенчатую формулу доминирования. По этой формуле, 1-я ступень –  норма доминирования  5-10%. Имеется в виду, что при  достижении этой ступени доминирования, сеть должна будет ориентироваться на те правила, которые мы сейчас обсуждаем и которые потом будут опубликованы на сайте ФАС. Также закупочная политика сети должна стать более прозрачной и долговременной. Пока сеть не достигла этого порога доминирования –  нам она не интересна.

2-й порог доминирования – 35 %. Мы считаем, что при достижении сетью 35% доминирования, для нее должны быть запрещены дальнейшие сделки  M&A и сеть должна терять право участвовать в конкурсах на предоставление ей муниципальной земли для строительства новых торговых объектов. Таким образом, мы хотели бы дать другим сетям возможность приходить и работать в этом регионе. Почему так жёстко?

У нас перед глазами пример топливного рынка, когда крупные компании поделили страну на регионы присутствия. Такая ситуация вполне возможна и в ритейле, особенно если учесть привычки и обычаи нашего делового оборота, которые заключаются в том, что развитие бизнеса, к сожалению, идёт не столько по пути создания конкурентного продукта, сколько по пути монополизации рынков. В ритейле мы хотим избежать этого процесса.

Какие из сетей сейчас участвуют в работе совета?

В Экспертном совете есть представители почти всех крупных розничных сетей — Х5, 7 континент, Окей, Метро и др. Кроме них, в совет  входят представители поставщиков, а также  консалтинговых, юридических и прочих организаций, работающих в этой отрасли. Мы надеемся, что к нам и дальше будут присоединятся представители крупных и мелких сетей, чтобы мы могли защищать и их интересы.

Какие нарушения Закона о конкуренции на рынке ритейла  встречаются наиболее часто?

Закон о конкуренции может применяться только тогда, когда субъект достигает  доминирующего положения на рынке – это 35 % рынка. При такой степени доминирования с точки зрения канонического представления об антимонопольной политике — он может влиять на общие условия обращения  товара на рынка.  Все согласны с тем, что сегодня рынок услуг розничной торговли в России в целом является низкоконцентрированным. Однако с точки зрения антимонопольного законодательства, как и с точки зрения  потребителя – все не совсем так.  Для простого покупателя важно иметь магазин в разумной доступности к дому. Недавно мы начали проводить исследование «Определение географических границ рынка услуг розничной торговли». Отправная точка этого исследования – границы муниципального образования. По результатам же этого исследования географические границы рынка могут быть сужены. Уже сейчас мы видим, что у многих наших сетей в муниципалитетах есть доли близкие к границам доминирования – 35%, а некоторые сети (в основном, в небольших городах) эти границы превышают.

Теоретически, до достижения такой границы (35%) мы не должны иметь претензий к сетям на предмет соблюдения закона о конкуренции. Однако, дело в том, что возможность нарушения антимонопольного законодательства  (например, в виде навязывания невыгодных условий договора) сетей связана не только с долей рынка, но и с общим дефицитом торговых мест, который многократно увеличивает рыночную силу и соответственно возможности  розничных сетей. Таким образом, типичные нарушения проявляются даже на уровне небольших сетей, и связаны в основном с навязыванием невыгодных условий договора поставщикам, выражающихся например, в требовании  к поставщикам возмещении убытков при воровстве товаров в магазинах сети, не повышать цену на товар до того пока она не будет повышена в близлежащих сетях. Ситуация со штрафами, бонусами, специальными условиями становится для поставщиков слишком тяжелой, последним становится все труднее работать с ритейлом. Всего пока мы насчитали 27 таких условий.

Конечно, крупные поставщики могут вынести все эти дополнительные издержки, но мелким и средним производителям и поставщикам работать в таких условиях почти не возможно.

Почему государство усиливает контроль над отраслью? Может быть, участники рынка лучше разобрались бы самостоятельно, без участия государства?

Реального усиления контроля еще не произошло. Наша задача цивилизовать  процесс взаимоотношений торговли и поставщиков, поскольку, как я уже сказал выше, самостоятельно ритейл в погоне за прибылью ограничить себя не смог и вряд ли сможет. Отражением этой ситуации и явилось поручение Президента и Правительства РФ навести порядок в этих отношениях, так как злоупотребления сетей принимаю угрожающий для потребительского сектора экономики размах. Сегодня сети почувствовали свою рыночную силу, возросшую, в основном из-за дефицита торговых мест, и довели ситуацию до абсурда, начав вытягивать из поставщиков деньги всеми возможными способами. Мы готовы договариваться с сетями, чтобы совместно выработать правила и принципы работы. Однако, что бы это не превратилось в пустой звук мы и предлагаем те нормы, что обсуждали выше. В совокупности с оборотными штрафами это неплохая гарантия сохранения порядка в отрасли не только сейчас, когда этот вопрос актуализирован на самом высоком уровне, но и на будущее. К добросовестным ритейлерам мы, конечно, эти штрафы применять не будем. Однако все участники рынка услуг розничной торговли должны знать — если у них возникло желание обойти закона, то  риски будут соразмеримы с выгодами и даже выше.

В России есть регионы, в которые доступ федеральных сетей весьма затруднен, а иногда и вовсе недоступен. Какова позиция ФАС по этой проблеме?

Такое положение совершенно недопустимо. Кстати,  ограничение на дальнейший рост при достижении 35% учитывает и эту ситуацию. Кроме того, мы готовим поправки в земельный кодекс. Наша позиция в том, что распределение земли под коммерческую застройку должно происходить открыто на земельных аукционах и единственным критерием при определении победителя должна быть цена.

Как Вы считаете, готова ли сегодня Россия к вступлению в общество «цивилизованных торговцев» — ВТО? Будет ли конкуренция между российскими и западными ритейлерами равной?

При обсуждении вступления в ВТО вопросы доступа иностранных ритейлеров на наш рынок не рассматривались. В любом случае, приход иностранных ритейлеров усиливает конкуренцию. У иностранных сетей серьезный запас ликвидности, они могут проводить сделки M&A и наращивать силу своих сетей, у них более дешевые кредитные ресурсы, больше способности к увеличению масштабов бизнеса. Мы разговариваем со многими представителями западных сетей – интерес к нашему рынку у них колоссальный, т.к. это сектор быстрорастущий, но не связанный с сырьевой базой, а значит, государство вряд ли будет усиленно регулировать отрасль, при этом доходы в ритейле очень высокие. Россия – лакомый кусок для западных ритейлеров, ещё и потому что потребительская активность у нас выше, чем в Европе, россияне любят тратить деньги. Тем не менее, мы приветствуем приход иностранных сетей, т.к. они несут новые технологи и принципы работы. Но мы не хотим ситуации, когда в одном регионе представлена только одна сеть, даже если она всем хороша и работает безукоризненно. Если она одна – значит, она убивает конкуренцию вокруг себя. И хотя западные сети пока ведут себя осторожно  — аппетиты у них серьезные и это надо иметь в виду всем.

Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции. Все права защищены. ©

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле: «Очевидно, что самостоятельно со своими аппетитами представители ритейла не справились»сеть, поставщик, рынок, условие, торговля, доминирование, конкуренция
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Тимофей Нижегородцев, начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле: «Очевидно, что самостоятельно со своими аппетитами представители ритейла не справились»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/12530/2017-11-22