Декоративное изображение
821

Поделиться

Закон о платформенной экономике: как будут работать маркетплейсы с 1 октября

Президент РФ подписал закон о платформенной экономике, устанавливающий единые правила работы маркетплейсов. Он регламентирует правила заключения договоров между маркетплейсами и продавцами, порядок размещения на маркетплейсах информации о товарах и скидках, а также разграничивает зоны ответственности маркетплейсов и продавцов.

Фото: Pressmaster/Shutterstock/Fotodom

Фото: Pressmaster/Shutterstock/Fotodom

Новые правила работы маркетплейсов

Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» вступит в силу с 1 октября 2026 года. В соответствии с законом взаимодействие маркетплейсов, продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) будет осуществляться на основании гражданско-правовых договоров, которые будут формировать, хранить (не менее 3 лет) и размещать в интернете сами маркетплейсы. Без заключения договора продавцы и ПВЗ не смогут получить доступ к личным кабинетам на торговой площадке и, соответственно, не смогут осуществлять реализацию товаров покупателям.

По таким договорам маркетплейсы будут отвечать за обеспечение продавцов техническими возможностями для размещения на площадке сведений о реализуемых товарах. Вся ответственность за продажу товаров надлежащего качества и передачу их покупателям ляжет на плечи продавцов и ПВЗ. 

Закон закрепляет правило, согласно которому маркетплейсы не являются продавцами товаров, работ и услуг и, следовательно, не могут нести обязанности и меры ответственности, предусмотренные законодательством для продавцов. Конкретизировать обязанности продавцов и меры их ответственности маркетплейсы смогут в заключаемых с продавцами договорах.

Перед заключением договора с продавцом маркетплейс должен будет убедиться, что продавец осуществляет свою деятельность легально и состоит на налоговом учете. Проверять эту информацию маркетплейсы будут путем получения сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕСИА.

В договорах с маркетплейсами будут прописаны требования к продавцам и ПВЗ, меры ответственности для тех и других, размер вознаграждения маркетплейса, порядок установления и изменения цен на товары, работы и услуги, включая срок вступления такого изменения в силу, а также порядок установления скидок на них.

Договоры будут заключаться в электронной форме при помощи технических средств, предоставляемых маркетплейсами. Обмен юридически значимыми сообщениями и документами между площадками, продавцами и ПВЗ также будет происходить при помощи инфраструктуры самих маркетплейсов.

Если маркетплейс оказывает услуги, влияющие на поисковую выдачу товаров, он обязан будет предоставить доступ к таким услугам всем продавцам и ПВЗ на равных условиях. При формировании поисковой выдачи не допускается несоблюдение критериев сортировки, примененных покупателем.

Маркетплейсы смогут в одностороннем порядке изменять следующие условия договоров, заключаемых с продавцами и ПВЗ:

  • меры ответственности, предусмотренные договором;
  • увеличение размера собственного вознаграждения и порядок определения размера такого вознаграждения;
  • снижение размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
  • условия приемки, хранения, доставки, выдачи, отправления и возврата товара.

О таких изменениях маркетплейс обязан сообщать продавцам и ПВЗ в электронной форме не менее, чем за 45 дней. Обо всех других изменениях договоров маркетплейсы могут уведомлять не менее, чем за 15 дней до вступления их в силу, либо вообще не уведомлять, если изменения направлены на улучшение положения продавца или ПВЗ. 

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Как будут размещаться товары на маркетплейсах

Помимо информации о реализуемых товарах, работах и услугах (их свойства, характеристики, качества, стоимость и т.д.), продавцы должны размещать в карточках товаров следующую информацию:

  • о разрешениях, лицензиях, сертификатах или иных документах, необходимых для реализации товара или выполнения работ (оказания услуг);
  • об обязательном или о добровольном подтверждении соответствия качества предлагаемых товаров требованиям, установленным законодательством;
  • об исполнении требований по маркировке предлагаемых товаров (при необходимости);
  • о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке (при необходимости);
  • о том, что маркетплейс не является продавцом и не заключает с покупателем договор купли-продажи, договор подряда или договор возмездного оказания услуг;
  • о том, что продавец зарегистрирован в информационной системе «Честный знак» (при необходимости).

При отсутствии указанных данных карточка товара не сможет быть размещена на маркетплейсе.

Предоставление скидок на товары 

Маркетплейсы могут инициировать снижение цен на товары за счет продавцов. Скидки они будут предоставлять на условиях, установленных договорами с продавцами. 

Для снижения цены на товар маркетплейс должен направить продавцу уведомление не менее, чем за 5 рабочих дней до даты предполагаемого снижения и получить его согласие. Оно может быть выражено не только путем направления маркетплейсу отдельного электронного документа, но и путем установления минимальной цены на товар с указанием срока действия такого согласия. Устанавливая минимальную цену на товар, продавец тем самым дает маркетплейсу возможность применить ее в любое время по собственной инициативе. Уведомление и получение согласия от продавца в таком случае не требуется.

При этом продавцы смогут в любое время отозвать свое согласие на снижение за их счет цены товаров либо установить запрет на предоставление скидок на те или иные группы товаров. Если в отношении товара будет установлен запрет на реализацию по сниженной стоимости, то маркетплейс уже не сможет предлагать продавцу установить скидку на него.

Закон отдельно оговаривает, что такой запрет не может являться основанием для применения к продавцу таких мер, как ограничение доступа к личному кабинету, прекращение размещения товара на маркетплейсе, снижение рейтинга и изменение положения товара в поисковой выдаче.

Фото: Andrey_Popov/Shutterstock/Fotodom

Фото: Andrey_Popov/Shutterstock/Fotodom

Какие товары нельзя продавать на маркетплейсах с 1 октября

Перед размещением того или иного товара на странице продавца маркетплейс будет проверять его на предмет возможности свободной продажи, а также полномочия продавца на реализацию такого товара. При этом маркетплейс должен запретить продажи следующих товаров:

  • товаров, изъятых из оборота;
  • пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию;
  • биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию;
  • лекарственных препаратов и медицинских изделий, не прошедших регистрацию;
  • немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Кроме того, на маркетплейсах нельзя продавать товары, свободная реализация которых запрещена в соответствии с указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179. К таким товарам, в частности, относятся:

  • драгоценные и редкоземельные металлы;
  • вооружение и боеприпасы; 
  • боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;
  • рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
  • шифровальная техника;
  • яды, наркотические средства и психотропные вещества;
  • этиловый спирт;
  • лекарственные средства, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых без рецепта.

Карточки всех перечисленных товаров не подлежат размещению на маркетплейсах, а уже размещенные там придется немедленно удалить. Причем продавцы будут нести перед маркетплейсами ответственность за размещение предложений о приобретении данных товаров.

Buh.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение