Декоративное изображение
10 349

Поделиться

Как «Обувь России» дошагала до блокчейна

« Обувь России» одной из первых в российском ритейле внедрила блокчейн в свои бизнес-процессы. Новая технология применяется для защиты персональных данных клиентов, которые пользуются услугами рассрочки и денежных займов. Компания не стала обращаться к внешним платформам, а использовала собственную разработку, которая адаптирована к IT-системам компании и интегрирована с «1С». Проект по блокчейну удалось реализовать достаточно быстро: на изучение вопроса, разработку решения и непосредственно внедрение в бизнес-процессы ушло около трех месяцев. Партнером и консультантом «Обуви России» по реализации данного проекта стала компания «ИнфоСофт», с которой группа уже давно сотрудничает по разработке нестандартных IT-решений. Как «Обувь России» «дошагала» до блокчейна — расскажем в этой статье.

Предпосылки проекта

Блокчейн — модная, широкой обсуждаемая тема, поэтому она привлекла и внимание «Обуви России».

Дмитрий Карпенко «Про блокчейн мы стали задумываться еще в прошлом году: мы отслеживаем все новые технологии, которые появляются на рынке, и анализируем, что можем применять у себя в компании. У нас быстрорастущий бизнес: в прошлом году мы открыли 83 магазина, за первое полугодие 2018 года уже запустили 71 новую торговую точку. Мы работаем по всей России, развиваем интернет-торговлю, а также нестандартную программу лояльности и направление финансовых сервисов. Масштабирование сети, усложнение бизнеса, растущие объемы обрабатываемой информации создают важные предпосылки для того, чтобы мы искали и внедряли новые решения для автоматизации бизнес-процессов, ускорения принятия решений, упрощения контроля на местах, создания дополнительной ценности для потребителей», — рассказывает Дмитрий Карпенко, IT-директор ГК «Обувь России».

Еще в 2007 году компания начала предоставлять финансовые сервисы для покупателей и запустила совместную с банками программу потребительского кредитования. В 2009 году разработала и внедрила собственную программу рассрочки платежа на покупку обуви, с 2010 года начала предоставлять денежные займы покупателям, а в 2015 году объединила все финансовые сервисы в рамках инновационной программы лояльности «Арифметика», которая реализована на базе карты покупателя (в том числе и на базе предоплаченных карт MasterCard). Это направление является одним из ключевых для компании. Так, в 2017 году портфель по услуге рассрочки увеличился на 20,7 % — до 3,24 млрд рублей, портфель по денежным займам вырос на 11,9 % — до 1,45 млрд руб.

Более подробно читайте в материале «Финансовые сервисы идут в ритейл»

Предпосылки проекта

«У нас быстро растет база наших покупателей: с момента старта проекта рассрочки уже более 1,2 млн человек воспользовались данной услугой. По мере увеличения сети, а в рамках среднесрочной программы развития мы намерены нарастить число магазинов до 1 000, — клиентская база будет еще стремительнее расширяться. На первый план выходит задача обеспечить безопасность, надежность и достоверность информации, касающейся всей истории взаимодействия с клиентами, обеспечить защиту персональных данных. Было понятно, что любое несанкционированное изменение информации в таких условиях несет как денежные, так и репутационные риски. Решить задачу сохранения и защиты информации нам помогла технология блокчейн», — поясняет Дмитрий Карпенко.

Что такое блокчейн?

Зачем нужен блокчейн

Описание проекта

Таким образом, основная задача, которую позволяет решить технология блокчейн, — это защита информации и обеспечение ее неизменности. Это достигается благодаря существованию цепочки связанных блоков, распределенному хранению данных и шифрованию.

Описание проекта

В «Обуви России» предметом защиты стали персональные данные клиентов компании и транзакции (договоры, которые заключаются с покупателями, и вся информация, связанная с ними, — взаимные обязательства, платежи и т. п.).

«Для нас было важно реализовать проект так, чтобы, во-первых, на пострадала скорость операционной деятельности, так как мы знали, что это одно из основных ограничений блокчейна. Во-вторых, важно было интегрировать новую технологию с нашими IT-системам и «1С», чтобы максимально задействовать внутренние ресурсы и инфраструктуру компании. Однако среди внешних платформ мы не нашли решений, которые можно было бы легко адаптировать к нашим IT-системам. В-третьих, нам нужно уложиться в рамки оптимального бюджета на проект. Но мы знали, что те решения, которые предлагаются, как правило, требуют больших финансовых и временных затрат, поскольку реализуются с участием крупных поставщиков программного обеспечения. Проанализировав все эти факторы, мы приняли решение реализовать проект собственными силами, без использования внешних платформ», — рассказывает Дмитрий Карпенко.

Описание проекта

Как внедряли

На момент старта проекта в компании была создана вся необходимая инфраструктура: уже работали два центра обработки данных — в Новосибирске и Хабаровске, и на стадии запуска находился ЦОД в Москве. Таким образом, «Обувь России» могла обеспечить распределенное хранение больших массивов данных. Компания уже не первый год работала в режиме 24/7/365, в «Обуви России» была создана гибкая, масштабируемая IT-система. Т. е. компании фактически нужно было «наложить» блокчейн на уже имеющуюся IT-инфраструктуру. Что касается программного обеспечения, то компания уже много лет использовала систему «1С», на ее базе были автоматизированы все бизнес-процессы «Обуви России». Поэтому и новое решение должно было быть адаптировано к «1С», а эта задача как раз оказалась нестандартной.

Как внедряли

Антон Дорошкевич «Технология блокчейн была внедрена в текущую систему «1С» в виде отдельной подсистемы, которая может быть с минимальными трудозатратами подключена в дальнейшем к любой из множества систем «1С» компании. Самые большие трудности были в том, как обработать десятки миллионов записей блокчейн в приемлемое время (несколько секунд) для формирования отчета в системе «1С». Также было достаточно нетривиально спроектировать систему, которая не просто называется «блокчейн», а реально позволяет выявить факт несанкционированного изменения данных практически в онлайн-режиме. И при этом не требует каких-то больших мощностей и существенного изменения инфраструктуры заказчика», — рассказывает Антон Дорошкевич, руководитель проектов и ИТ-отдела компании «ИнфоСофт».

Как работает

Все данные о взаимодействии с клиентами шифруются и распределенно хранятся в трех ЦОДах компании — в Новосибирске (центральный дата-центр), Хабаровске и Москве (последний создан весной этого года). В группе используют двухуровневую систему шифрования: сначала каждому договору присваивается уникальный ключ (хеш), а потом договоры, оформленные в течение дня, объединяются в блоки и также шифруются. Каждый хеш договора и блока содержат в себе ссылку на предыдущий блок или договор. Таким образом обеспечивается сохранность информации и целостность системы.

«С появлением технологии блокчейн потребители получили еще один механизм защиты от несанкционированного изменения персональных данных, который обеспечивает надежность на технологическом уровне», — поясняет Антон Дорошкевич.

Как это работает?

Первые результаты

Блокчейн в компании работает с конца мая. Основной результат, как упоминали выше, — это обеспечение сохранности персональных данных. При этом компания на решение этой задачи затрачивает минимум усилий — все процессы автоматизированы. Также значительно упростился контроль на местах за сотрудниками, которые задействованы в оформлении договоров рассрочки и денежных займов.

Еще один важный результат: получив успешный опыт внедрения блокчейна в области управления финансовыми сервисами компании, безопасности и защиты информации, «Обувь России» рассматривает и другие сферы применения. Сейчас анализирует возможности использования технологии блокчейн в бухгалтерском учете и CRM (системе лояльности).

Первые результаты

О чем стоит помнить

При внедрении любой новой технологии необходимо понять, есть ли осознанная необходимость в ней. Т. е. технология должна помочь решить какую-либо бизнес-задачу: автоматизировать бизнес-процессы, ускорить принятие решений, создать новое свойство для ваших клиентов и т. п. Только в таком случае имеет смысл заниматься ее внедрением. В ситуации с «Обувью России» потребность была очевидна: большая компания, территориально распределенная розничная сеть, активно расширяющаяся, сложная бизнес-модель, включающая развитие разных каналов продаж и дополнительных сервисов, быстрорастущая база покупателей. В таких условиях компании необходимо обеспечить защиту и неизменность данных, упростить процедуру контроля за сохранностью информации, что ей и помог сделать блокчейн.

Retail.ru 

Читайте также кейсы:

«Обувь России»: акцент на СТМ

Производитель обуви «Брис-Босфор»: автоматизация по-крупному

«Декатлон» примеряет кроссовки

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами