Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
9163

Поделиться

Московские торговые центры первыми ощутили снижение спроса

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в столичных моллах составило 6,1%.

Не до покупок

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
Сильнее всего – на 11,5% – покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1 тыс. кв. м в день против 613 человек в этот же период в 2013г. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют.

«Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например, в недвижимость. А вот одежда – одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», – говорит Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов – сокращение потребительского кредитования, отмечает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов.

Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014г. объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, тогда как за аналогичный период прошлого года рост составил 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» – на 1,7%, у Хоум Кредит Банка – на 5,2%, у «Русского стандарта» – на 0,7%, у ОТП Банка – на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ретейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко. В феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировал падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг – продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson – для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель – фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013г. – в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович. «Прямо скажем: ожидали большего», – сетует он.

В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация. Как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015г. даже немного сократили», – рассказывает бизнесмен.

В обувном ретейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов. По его словам, за март-апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март-апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в ноль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон – апрель – обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2-4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5-10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013г., по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте-апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013г., сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля: есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте-апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте-апреле вырос на 10%, с начала года – более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013г.

В Watcom связывают повышение спроса на стройматериалы и мебель с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013г. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.

Кристина Бусько, 
Анна Левинская, РБК Новости

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами