Декоративное изображение
41

Какие ИТ-решения выбирает российский «Глобус»?

Сеть гипермаркетов «Глобус» внедрила на базе 1С собственные решения для управления всеми этапами транспортной логистики – от планирования перевозок до контроля движения транспорта на территории склада и выставления счетов, а также для интернет-торговли по управлению сборкой и хранению заказов. В результате количество сотрудников транспортного отдела сократилось с шести до двух человек, при том что логистический центр обслуживают до 400 поставщиков в сутки. Интернет-магазин оперирует ассортиментом в 70 тыс. SKU, только за один день в канун новогодних праздников удалось собрать 87 тыс. заказов. Обо всем этом специалисты «Глобуса» рассказали на сессии «ИТ в ритейле» в рамках форума Russian Retail Show 2025.

obuchenie_v_globuse_1

Международный ритейлер Globus представлен в трех странах – Германии, Чехии и России. Российская сеть управляет 20 гипермаркетами, 2 точками пилотного формата «Глобус лавка», 32 фудтраками, одним логистическим центром и онлайн-магазином с сервисами доставки и самовывоза по каналам B2B и B2C. Ассортиментная матрица включает 70 тыс. SKU. В каждом гипермаркете действует полный цикл пищевого производства – мясной цех, рыбный ряд, пекарня, кулинария, суши, кондитерская и ресторан. Гипермаркет обслуживает 15 тыс. клиентов ежедневно. Логистический центр изначально проектировался и строился под быстрые процессы. В российской компании «Глобус» работает около 9,5 тыс. человек.

Опыт взаимодействия с платформенными решениями 1С

Сеть внедряет ИТ-продукты на базе 1С уже очень давно. Как рассказала Анна Юрусова, координатор стратегических ИТ-проектов «Глобуса», еще в 2010 году на этой платформе была написана программа CPS (Cash Processing System) по управлению аппаратом наличности, на котором работали кассовый отдел и бухгалтерия.

С 2016 года на базе 1С было создано собственное решение для интеграции с системой ЕГАИС. Дальше таким же способом были реализованы проекты для работы с системами «Честный знак» и «Меркурий». Так сформировался первый блок ГИС – комплекс систем на платформе 1С, позволяющий интегрировать учетные системы компании с ГИС-системами по всем логистическим цепочкам и производственным операциям. Затем была запущена первая программа TMS (Transport Management System) по управлению транспортом.

Также на платформе 1С написано решение по управлению активами EAM (Enterprise Asset Management).

«Отдельно выделю 2018 год: у компании был опыт работы с коробочным решением 1С для управления сборкой и хранением заказов интернет-магазина, так появился e-com WMS. Наша компания использует платформу 1С как средство для разработки, и только один раз мы брали коробочное решение», – поясняет Анна Юрусова.

«Коробка» для онлайн-торговли

В 2017 году компания «Глобус» решила попробовать себя в онлайн-торговле на маленьком охвате – собирать заказы на базе одного магазина, но при этом использовать весь ассортимент. «Искали на российском рынке софт для сборки товаров не в дарксторе, а в магазине, но такого решения не было, – рассказывает Анна Юрусова. – Ездили в Европу, чтобы посмотреть, как работают аналогии, но представленные там решения были дорогими для пилотного проекта. Тогда приняли решение доработать платформу 1С:WMS под наши процессы».

Процессы базовые: принять заказ, собрать, разместить в пункте выдачи, выдать или доставить. Пилот запустили через полгода, затем два года отлаживали процессы для последующего роллаута. Достаточно долгая отладка объясняется широтой и разнообразием ассортимента.

«Разные упаковки, категории и форматы товаров – тяжелое, хрупкое, весовое, фреш и тому подобное – требуют разных процессов сборки, – поясняет Анна Юрусова. – Это надо было учитывать при разработке. Еще один вызов, с которым надо было научиться работать, – необходимость предложить равноценную альтернативу отсутствующему товару. Например, клиент заказывает заранее, к определенной дате, большую охлажденную рыбу и все необходимое для ее приготовления, всего десять позиций. В магазин свежая рыба поставляется каждое утро, ее нельзя отложить на неделю. И случается так, что в нужный день может либо не оказаться этого сорта рыбы, либо прийти продукция плохого качества. И мы поставляем покупателю все, кроме этой рыбы, то есть девять позиций. Основные показатели нашего качества работы – это количество SKU, собранных в заказе, и 9 из 10 – формально хороший показатель, но клиент, которому не доставили ключевую позицию, к нам больше не вернется».

В решении e-com WMS реализована возможность замены товара. Например, если заказанная рыба не приехала в магазин, можно предложить клиенту или другой сорт, или несколько рыб на заданный вес, или замороженную рыбу, и согласовать это до того, как он приехал в магазин за заказом. И при этом надо действовать так, чтобы не потерять эффективность, потому что в онлайне торгуют многие, но зарабатывают не все.

«Прежде чем делать роллаут e-com WMS на остальные магазины, мы отладили и систему, и процессы таким образом, чтобы на онлайн-торговле компания могла именно зарабатывать», – говорит Анна Юрусова.  

Одним из показателей эффективности выстроенных e-com процессов стал результат 30 декабря 2024 года, когда было собрано 87 тыс. заказов клиентов.

Globus Глобус (20)

История управления складским двором

Система TMS по управлению транспортом позволила планировать рейсы, рассчитывать их стоимость с учетом опозданий и простоев и формировать счета. Основным показателем эффективности стало сокращение транспортного отдела логистического центра с шести до двух человек, несмотря на расширение объема работы.

В 2025 году модуль TMS в логистическом центре обслуживает 55 ворот приемки, через которые проходят до 400 поставщиков в сутки, и 66 ворот отгрузки, пропускающих до 200 машин в сутки. Количество пользователей – 30 человек.

Как рассказал Тимофей Буряк, руководитель отдела процессного анализа и сопровождения процессов ГИС компании «Глобит» (ИТ-партнер компании «Глобус»), автоматизация этих процессов позволила повысить операционную эффективность. «При разработке продуктов мы идем от практики в реальных условиях и подбираем систему, которая справляется с высоконагруженными и высокоуровневыми бизнес-процессами, – говорит Тимофей Буряк. – И, как показывает наш опыт, платформа 1С» успешно справляется с этими процессами».

Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Юлия Батенина, «Группа Лента»: «Цифровизация контроля качества позволит заглянуть внутрь авокадо»

Про машинное зрение для контроля качества продуктов фреш и работы сотрудников производства, о подходе к списаниям и рекламациям и многом другом.

Декоративное изображение
Декоративное изображение