Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Зачем ритейлу нужен корпоративный браузер: критерии успешной работы
Выбор браузера является одной из важных задач при построении IТ-архитектуры практически любой компании, независимо от ее масштаба. И ритейл – не исключение. Каких угроз безопасности может помочь избежать защищенный браузер и на что стоит обращать внимание в плане его функционала? Рассмотрим на примере «Яндекс Браузера» для организаций.
Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/Fotodom
В современном ритейле вопрос информационной безопасности стоит достаточно остро. Как правило, сотрудники в компаниях – на складе или в торговом зале – работают не только со стационарных компьютеров, но и с личных гаджетов. Или нередко одно устройство используется разными людьми в разных сменах, то есть доступ к одной учетной записи могут иметь до 10–15 человек. Кроме того, парк устройств зачастую разнообразен: используется то, что есть под рукой.
Еще одна особенность розницы – управление браузерами вне домена. Компьютеры часто находятся в «диком интернете», в разных точках, где невозможно настроить нужные корпоративные решения или отправить туда сисадминов. А недостаточно аккуратные пользователи ненароком могут принести компании миллионные убытки: например, не подумав, делятся конфиденциальной информацией с кем-то из конкурентов – буквально во дворе двух соседствующих магазинов.
Такие ситуации можно предусмотреть на стороне компании. Однако технология должна быть такой, чтобы не только закрывать эти вопросы, но и легко поддерживаться на всех вариантах гаджетов.
Доступ к ресурсам компании через корпоративный браузер
В целом, сейчас многие корпоративные ИТ-системы спроектированы так, чтобы взаимодействие с ними осуществлялось только через веб-интерфейс. Это делает браузер входным окном во все нужные ресурсы. Это удобно, но одновременно создает риски и уязвимости, если браузер не защищен должным образом и не разработан специально для корпоративных нужд.
«Яндекс Браузер» для организаций позволяет обеспечить контролируемый и защищенный доступ к внутренним ИТ-системам даже для пользователей, которые работают на устройствах, не контролируемых организацией, то есть на личных телефонах или ноутбуках.
За счет чего это достигается?
-
Проверка устройств, которая позволяет установить требования как к самому устройству, которое использует сотрудник, так и к ПО, которое на нем установлено. Если браузер или сам гаджет не подходят под эти требования – допустим, программное обеспечение устарело и отсутствует антивирус, – то доступ к внутренним ресурсам автоматически заблокируется. При этом «Яндекс Браузер» нетребователен с точки зрения использования конкретных моделей или систем ПО: его возможно установить практически на любой парк устройств.
-
Доступ только через доверенный браузер. «Яндекс Браузер» для организаций можно сделать единственным вариантом, при помощи которого возможно зайти на внутренние ресурсы.
-
Встроенная защита от утечек. В браузере можно настроить защиту от случайного копирования информации, а также запретить выгрузку на внешние интернет-ресурсы, сохранение на внешние носители, печать и так далее.
-
Интеграция с SIEM. Браузер может отправлять уведомления, если системе безопасности что-то угрожает. Например, если сотрудник попытается загрузить вредоносное ПО, открыть фишинговую страницу или подключить устройство, которое не прошло проверку уровня безопасности.
Кроме того, в «Яндекс Браузере» для организаций есть технологии защиты, которые делают его уникальным по функциональности. Например, организация может воспользоваться защищенным хранилищем: создать список корпоративных веб-ресурсов, скачать информацию из которых можно только в зашифрованном виде. А открыть – только в том браузере и только на том устройстве, которое прошло проверку и допущено к использованию внутри компании. Во всех остальных случаях – например, если файл попытаются загрузить в облако, на флешку или переслать по почте – он останется зашифрованным.
Риски закрытого контура
Спасением от рисков «из интернета» кажется закрытый контур, но и он не спасает абсолютно от всего. Например, ничего не поделать, если используемое устройство вовремя не обновляется. В «Яндекс Браузере» для организаций на этот случай создают специальную сборку со всеми необходимыми политиками и настройками безопасности.
Ведь даже без интернета информацию можно скопировать на флешку или передать через локальную сеть. Например, в системах электронного документооборота внутри закрытого контура критично контролировать доступ к экспорту файлов. В «Яндекс Браузере» для организаций есть встроенный модуль DLP, который позволяет закрыть подобные риски.
И, конечно, надо помнить о человеческом факторе. Сотрудники в ритейле не всегда технически подкованы: среди них много тех, кто не является опытным интернет-пользователем. Они могут нарушить правила безопасности, сами того не желая: например, использовать «слабые» пароли для доступа к браузеру или внутренним системам, проигнорировать требования инструкции по работе с корпоративными сервисами или случайно перейти по фишинговой ссылке.
Выходом может стать использование через браузер водяных знаков на страницах, предупреждающих сотрудника о том, что он работает с конфиденциальной информацией, передача, копирование и прочие действия с которой – под запретом.
Искусственный интеллект
В «Яндекс Браузере» для организации есть также функции, работающие на базе нейросетевых технологий «Яндекса». Например, он может помочь при работе с текстами – функционал позволяет находить и исправлять ошибки, улучшать стилистику, сократить текст или перевести его с иностранного языка. Данная функция доступна на сайтах с полями для ввода текста: например, найти ответ в длинном обучающем видео с помощью суммаризации или в мессенджере (но только если они открыты в браузере, а не в отдельном приложении).
Также возможно воспользоваться функцией «Пересказ видео», которые открываются в браузере: по клику пользователь получит русскоязычный текст с тайм-кодами. При этом видео может быть на любом из нескольких самых распространенных языков. Причем, можно выбрать вид пересказа: краткий с перечислением основных блоков или подробный, со всеми тезисами.
Еще одна функция позволит обойтись без дополнительных устройств для перехода по QR-кодам, которые присутствуют в видеороликах. Браузер сам распознает код и предложит перейти по ссылке, которая в нем зашифрована. Работу этой и предыдущих функций можно настроить так, чтобы они учитывали и не нарушали правила безопасности, которые действуют в конкретной организации.
Как начать пользоваться?
Миграция компании среднего размера (около 1000 сотрудников) в «Яндекс Браузер» для организаций занимает порядка трех недель. Как правило, для всех работ хватает ресурса одного-двух специалистов – это могут быть как внутренние сотрудники, так и подрядчики.
Retail.ru

Приоритеты цифровизации ритейла: онлайн, логистика, роботизация, ИИ
Поговорили с экспертами «К2Тех» и Leomax о ключевых направлениях цифровизации и перспективах развития рынка.