Кризис. Точка бифуркации
Логистика в ритейле
Маркетинг и экономика торговли
Доставка товаров. Курьерская доставка
22 апреля 2022, 08:45 7432 просмотра

Онлайн-продажи: ажиотажный спрос сменился затишьем

Что происходит в онлайн-торговле в последние два месяца, как изменились спрос, цены, и отразился ли на игроках рынка уход ряда иностранных ритейлеров – об этом Retail.ru рассказали эксперты курьерских служб и логистических компаний.

Syda Productions/shutterstock

Фото: Syda Productions/shutterstock

«Средний чек наших клиентов в феврале-марте увеличился на 55%, а цены выросли в среднем на 30%»

Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia

В период кризиса и снижения покупательской способности потребителей больше всего страдает средний ценовой сегмент. Люди стараются закупить впрок товары первой необходимости. Так было и сейчас, и в начале пандемии два года назад.

В конце февраля вырос интерес и к товарам высокой ценовой категории (в основном импортным), поскольку потребители ожидали повышения цен и их дефицита. Спрос на бытовую технику и электронику, косметику, парфюмерию и детские товары был сопоставим с предновогодним. С конца марта – начала апреля он начал стремительно падать. Это обусловлено несколькими причинами: определенные группы товаров были закуплены впрок, излишки накоплений вложены в продукцию, а также некоторым снижением эмоционального напряжения

и принятием экономической ситуации. Среднестатистический покупатель занял позицию экономии.

В марте образовался искусственный дефицит товаров в сегменте электроники. Он возник из-за желания продавцов придержать товар на складе в период растущих цен, продав дороже.

Ощутимого дефицита в настоящий момент мы не наблюдаем ни в одном товарном сегменте.

Зафиксировано увеличение цен в среднем на 30% практически во всех категориях товаров. Продукция, на которую с конца февраля по конец марта был создан ажиотажный спрос (в основном это электроника, бытовая техника, бытовая химия), подорожала на 40–50%.

По аналитике нашей компании, средний чек всех наших клиентов с начала февраля по конец марта увеличился на 55%. Наибольший рост мы зафиксировали по следующим категориям товаров: fashion – 143% (с 3743 до 9108 рублей), маркетплейсы – 81% (с 2364 до 4269 рублей), косметика – 44% (с 2922 до 4202 рублей). В меньшей степени наблюдается увеличение среднего чека по остальным категориям товаров.

Сроки доставки выросли в связи с закрытием неба на юге, проблемами при транзите через Литву. Объективно время доставки увеличилось только для указанных регионов. В связи со снижением объемов некоторые курьерские службы оптимизируют свои магистральные перевозки. Это также приводит к росту транзитных сроков. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то здесь изменения минимальны.

Среди ушедших или приостановивших свою деятельность крупных объемообразующих брендов я бы выделила Inditex и H&M. Остановка продаж своих товаров этими магазинами оказала серьезное влияние как на онлайн-продажи, поскольку бренды являлись крупнейшими клиентами логистических компаний после маркетплейсов, так и на розничные продажи. Причина в том, что магазины этих брендов исторически привлекали трафик покупателей в торговые центры. Рынок рассчитывал, что если «уйдут одни, то люди будут покупать отечественное» или альтернативные товары других марок. Однако пока всплеска продаж товаров российских марок нет. Потребителю нужно дать время для того, чтобы перестроить свои предпочтения с учетом предложения, а производителям и продавцам – предоставить достойный альтернативный вариант в нужном объеме и качестве.

«Прогнозируем более глубокую, в сравнении с прошлым годом, сезонную просадку объемов продаж – 10–15%»

Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis

В первую очередь еще в начале марта мы заметили повышенный спрос на товары импортного производства с длительными сроками годности. Например, при незначительном изменении количества заказов на товары для животных, существенно выросли средние вес и стоимость заказа. Это связано с тем, что покупатели предпочли создать собственные запасы потенциально дефицитных товаров с непредсказуемым изменением их цены и наличия на рынке.

Существенно выросли продажи бытовой техники, электроники, товаров для детей.

Некоторые ритейлеры, в том числе крупные магазины, предприняли шаги по сокращению количества невыкупленных заказов, остановив продажи с оплатой

наложенным платежом и полностью перейдя на предоплату. Это, разумеется, негативно отразилось на объеме продаж. Есть и такие, у кого по причине отказа от постоплатных заказов сократился объем в 2–3 раза к аналогичному периоду прошлого года.

В настоящий момент ситуация нормализовалась – спрос наших клиентов находится на обычном для текущего сезона уровне. Однако падение объемов продаж наблюдается чуть выше «стандартного» для весны благодаря существенному росту цен на товары.

Наши клиенты пока не столкнулись с дефицитом и какими-то проблемами наличия товаров на складах. Разумеется, присутствует вымывание из ассортимента брендов, присоединившихся к санкциям, но эта ситуация скомпенсирована ростом продаж «несанкционных» аналогов. Потребители оперативно меняют свои предпочтения, и пока спрос удовлетворяется из запасов ритейлеров.

Что касается цен, то мы не розница, чтобы формировать точную аналитику, но, судя по видимым нам как логистам изменениям среднего чека заказа, можно говорить о росте цен к январю-февралю текущего года на уровне 20–25%. Это связано не только с общим увеличением цен, но и с перераспределением спроса в сторону мелкооптовых закупок товаров впрок и более дорогих товарных категорий – бытовой техники и электроники. Кроме этого, растет сезонный спрос на дорогостоящие товары, такие как автомобильные покрышки, велосипеды и другие, что тоже влияет на цены.

Что касается сроков доставки, то у нас никаких изменений, да и причин для их возникновения нет. Есть незначительное сокращение сроков доставки, связанное с сезонным ростом качества сервиса из-за того, что объемов доставок становится чуть меньше и логистические ресурсы не нагружены до предела. Нам удалось в этой ситуации повысить доставляемость на 2 процентных пункта, благодаря возможности обеспечить более качественный контроль работы курьеров. Сейчас среднестатистический курьерский маршрут позволяет четче соблюдать сроки и подстраиваться под запросы получателей заказов по более точным интервалам. Если в высокий сезон просьба покупателя сократить интервал доставки с 4 часов до 1 часа далеко не всегда может быть исполнена, поскольку могут пострадать другие заказы на маршруте, то сейчас в большинстве случаев мы способны удовлетворить такие запросы.

Кроме того, снизилась нагрузка на осуществление складских операций. Это позволяет нам чуть раньше (на 15–20 минут) начинать выдачу заказов курьерам. Эти утренние минуты, на самом деле, – на вес золота. Каждые 5 минут, сэкономленных в 6 утра, дают возможность сократить до 1 часа на курьерском маршруте. Это традиционные сезонные изменения, Logsis здесь не наблюдает никаких аномалий и неожиданностей.

Из-за ухода с рынка игроков в рамках санкций Logsis потерял только одного крупного клиента – компанию «Монэкс Трейдинг» (бренды Mothecare, Victoria Secret, The Body Shop). Не могу не отметить, что клиент с честью исполнил все договорные обязательства по оплате наших услуг, до последнего бился за каждого покупателя и за каждую доставку, активно поддерживал процесс продажи на всех этапах. Для нас это заметная потеря, мы с большим энтузиазмом ждем его возвращения.

Наш прогноз предполагает более глубокую в сравнении с прошлым годом сезонную просадку объемов продаж на уровне 10–15% к обычному сезонному падению спроса. Logsis планирует использовать эту ситуацию для концентрации усилий в работе над качеством сервиса, по обучению персонала, оттачиванию процессов новой для нас услуги – клиентского возврата и обмена. Мы по-прежнему уверены, что в жесткой конкурентной ситуации выиграет компания, которая сможет в ближайший сезон продемонстрировать строгое соответствие заявленному уровню сервиса.

«В марте ажиотажный спрос сменился затишьем»

Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании «Курьер Сервис Экспресс»

В последних числах февраля и в первую неделю марта мы фиксировали рекордный объем доставок физическим лицам. Спрос вырос на все категории товаров – бытовую химию и товары повседневного потребления, бытовую технику и электронику, косметику и парфюмерию, одежду, автозапчасти и т.п. Ситуация была схожей для всех продавцов вне зависимости от размера, а также для маркетплейсов.

Наибольший рост количества доставок приходился на города-миллионники – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Волгоград, Краснодар. Максимальный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 35–50% в зависимости от категории товара.

Уже в марте, когда часть мировых брендов объявила о приостановке своей деятельности или уходе с российского рынка, период ажиотажного спроса сменился затишьем.

Что касается сроков доставки, то тут все почти идеально. С момента завершения периода ажиотажного спроса, примерно с середины марта, сроки доставки на последней миле, а также сопряженные показатели качества экспресс-доставки значительно превышают целевые для отрасли. Например, коэффициент соблюдения транзитного срока вплотную приблизился к идеалу – к 100%, а попадание в интервал – к 90%.

Уходы с рынка. Каждая логистическая компания в большей или меньшей степени пострадала от ухода того или иного игрока, с которым у нее были договорные отношения. Исходя из данных обстоятельств, пока можно сделать один вывод: в наиболее выигрышном положении оказались те, кто был ориентирован на обслуживание массового сегмента.

В настоящее время еще рано озвучивать какие-либо тренды изменения отрасли. Как только ситуация зафиксируется в том или ином виде, игроки рынка начнут отстройку логистических цепочек, поиск поставщиков и подрядчиков.

«На спрос сильно влияют новости»

Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry

Сейчас все очень непредсказуемо, и рынок реагирует на изменения ежедневно. В марте количество заказов в российских интернет-магазинах заметно выросло. Основной причиной этого стали импульсивные покупки. Мы видим, как сильно влияют на спрос новости: люди закупают товары первой необходимости, одежду, обувь, технику. Уход брендов из России провоцирует сиюминутный и очень резкий интерес к ним. После очередных санкций в топ попадают новые категории. Такая тенденция не может сохраняться долго: в ближайшее время люди перестанут запасать впрок как минимум из-за снижения доходов и роста цен.

Однако онлайн-ритейлерам будет проще сохранить объемы продаж, чем офлайн-магазинам. Покупатели по-прежнему ждут от интернет-торговли более широкого ассортимента и

выгодных цен, а потому будут искать интересные варианты и покупать в сети.

У Boxberry сроки доставки внутри страны вообще не изменились. В целом по рынку увеличение сроков связано с ограничениями авиасообщения с южными и западными областями. Но мы доставляем туда наземным транспортом, поэтому Boxberry эта ситуация не коснулась.

О прогнозах говорить пока очень рано: слишком много непредсказуемых факторов и неопределенности в текущей ситуации. Мы готовы к разным сценариям, и у нас устойчивая позиция. У Boxberry нет заемных денег, компания не зависит от иностранных капиталов, мы здраво оцениваем свои ресурсы. У нас сильная и сплоченная команда. В нынешней ситуации все это – хорошая основа для выживания и развития бизнеса.

Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Что происходит в онлайн-торговле в последние два месяца, как изменились спрос, цены, и отразился ли на игроках рынка уход ряда иностранных ритейлеров – об этом Retail.ru рассказали эксперты курьерских служб и логистических компаний.

Syda Productions/shutterstock

Фото: Syda Productions/shutterstock

«Средний чек наших клиентов в феврале-марте увеличился на 55%, а цены выросли в среднем на 30%»

Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia

В период кризиса и снижения покупательской способности потребителей больше всего страдает средний ценовой сегмент. Люди стараются закупить впрок товары первой необходимости. Так было и сейчас, и в начале пандемии два года назад.

В конце февраля вырос интерес и к товарам высокой ценовой категории (в основном импортным), поскольку потребители ожидали повышения цен и их дефицита. Спрос на бытовую технику и электронику, косметику, парфюмерию и детские товары был сопоставим с предновогодним. С конца марта – начала апреля он начал стремительно падать. Это обусловлено несколькими причинами: определенные группы товаров были закуплены впрок, излишки накоплений вложены в продукцию, а также некоторым снижением эмоционального напряжения

и принятием экономической ситуации. Среднестатистический покупатель занял позицию экономии.

В марте образовался искусственный дефицит товаров в сегменте электроники. Он возник из-за желания продавцов придержать товар на складе в период растущих цен, продав дороже.

Ощутимого дефицита в настоящий момент мы не наблюдаем ни в одном товарном сегменте.

Зафиксировано увеличение цен в среднем на 30% практически во всех категориях товаров. Продукция, на которую с конца февраля по конец марта был создан ажиотажный спрос (в основном это электроника, бытовая техника, бытовая химия), подорожала на 40–50%.

По аналитике нашей компании, средний чек всех наших клиентов с начала февраля по конец марта увеличился на 55%. Наибольший рост мы зафиксировали по следующим категориям товаров: fashion – 143% (с 3743 до 9108 рублей), маркетплейсы – 81% (с 2364 до 4269 рублей), косметика – 44% (с 2922 до 4202 рублей). В меньшей степени наблюдается увеличение среднего чека по остальным категориям товаров.

Сроки доставки выросли в связи с закрытием неба на юге, проблемами при транзите через Литву. Объективно время доставки увеличилось только для указанных регионов. В связи со снижением объемов некоторые курьерские службы оптимизируют свои магистральные перевозки. Это также приводит к росту транзитных сроков. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то здесь изменения минимальны.

Среди ушедших или приостановивших свою деятельность крупных объемообразующих брендов я бы выделила Inditex и H&M. Остановка продаж своих товаров этими магазинами оказала серьезное влияние как на онлайн-продажи, поскольку бренды являлись крупнейшими клиентами логистических компаний после маркетплейсов, так и на розничные продажи. Причина в том, что магазины этих брендов исторически привлекали трафик покупателей в торговые центры. Рынок рассчитывал, что если «уйдут одни, то люди будут покупать отечественное» или альтернативные товары других марок. Однако пока всплеска продаж товаров российских марок нет. Потребителю нужно дать время для того, чтобы перестроить свои предпочтения с учетом предложения, а производителям и продавцам – предоставить достойный альтернативный вариант в нужном объеме и качестве.

«Прогнозируем более глубокую, в сравнении с прошлым годом, сезонную просадку объемов продаж – 10–15%»

Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis

В первую очередь еще в начале марта мы заметили повышенный спрос на товары импортного производства с длительными сроками годности. Например, при незначительном изменении количества заказов на товары для животных, существенно выросли средние вес и стоимость заказа. Это связано с тем, что покупатели предпочли создать собственные запасы потенциально дефицитных товаров с непредсказуемым изменением их цены и наличия на рынке.

Существенно выросли продажи бытовой техники, электроники, товаров для детей.

Некоторые ритейлеры, в том числе крупные магазины, предприняли шаги по сокращению количества невыкупленных заказов, остановив продажи с оплатой

наложенным платежом и полностью перейдя на предоплату. Это, разумеется, негативно отразилось на объеме продаж. Есть и такие, у кого по причине отказа от постоплатных заказов сократился объем в 2–3 раза к аналогичному периоду прошлого года.

В настоящий момент ситуация нормализовалась – спрос наших клиентов находится на обычном для текущего сезона уровне. Однако падение объемов продаж наблюдается чуть выше «стандартного» для весны благодаря существенному росту цен на товары.

Наши клиенты пока не столкнулись с дефицитом и какими-то проблемами наличия товаров на складах. Разумеется, присутствует вымывание из ассортимента брендов, присоединившихся к санкциям, но эта ситуация скомпенсирована ростом продаж «несанкционных» аналогов. Потребители оперативно меняют свои предпочтения, и пока спрос удовлетворяется из запасов ритейлеров.

Что касается цен, то мы не розница, чтобы формировать точную аналитику, но, судя по видимым нам как логистам изменениям среднего чека заказа, можно говорить о росте цен к январю-февралю текущего года на уровне 20–25%. Это связано не только с общим увеличением цен, но и с перераспределением спроса в сторону мелкооптовых закупок товаров впрок и более дорогих товарных категорий – бытовой техники и электроники. Кроме этого, растет сезонный спрос на дорогостоящие товары, такие как автомобильные покрышки, велосипеды и другие, что тоже влияет на цены.

Что касается сроков доставки, то у нас никаких изменений, да и причин для их возникновения нет. Есть незначительное сокращение сроков доставки, связанное с сезонным ростом качества сервиса из-за того, что объемов доставок становится чуть меньше и логистические ресурсы не нагружены до предела. Нам удалось в этой ситуации повысить доставляемость на 2 процентных пункта, благодаря возможности обеспечить более качественный контроль работы курьеров. Сейчас среднестатистический курьерский маршрут позволяет четче соблюдать сроки и подстраиваться под запросы получателей заказов по более точным интервалам. Если в высокий сезон просьба покупателя сократить интервал доставки с 4 часов до 1 часа далеко не всегда может быть исполнена, поскольку могут пострадать другие заказы на маршруте, то сейчас в большинстве случаев мы способны удовлетворить такие запросы.

Кроме того, снизилась нагрузка на осуществление складских операций. Это позволяет нам чуть раньше (на 15–20 минут) начинать выдачу заказов курьерам. Эти утренние минуты, на самом деле, – на вес золота. Каждые 5 минут, сэкономленных в 6 утра, дают возможность сократить до 1 часа на курьерском маршруте. Это традиционные сезонные изменения, Logsis здесь не наблюдает никаких аномалий и неожиданностей.

Из-за ухода с рынка игроков в рамках санкций Logsis потерял только одного крупного клиента – компанию «Монэкс Трейдинг» (бренды Mothecare, Victoria Secret, The Body Shop). Не могу не отметить, что клиент с честью исполнил все договорные обязательства по оплате наших услуг, до последнего бился за каждого покупателя и за каждую доставку, активно поддерживал процесс продажи на всех этапах. Для нас это заметная потеря, мы с большим энтузиазмом ждем его возвращения.

Наш прогноз предполагает более глубокую в сравнении с прошлым годом сезонную просадку объемов продаж на уровне 10–15% к обычному сезонному падению спроса. Logsis планирует использовать эту ситуацию для концентрации усилий в работе над качеством сервиса, по обучению персонала, оттачиванию процессов новой для нас услуги – клиентского возврата и обмена. Мы по-прежнему уверены, что в жесткой конкурентной ситуации выиграет компания, которая сможет в ближайший сезон продемонстрировать строгое соответствие заявленному уровню сервиса.

«В марте ажиотажный спрос сменился затишьем»

Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования компании «Курьер Сервис Экспресс»

В последних числах февраля и в первую неделю марта мы фиксировали рекордный объем доставок физическим лицам. Спрос вырос на все категории товаров – бытовую химию и товары повседневного потребления, бытовую технику и электронику, косметику и парфюмерию, одежду, автозапчасти и т.п. Ситуация была схожей для всех продавцов вне зависимости от размера, а также для маркетплейсов.

Наибольший рост количества доставок приходился на города-миллионники – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Красноярск, Волгоград, Краснодар. Максимальный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 35–50% в зависимости от категории товара.

Уже в марте, когда часть мировых брендов объявила о приостановке своей деятельности или уходе с российского рынка, период ажиотажного спроса сменился затишьем.

Что касается сроков доставки, то тут все почти идеально. С момента завершения периода ажиотажного спроса, примерно с середины марта, сроки доставки на последней миле, а также сопряженные показатели качества экспресс-доставки значительно превышают целевые для отрасли. Например, коэффициент соблюдения транзитного срока вплотную приблизился к идеалу – к 100%, а попадание в интервал – к 90%.

Уходы с рынка. Каждая логистическая компания в большей или меньшей степени пострадала от ухода того или иного игрока, с которым у нее были договорные отношения. Исходя из данных обстоятельств, пока можно сделать один вывод: в наиболее выигрышном положении оказались те, кто был ориентирован на обслуживание массового сегмента.

В настоящее время еще рано озвучивать какие-либо тренды изменения отрасли. Как только ситуация зафиксируется в том или ином виде, игроки рынка начнут отстройку логистических цепочек, поиск поставщиков и подрядчиков.

«На спрос сильно влияют новости»

Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry

Сейчас все очень непредсказуемо, и рынок реагирует на изменения ежедневно. В марте количество заказов в российских интернет-магазинах заметно выросло. Основной причиной этого стали импульсивные покупки. Мы видим, как сильно влияют на спрос новости: люди закупают товары первой необходимости, одежду, обувь, технику. Уход брендов из России провоцирует сиюминутный и очень резкий интерес к ним. После очередных санкций в топ попадают новые категории. Такая тенденция не может сохраняться долго: в ближайшее время люди перестанут запасать впрок как минимум из-за снижения доходов и роста цен.

Однако онлайн-ритейлерам будет проще сохранить объемы продаж, чем офлайн-магазинам. Покупатели по-прежнему ждут от интернет-торговли более широкого ассортимента и

выгодных цен, а потому будут искать интересные варианты и покупать в сети.

У Boxberry сроки доставки внутри страны вообще не изменились. В целом по рынку увеличение сроков связано с ограничениями авиасообщения с южными и западными областями. Но мы доставляем туда наземным транспортом, поэтому Boxberry эта ситуация не коснулась.

О прогнозах говорить пока очень рано: слишком много непредсказуемых факторов и неопределенности в текущей ситуации. Мы готовы к разным сценариям, и у нас устойчивая позиция. У Boxberry нет заемных денег, компания не зависит от иностранных капиталов, мы здраво оцениваем свои ресурсы. У нас сильная и сплоченная команда. В нынешней ситуации все это – хорошая основа для выживания и развития бизнеса.

Retail.ru

Онлайн-продажи: ажиотажный спрос сменился затишьем
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Онлайн-продажи: ажиотажный спрос сменился затишьем
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/onlayn-prodazhi-azhiotazhnyy-spros-smenilsya-zatishem/2022-05-29


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052