Бизнес мнения
22 февраля 2018, 17:00 7362 просмотра

Прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания

Стремительные и глубокие изменения в ритейле с приходом электронной коммерции и формированием «омни»-подхода в наименьшей степени пока коснулись самого крупного розничного рынка – продуктов питания. Это формирует большие ожидания, приводящие к инвестициям (порой с быстрым ростом капитализации, как, например, в случае с Instacart), поглощениям (Whole Foods, приобретённый Amazon – еще один набивший оскомину пример), а также массовым и разнообразным экспериментам и усилиям сетей, включая российские, в области торговли продуктами питания через интернет.

Дмитрий Бергельсон, управляющий партнер Holmes & MoriartyРискну дать прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания.

Ключевым фактором, думаю, является то, что «граница» ляжет не между теми, кто ходит в «кирпичные» магазины и теми, кто заказывает онлайн, и вообще не между разными потребителями – в между «скучными» и «интересными» покупками. «Скучные» в основном будут заказывать через интернет, а за «интересными» будут приходить в магазин лично.

Конечно, что считать «скучным», а что «интересным» – вопрос личных предпочтений, и, возможно, со сменой поколений изменится и типичная картина. 

Для меня, например, вода, овощи, часть бакалеи и консервации, сопутствующие стиральные порошки и туалетная бумага с мылом и салфетками – скучные товары, а хлеб, кулинария, вино, фрукты, сыр, специалитеты – «интересные», «эмоциональные».

Исходя их этого «товарного», а не «потребительского» разделения, можно сделать несколько важных выводов о будущем.

  • «Очень быстрая доставка еды из магазинов» мало кому понадобится. «Скучные» товары можно заказывать заранее, привозить по расписанию и оптимизировать логистику, а за интересными люди сами с удовольствием придут.
  • Универсальные сервисы вроде того же Instacart или "Утконоса" переформатируются, исчезнут или займут свои небольшие ниши.
  • «Кирпичные» магазины пройдут еще одну волну реконструкций (начиная с крупных городов), резко сократив площадь под «скучные» товары, – например, заменив их картинками с возможностью заказа с доставкой и подняв цены на них в самом магазине, и резко расширят площади для «интересных», «эмоциональных» продуктов, в том числе - самостоятельно или с партнёрами — открывая мини-кухни для кулинарии и уголки fast casual. В свою очередь, это потребует развития новых компетенций у сетей, включая создание «экосистемы партнёрств», и откроет перспективы роста для малых и средних компаний.
  • Крупные сети изменят логистику так, чтобы развозить «скучные» (они же часто тяжёлые и объемные) товары с доставкой сразу из РЦ, принимая заказы заранее и оптимизируя маршруты.
  • Новая структура логистики может стать отдельным бизнесом, предлагая доставку «сторонних» заказов из интернет-магазинов до дома с феноменально низкой стоимостью последней мили. С другой стороны, кто-то их крупных логистов наверняка предложит «3PL 2.0», включающий операции на РЦ и доставку до дома с фокусом на «скучные» товары и дополнительные доставки из электронных магазинов.
  • Текущие усилия грандов food retail'а в области e-grocery по продвижению доставок «широким фронтом по всему ассортименту» окажутся не очень эффективны.
  • Pick-up, наиболее востребованный сегодня, может выжить и «в долгую» как альтернатива доставке «скучных товаров», но, с учетом низкой стоимости логистики, скорее, будет нишевым предложением.

Наконец, залогом успеха на этом по-новому структурированном рынке для крупных сетей станет, прежде всего, переопределение логистики и цепочек поставки – задача не менее сложная и более затратная, чем создание хорошего сайта. Это может означать, что игроки, не приготовившиеся заранее, могут быть вынуждены передать логистику на аутсорсинг под угрозой ухода с рынка, что приведёт к существенному падению рентабельности и гибкости.

Это значит, что e-grocery 2.0 – при почти что не родившемся e-grocery 1.0 – может значительно изменить рыночный расклад и позиции лидеров.

Статья относится к тематикам: Бизнес мнения
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
С 1 июля в России заработала обязательная маркиров...
1514
Несколько популярных решений для ритейла и его пос...
1157
Не было никаких опасений, что с «Мэлоном» может чт...
1505
О роли профессионального сообщества в кризис, и чт...
7454
В развитии франшизы иркутской компании помогла авт...
334
Ритейлер рассказал, как организовал рабочий процес...
2551

Стремительные и глубокие изменения в ритейле с приходом электронной коммерции и формированием «омни»-подхода в наименьшей степени пока коснулись самого крупного розничного рынка – продуктов питания. Это формирует большие ожидания, приводящие к инвестициям (порой с быстрым ростом капитализации, как, например, в случае с Instacart), поглощениям (Whole Foods, приобретённый Amazon – еще один набивший оскомину пример), а также массовым и разнообразным экспериментам и усилиям сетей, включая российские, в области торговли продуктами питания через интернет.

Дмитрий Бергельсон, управляющий партнер Holmes & MoriartyРискну дать прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания.

Ключевым фактором, думаю, является то, что «граница» ляжет не между теми, кто ходит в «кирпичные» магазины и теми, кто заказывает онлайн, и вообще не между разными потребителями – в между «скучными» и «интересными» покупками. «Скучные» в основном будут заказывать через интернет, а за «интересными» будут приходить в магазин лично.

Конечно, что считать «скучным», а что «интересным» – вопрос личных предпочтений, и, возможно, со сменой поколений изменится и типичная картина. 

Для меня, например, вода, овощи, часть бакалеи и консервации, сопутствующие стиральные порошки и туалетная бумага с мылом и салфетками – скучные товары, а хлеб, кулинария, вино, фрукты, сыр, специалитеты – «интересные», «эмоциональные».

Исходя их этого «товарного», а не «потребительского» разделения, можно сделать несколько важных выводов о будущем.

  • «Очень быстрая доставка еды из магазинов» мало кому понадобится. «Скучные» товары можно заказывать заранее, привозить по расписанию и оптимизировать логистику, а за интересными люди сами с удовольствием придут.
  • Универсальные сервисы вроде того же Instacart или "Утконоса" переформатируются, исчезнут или займут свои небольшие ниши.
  • «Кирпичные» магазины пройдут еще одну волну реконструкций (начиная с крупных городов), резко сократив площадь под «скучные» товары, – например, заменив их картинками с возможностью заказа с доставкой и подняв цены на них в самом магазине, и резко расширят площади для «интересных», «эмоциональных» продуктов, в том числе - самостоятельно или с партнёрами — открывая мини-кухни для кулинарии и уголки fast casual. В свою очередь, это потребует развития новых компетенций у сетей, включая создание «экосистемы партнёрств», и откроет перспективы роста для малых и средних компаний.
  • Крупные сети изменят логистику так, чтобы развозить «скучные» (они же часто тяжёлые и объемные) товары с доставкой сразу из РЦ, принимая заказы заранее и оптимизируя маршруты.
  • Новая структура логистики может стать отдельным бизнесом, предлагая доставку «сторонних» заказов из интернет-магазинов до дома с феноменально низкой стоимостью последней мили. С другой стороны, кто-то их крупных логистов наверняка предложит «3PL 2.0», включающий операции на РЦ и доставку до дома с фокусом на «скучные» товары и дополнительные доставки из электронных магазинов.
  • Текущие усилия грандов food retail'а в области e-grocery по продвижению доставок «широким фронтом по всему ассортименту» окажутся не очень эффективны.
  • Pick-up, наиболее востребованный сегодня, может выжить и «в долгую» как альтернатива доставке «скучных товаров», но, с учетом низкой стоимости логистики, скорее, будет нишевым предложением.

Наконец, залогом успеха на этом по-новому структурированном рынке для крупных сетей станет, прежде всего, переопределение логистики и цепочек поставки – задача не менее сложная и более затратная, чем создание хорошего сайта. Это может означать, что игроки, не приготовившиеся заранее, могут быть вынуждены передать логистику на аутсорсинг под угрозой ухода с рынка, что приведёт к существенному падению рентабельности и гибкости.

Это значит, что e-grocery 2.0 – при почти что не родившемся e-grocery 1.0 – может значительно изменить рыночный расклад и позиции лидеров.

Прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Прогноз будущего e-grocery и торговли продуктами питания
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/prognoz-budushchego-e-grocery-i-torgovli-produktami-pitaniya/2020-07-04


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052