Декоративное изображение
346

Поделиться

Subway: Почему крупнейшая в США фастфуд-сеть 8-й год подряд закрывает рестораны?

В этом году у Subway юбилей – главному в мире продавцу сэндвичей исполняется 60 лет. Но настроение у сети, похоже, не праздничное, ведь она уже восьмой год подряд сокращает присутствие на главном для себя рынке – США. Такими темпами через несколько лет Subway грозит потеря звания крупнейшей в Америке сети ресторанов. В то же время за рубежом у компании дела обстоят лучше, особенно в Китае, на который она делает большую ставку. Почему Subway не везет на родине, как она менялась в последние годы и чего ей это стоило, – разберем в статье.

Фото: Katarzyna Hurova /Shutterstock/Fotodom

Фото: Katarzyna Hurova /Shutterstock/Fotodom

От подводной лодки до метро

В августе 1965 года 17-летний выпускник средней школы Фред Де Лука спросил у друга семьи физика-ядерщика Питера Бака совет, как ему заработать денег на обучение в медицинском колледже. Тот предложил Фреду 1000 долл. на открытие сэндвичной в виде подводной лодки. Так в Бриджпорте (расположен недалеко от Нью-Йорка) открылся Pete's Super Submarines.

За первый день работы необычного вида заведение продало 312 сэндвичей. Но, несмотря на успешный старт, количество посетителей с каждым днем сокращалось, и уже через полгода «Подводная лодка Пита» чуть не утонула. Главной причиной неудач стало плохое расположение ресторана, и, чтобы спасти бизнес, Фред и Пит решили открыть вторую точку в более трафиковой локации. Ставка сыграла, и по итогам первого года работы Pete's Super Submarines заработала 7000 долл.

Однако оставалась нерешенной другая проблема – громоздкое название. С ростом популярности рестораны Фреда и Пита начали рекламировать по радио, но для удобства их название сократили до Pete's Submarines, что звучало как Pizza Marines и путало слушателей. Тогда было принято решение переименовать заведения в знакомый нам сегодня Subway. Так в 1968 году «метро» сменило «подводную лодку». Быстрое перемещение из одной точки в другую, которое символизировали само название и стрелочки на начальной S и последней Y в логотипе, удачно сочеталось с концепцией фастфуда.

В том же 1968 году Фред обратился за советом к другой восходящей звезде американского общепита – основателю Dunkin' Donuts Уильяму Розенбергу. Тот предложил Фреду открывать рестораны на заправках и развивать их по программе франчайзи. Идея ему понравилась, и в 1974 году в Уоллингфорде открылся первый франчайзинговый Subway – управлял им друг Фреда Брайан Диксон.

К 1982 году сеть разрослась до 200 точек. Фред и Пит тогда озвучили амбициозную цель – открыть 5000 заведений во всех Штатах в течение следующих 12 лет. На ее достижение Subway понадобилось всего 8 лет. Одновременно компания вышла на международный рынок, запустив в 1984 году ресторан в Бахрейне. А в 1986 году Subway дебютировала в Канаде – втором крупнейшем для себя рынке на сегодняшний день.

Фото: James Copeland/Shutterstock/Fotodom

Фото: James Copeland/Shutterstock/Fotodom

Фокус на здоровом питании

Начиная с 1980–1990-х годов американское общество стало уделять большое внимание проблеме ожирения. Потребители все чаще задумывались, стоит ли посещать фастфуд-заведения вроде McDonald’s и KFC, славящиеся жирной и вредной пищей. Subway с их простыми и понятными сэндвичами на этом фоне выигрывал. Хлеб для них рестораны пекут сами, в качестве мясной основы можно выбрать запеченную индейку или курицу, которые буквально заваливают свежими овощами.

Фред не задумывал Subway как сеть здорового питания: он просто готовил сэндвичи, как принято в его американо-итальянской семье. Так вышло, что технология приготовления и ингредиенты Subway стали синонимом здорового фастфуда в сознании посетителей, и от этого сеть только выиграла.

А закрепил статус здорового фастфуда за Subway студент Индианского университета Джаред Фогл. Он стал звездой различных ток-шоу, когда рассказал свою необычную историю похудения. Джаред сократил ежедневное потребление калорий с 10 тыс. до 2 тыс., перейдя на мини-сэндвич с индейкой и большой овощной сэндвич, а также пачку картофельных чипсов, купленных в Subway. Сеть обратила внимание на молодого человека и в 2000 году пригласила его стать рекламным лицом бренда Subway. Впоследствии Джаред еще неоднократно появлялся в телепрограммах, сериалах и фильмах, попутно рекламируя низкокалорийные сэндвичи Subway.

Сотрудничество продлилось долгие 15 лет, пока в 2015 году ФБР не задержало Фогла по обвинению в сексуальном насилии и хранении детской порнографии. Он признал себя виновным и был приговорен к 15 годам тюрьмы. Понятное дело, Subway сразу же разорвала контракт с Фоглом, но эта история сильно ударила по ее имиджу.

Пределы успеха

Так совпало, что в том же 2015 году одновременно с посадкой Джареда Фогла Subway достигла своего пика. Тогда же, к слову, умер ее основатель Фред Де Лука, а еще через 15 месяцев – и Питер Бак. Компанией начала управлять сестра Фреда Сюзанна Греко. У Subway насчитывалось порядка 40 тыс. ресторанов в 102 странах, включая 26 тыс. точек в США. Ее прибыль исчислялась 11,5 млрд долл. В 2016 году впервые в истории Subway количество закрытых ресторанов превысило число открытий в США.

Фото: FOOD PHOTO STOCK/Shutterstock/Fotodom

Фото: FOOD PHOTO STOCK/Shutterstock/Fotodom

Конечно, дело было не только в Фогле и даже не в смерти основателей. Subway столкнулась с серьезной конкуренцией: сети Chipotle и Panera Bread начали предлагать своим клиентам похожую кастомизацию блюд, также делая акцент на здоровых и свежих продуктах. Кроме того, в США возросла популярность местных органических продуктов, что вынудило Subway изменить меню и повысить цены на сэндвичи. Возникли также споры с франчайзи из-за высоких сборов, а в какой-то момент франшиза даже была на грани закрытия из-за ряда исков о безопасности пищевых продуктов. Сеть продолжала закрывать рестораны в США еще более высокими темпами.

В 2017 году Сюзанна Греко наняла новую команду и объявила о глобальной реформации сети под кодовым названием Fresh Forward. Subway отказалась от заготовленных заранее овощных наполнителей и начала нарезать целые помидоры, лук и огурцы на глазах у посетителей. В меню появились диетические соусы и безглютеновый хлеб. В ресторанах установили зарядки с USB-портами и панели для самостоятельного оформления заказа. Также была сделана ставка на доставку сэндвичей на дом.

Обновление ресторанов помогло сети нарастить выручку, однако это не остановило тренд к закрытию точек в США. Уже к концу 2010-х Subway потеряла звание крупнейшей в мире сети ресторанов, уступив место McDonald’s и Starbucks. Всего за 8 лет, с 2015 по 2024 год, в Америке закрылось 7600 точек Subway – 28% от всей сети в стране. Причем в прошлом году количество ресторанов Subway в США впервые упало ниже уровня в 20 тыс. точек. Хотя темпы закрытий замедлились (300 закрытых ресторанов в 2024 году по сравнению с в среднем 600 закрытиями в год во второй половине 10-х годов), через 2–3 года Starbucks может обогнать Subway и стать самой крупной сетью общепита в США (сейчас насчитывается 19 600 точек).

Тогда же, в конце 2024 года, Subway перестала быть семейным бизнесом – компанию купила инвестиционная компания Roark Capital за 9,6 млрд долл. Эффект от этой продажи пока сложно оценить, прошло слишком мало времени. Но раз покупка состоялась, то, видимо, у Subway все же есть какие-то перспективы. В руководстве Subway тоже так думают, акцентируя внимание СМИ на успехах сети на международных рынках. И речь в первую очередь идет о Китае.

Фото: NG-Spacetime/Shutterstock/Fotodom

Фото: NG-Spacetime/Shutterstock/Fotodom

Курс на запад

В 2023 году Subway заключила крупную сделку с китайской компанией Shanghai Fu-Rui-Shi Corporate Development об увеличении своей сети в КНР более чем в семь раз и открытии 4000 ресторанов в течение следующих 20 лет. Для этого Subway впервые назначила отдельного генерального директора, который будет отвечать за развитие именно китайского направления. За 20 лет присутствия в материковом Китае Subway успела открыть лишь 500 точек, но за следующие 1,5 года, к концу 2024 года, она более чем удвоила их число – до 1200 ресторанов.

Для китайских клиентов Subway радикально преобразила меню (что, кстати, тоже непривычно для сети) и ввела сэндвичи с говядиной терияки и свиной шеей, саб с морскими ушками и креветками, а также топпинги из авокадо. При том, что в последние три года уровень потребления в КНР падает и многие рестораны от этого страдают, Subway стала одной из редких сетей, уверенно увеличивающих продажи на местном рынке.

В начале 2025 года компания объявила об ускорении ранее озвученного плана по расширению в Китае. Теперь Subway намерена открывать от 300 до 500 точек ежегодно в течение следующих 5–10 лет. Нарастающий в Китае тренд к здоровому питанию среди молодежи стал одним из основных факторов успеха сети – той же фишкой она 40 лет назад подкупила американских клиентов. Если планы Subway воплотятся в жизнь, Китай станет вторым крупнейшим рынком сети после США – сейчас это место занимает Канада с более чем 2000 ресторанов. Такой прирост поможет компании компенсировать закрытия в США и диверсифицировать продажи. Запоздалый, но верный ответ на многолетний кризис, из которого Subway давно пора выходить.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами