Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россия убыточна
Весь четвертый квартал 2008 года российские предприятия работали в убыток. Основной пик пришелся на декабрь, когда убытки убыточных компаний превысили прибыль прибыльных в два раза. В итоге общегодовая сальдированная прибыль понизилась на 30%.
Четвертый квартал 2008 года стал уникально убыточным для российских предприятий. Компании показали сальдированный убыток 442,2 млрд рублей, в то время как за аналогичный период 2007 года была зафиксирована прибыль 2,21 трлн рублей. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной статистики (Росстат), правда, без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций.
При этом данные сальдированной прибыли (прибыль минус убыток) за январь – ноябрь совпадают с показателями того же периода 2007 года (4,57 трлн рублей). Таким образом, основная доля убытков приходится на декабрь.
«Резкое падение прибыли практически во всех отраслях началось в сентябре, – отмечает замдиректора фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов. – В декабре же убытки российских компаний в два раза превышали их прибыль в декабре 2007 года». Это привело к тому, что общая по итогам 2008 года сальдированная доналоговая прибыль упала на 30% по отношению к 2007 году.
51,9 тыс. российских компаний получили прибыль в размере 5,44 трлн рублей, а 17,5 тыс. понесли убыток на сумму 1,44 трлн рублей. Хотя результат по году оказался положительным и составил 3,99 трлн рублей.
Падение прибыльности оказалось неоднородным в различных отраслях. Сальдированная прибыль строительных организаций единственная показала прирост на 23,3%. Но остальные – в минусе. Так, добывающая отрасль показала падение на 2,1%, обрабатывающие производства – на 8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 12,1%, сфера транспорта и связи – на 12,8%. В других отраслях потери гораздо существеннее.
В оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования доходы упали на 40,7%, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – на 62,5%.
«Различные темпы падения прибыли в отраслях связаны с так называемым эффектом базы и ценовым эффектом», – считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Например, в нефтегазовой сфере всю первую половину прошлого года наблюдалось продолжение ускоренного роста, который начался еще в 2007 году, напоминает эксперт. Зато в сфере продажи недвижимости, наоборот, 2008 год уже начался стагнацией и даже некоторым падением уровня цен, достигавших своего максимума в 2007 году. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности в четвертом квартале накопились большие запасы дорогого сырья, приобретенного еще в первом полугодии, добавляет замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. В конце года цены на продукцию начали резко падать – отсюда высокие показатели затрат и, соответственно, снижение прибыли.
«В текущем году, – прогнозирует Гавриленков, – несмотря на падение производства, некоторым отраслям поможет девальвация рубля – у компаний-экспортеров появится возможность получить дополнительную рублевую прибыль». С этим согласен и Сальников: «Показатели в некоторых отраслях могут быть не столь удручающими благодаря эффекту девальвации». Однако падение курса российской валюты никак не поможет производителям, работающим на внутренний рынок, а импортозависимым производствам и вовсе помешает. Как следствие девальвации «в номинальном (рублевом) выражении прибыль отечественных компаний-экспортеров в 2009 году может остаться на уровне прошлого года, в долларовом выражении она сократится в полтора раза», добавляет Миронов.
Впрочем, специалисты предостерегают от поспешных выводов. «Статистика не всегда отражает реальность: компании зачастую не публикуют в официальной бухгалтерской отчетности свои реальные прибыли и убытки», – отмечает Сальников. Кроме того, это данные оперативной бухгалтерской отчетности, более подробная информация будет лишь в середине этого года.
Оксана Новоженина, Ольга Алексеева Газета.Ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?