Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 4110
Поделиться
Разделенные прилавком
Во второй половине XIX века в России отношения продавцов и покупателей напоминали боевые действия. Купец Иван Слонов, начавший свою карьеру приказчиком магазина в центре Москвы, вспоминал: «Я энергично взялся за дело и скоро научился примеривать детишкам башмаки, а затем назначать за них цену, причем, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал. Покупательницы часто говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили. Я с башмаками следовал за покупательницами вниз, спускаясь по лестнице, дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу сбавлял за них цену. »Упустить«, то есть не продать покупательнице или покупателю по какой бы то ни было причине, хотя бы и не зависящей от служащего, последнему всегда вменялось в вину, за которую приказчикам тут же, при покупателях, хозяин делал строгий выговор, а мальчиков хватал за волосы и стучал их головой о чугунную лестницу».
На помощь государства в вопросах цены и качества товаров граждане рассчитывали только в том случае, если считали, что возникает прямая угроза их жизни. «Однажды,— писал Слонов,— был такой случай. Я шел с детскими сапогами сзади солидного господина и, спускаясь по лестнице, по обыкновению расписывал необыкновенные качества выбранных им детских сапог и понемногу сбавлял за них цену. Посредине лестницы нам встретился старший приказчик и спросил меня: » В чем дело?« Я ответил: »Назначил два рубля семьдесят пять копеек, жалуют рубль пятьдесят копеек«. Приказчик сказал: »Прикалывай« — и пошел кверху. Покупатель быстро повернулся и, наступая на меня, грозно спросил: »Кого прикалывать?« Я струсил и ответил ему, что никого. Покупатель рассердился, громко высказывал свое неудовольствие, хотел позвать полицию и составить протокол. Хозяин и приказчики старались успокоить грозного покупателя и объяснили ему, что слово »прикалывай« на нашем жаргоне означает »продавай«. Покупатель назвал нас всех дураками и ушел из лавки, не купив сапог».
В целом государство было на стороне продавцов, так как многие чиновники жили исключительно взятками, получаемыми от купцов. Купечество делилось на три гильдии, и каждому купцу сиротским судом назначалась опека над сиротами купеческого и мещанского сословия. Опеки распределяли чиновники сиротского суда, которые получали в месяц жалование в 2 руб. 63 коп. и тем не менее жили довольно широко. Купцы, получившие из суда приказ принять многочисленную и сложную опеку, требующую много времени и денег, обращались к чиновникам суда с просьбой опеку заменить на более легкую и давали взятку от двадцати до пятидесяти рублей. Как вспоминал Иван Слонов, описывая ситуацию 1860-х годов, «в то время еще не знали сенаторских ревизий, поэтому и в Сиротском суде взятки брали без всяких опасений, почти легальным образом».
В борьбе с покупателями продавцам оказывали помощь представители интеллигенции. В рассказе «Писатель», опубликованном в 1885 году, Антон Чехов обрисовал ситуацию с созданием рекламного объявления по заказу купца Ершакова, владельца чайного магазина.
«Хорошо! Очень хорошо! — перебил Ершаков, двигаясь на стуле.— Даже не ожидал, что так сочините! Ловко! Только вот что, милый друг
Нужно тут как-нибудь тень навести, затуманить, как-нибудь этак, знаешь, фокус устроить
Публикуем мы тут, что фирма только что получила партию свежих первосборных весенних чаев сезона тысяча восемьсот восемьдесят пятого года
Так? А нужно, кроме того, показать, что эти только что полученные чаи лежат у нас в складе уже три года, но тем не менее будто из Китая мы их получили только на прошлой неделе». Создатель объявления, работник умственного труда, отвечает: «Понимаю-с
Публика и не заметит противоречия. В начале объявления мы напишем, что чаи только что получены, а в конце мы так скажем: »Имея большой запас чая с оплатой прежней пошлины, мы без ущерба собственным интересам можем продавать их по прейскуранту прошлых лет
« и так далее».
В советские времена противостояние продавцов и покупателей временно прекратилось — в том смысле, что производство и торговля стали государственными, а граждане были рады хоть что-нибудь купить. (Дело не только в дефиците, но и в том, что в 1920-1950 годы у граждан просто не хватало денег.) За права потребителей стало бороться государство — по идеологическим соображениям. В книге «О вкусной и здоровой пище» издания 1952 года говорилось о старой России следующее: «Поваренные книги того времени подробно писали о том, как уберечься от покупки недоброкачественных пищевых продуктов. Эти предостережения и советы были обусловлены тем, что фальсификация, подделка, всякого рода большие и малые мошеннические махинации с пищевыми товарами за счет здоровья, а иногда и самой жизни потребителей — неизбежные явления капиталистической экономики». При большевиках, подчеркивалось в книге, все изменилось: «Технолог, врач, химик, государственный инспектор по качеству, цеховые мастера, рабочие, инженеры, весь фабричный коллектив тщательно следят за тем, чтобы пищевой продукт был безупречно чистым, вполне доброкачественным и соответствовал утвержденной рецептуре и стандартам».
В западных странах, где в конце XIX века продавцы и покупатели тоже находились в состоянии войны, покупатели решили оказать организованное сопротивление. В США в 1890-е годы завершилось создание общенациональной сети железных дорог и впервые товары стали продаваться и рекламироваться в масштабах всей страны. Появились многочисленные частные организации, которые выступали против произвола производителей и продавцов. Особое возмущение этих групп вызвала транспортировка по США неизвестно в каких условиях разделанного мяса в вагонах-рефрижераторах и добавление в это мясо консервантов. Власти долго отказывались вводить специальное законодательство о контроле над качеством продовольствия и лекарств, однако в дело вступили представители интеллигенции.
В 1906 году, после того как писатель Эптон Синклер опубликовал роман «Джунгли», в котором описано антисанитарное состояние мясного производства, американский Конгресс принял закон, вводящий ответственность производителей и продавцов пищевых товаров и лекарств за их качество. В 1937 году, после того как 100 человек умерли, приняв новое лекарство, закон был дополнен требованием, чтобы любое лекарство проходило обязательное тестирование. После Второй мировой войны борьба за права потребителей в США временно утихла: покупателям показалось, что трудности военных лет научили продавцов скромности. Однако к концу 1950-х годов американские продавцы взбодрились, и президент Джон Кеннеди решил встать на сторону покупателей. В 1962 году он выступил со специальным обращением к Конгрессу, в котором указал, что борьба за права потребителей должна стать национальной идеей. В послании он выделил четыре базовых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.
В 1970-е годы продавцы в США стали получать явное преимущество. Ярким свидетельством этого стал быстрый рост потребительских цен, для Америки совершенно нетипичный. Под давлением потребителей Конгресс принял очередной вариант закона об их правах и в 1975 году создал соответствующее федеральное агентство. Надо заметить, что президент Джеральд Форд был против этой идеи: деятельность агентства, говорил он, обойдется налогоплательщикам в $60 млн за три года. Президент подчеркивал, что права потребителей лучше всего защищает механизм свободного рынка и конкуренция производителей, а не государственное вмешательство.
Вскоре высокая инфляция в США осталась в прошлом, но американские граждане уже так привыкли бороться за свои права, что при малейшей возможности обращаются в суд, чтобы получить значительную компенсацию от производителей.
В СССР борьба властей за права потребителей привела к тому, что к концу 1980-х годов товаров на прилавках магазинов вовсе не стало, и вопрос об их качестве и цене автоматически был снят с повестки дня. Когда в 1992 году появился закон о правах потребителей, составленный по западным образцам, он имел лишь символическое значение: товаров по-прежнему не было. С тех пор товары появились, и война продавцов с покупателями стала напоминать дореволюционную. Несмотря на закон, покупатели явно придерживаются дореволюционной традиции проигрывать. Об этом свидетельствует то, что в России невероятная по мировым меркам инфляция, то есть продавцы, говоря языком купца Слонова, немилосердно «запрашивают», пользуясь властью над покупателями. Интеллигенция обслуживает рекламные интересы продавцов, и на их же стороне стоят чиновники. Ведь от покупателей взятки не дождешься.
Коммерсантъ Власть Сергей Минаев
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?