19 декабря 2018, 01:19 2601 просмотр

Курс на цифровизацию и контроль бизнеса. Законодательные инициативы и сроки внедрения

Государство уделяет все больше внимания контролю бизнеса и повышению прозрачности рынка торговли. Внедрение государственных информационных систем (ГИС), таких как ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы и маркировка, с одной стороны, позитивно сказывается на развитии отрасли, так как способствует цифровизации и созданию равных конкурентных условий, с другой — становится для ритейлеров новым вызовом, требующим инвестиций в модернизацию оборудования и программного обеспечения. При этом далеко не все игроки до конца понимают, что конкретно нужно делать, в какие сроки внедрять изменения и как развивать магазины в новых условиях.

Рассмотрим ключевые законодательные инициативы и сроки их внедрения, а также расскажем, что именно ритейлеру необходимо знать, чтобы выполнять требования по передаче информации в ГИС, число которых с каждым годом увеличивается.

С какими системами работает ритейл

Обязанность передавать тот или иной набор сведений о ежедневных операциях вводится поэтапно в течение ряда лет, таким образом государство осуществляет все более полный и оперативный контроль финансовых и товарных потоков.

Итак, перечислим, какие сведения и в какие системы (контрольные органы) должен передавать ритейл :

  • ЕГАИС — учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • АСК НДС — контроль уплаты НДС.
  • Передача данных о расчетах в налоговый орган в электронном виде через оператора фискальных данных — контроль применения контрольно-кассовой техники (ККТ), полноты учета выручки.
  • ФГИС «Меркурий» — движение товаров животного происхождения и электронных ветеринарных сертификатов.
  • Маркировка товаров контрольными (идентификационными) кодами (ФГИС МДЛП — мониторинг движения лекарственных препаратов; ИС МОТП — маркировка и мониторинг оборота табачной продукции):
    • Информационная система прослеживаемости ввезенных товаров — создается для контроля операций по реализации и иному выбытию товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (ориентировочный срок введения — 01.07.2019).

Рассмотрим некоторые этапы внедрения передачи сведений в контролирующие органы и новые вызовы, ожидающие розничный бизнес.

ЕГАИС: новая версия

Старейшая из систем — ЕГАИС — действует уже более 10 лет. Введение ЕГАИС было предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ. Оператором и контролирующим органом является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

ЕГАИС: новая версия

На первом этапе передавать информацию в ЕГАИС должны были только производители алкоголя. С 2016 года эта обязанность распространилась на всех участников алкогольного рынка, в том числе на оптовую и розничную торговлю.

C февраля 2018 года началась реализация следующего этапа — внедрение системы помарочного (побутылочного) учета и переход на акцизные и федеральные марки нового образца (ЕГАИС 3.0). В промышленном режиме ЕГАИС 3.0 работает с 1 июля 2018 года.

Теперь участники алкогольного рынка должны отчитываться не по партии, а по каждой бутылке, а ритейлеры — сверять каждую бутылку с накладной, полученной через ЕГАИС.

Три волны онлайн-перехода ККТ

В 2017 году произошло знаковое событие в области госрегулирования — вступление в силу поправок к закону № 54-ФЗ об онлайн-кассах и ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) для контроля учета выручки. На практике осуществляется поэтапный переход к новому порядку применения ККТ.

Все начиналось с пилотного проекта, запущенного в 2014 году. Результаты эксперимента были признаны успешными, и в 2016 году в закон внесены изменения, коснувшиеся порядка использования и функциональности ККТ.

Три волны онлайн-перехода ККТ

Оператором и контролирующим органом базы фискальных данных является Федеральная налоговая служба (ФНС). Массовый переход на онлайн-ККТ произошел 1 июля 2017 года, тогда для ряда предприятий была дана отсрочка. Вторая волна накатила 1 июля 2018 года — подключились организации и ИП на ЕНВД и ИП на патенте (ПСН), имеющие наемных сотрудников.

Третья волна ожидается в следующем году — с 1 июля 2019 года онлайн-кассы обязаны будут использовать организации и предприниматели в сфере торговли или общепита, не имеющие работников с трудовым договором (например, ИП на ПСН и ЕНВД без наемных работников).

«Меркурий» — электронный вариант сертификата

С 1 июля 2018 года участники рынка, работающие с продукцией животного происхождения, обязаны оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы (ЭВСД) в ФГИС «Меркурий». Система призвана создать единую информационную среду для ветеринарии и повысить пищевую безопасность. ЭВСД оформляются на каждом этапе движения товара — производство, оборот и перемещение.

Порядок утвержден в соответствии с законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». «Меркурий» — часть ГИС в области ветеринарии (ВетИС), администратором и контролирующим органом является Россельхознадзор .

Первые опыты маркировки: меховые изделия

Рост легального оборота, защита от подделок, создание равных условий для предпринимателей — благие цели проекта обязательной маркировки товаров. В нашей стране внедрение маркировки началось с меховых изделий: в августе 2015 года странами — членами Евразийского экономического союза подписано соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками изделий из натурального меха. Но уже с 12 августа 2016 года государство обязало (Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787) всех производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов маркировать меховые изделия и передавать сведения в ГИС «Маркировка» в течение трех дней.

Администрирование ГИСМ осуществляет ФНС, контролирующими органами являются также Федеральная таможенная служба (ФТС), Роспотребнадзор и Министерство внутренних дел РФ (МВД).

По данным ФНС, к июлю 2017 года легальный оборот меховых изделий в России увеличился в 5 раз, меньше чем за год — с августа 2016 по июль 2017 года — было продано в розницу более 1 млн маркированных шуб на 56 млрд рублей.

Помаркируем и полечим

Пока как эксперимент запущена маркировка лекарственных препаратов (ЛП): согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.2017 № 62, эксперимент проходит с февраля 2017 года по декабрь 2018 года, участие добровольное. Производители ЛП маркируют отдельные виды ЛП двухмерным штрихкодом Data Matrix; производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, медицинские организации передают информацию о маркированных ЛП в ФГИС МДЛП.

Оператором ФГИС МДЛП является ФНС России, контролирующим органом — Росздравнадзор. Обязательная маркировка всех лекарств начнется с 2020 года.

Помаркируем и полечим

Маркировка: расширение списка

Государство стремится усилить борьбу с контрафактной продукцией, объемы которой в нашей стране в зависимости от отрасли могут составлять 20–50%. Поэтому распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р расширен перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке. Планируется ввести обязательную маркировку: табачной продукции — с 1 марта 2019 года; обуви — с 1 июля 2019 года; остальных товаров, указанных в перечне (духи, туалетная вода, пальто, шины, постельное белье и др.) — с 1 декабря 2019 года.

Отследить ввоз

Запущен проект по реализации механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию РФ (Приказ ФНС России от 23.10.2017 № ММВ-7-15/818@). Период проведения — с 23 октября 2017 года по 31 января 2019 года. Ведется подготовка проектов нормативно-правовых актов, так как сведения о прослеживаемых товарах должны будут отражаться в формах счетов-фактур, книгах покупок и продаж, журналах выставленных и полученных счетов-фактур. Возможно, по прослеживаемым товарам будет введен обязательный юридически значимый электронный документооборот .

Технологический прогресс ФНС

ФНС России совершенствует инструменты контроля и в 2018 году внедряет новую версию автоматической информационной системы АСК НДС-3.

АСК НДС — сервис автоматизации налогового контроля, позволяющий отследить путь товара и расчетов от производителя к конечному потребителю и определить, уплачен ли НДС с проведенной сделки. Впервые система запущена в 2013 году, и год за годом она прогрессирует: объемы информации наращиваются, результаты становятся более точными. Внедрение позволило повысить собираемость налогов и снизить количество проверок. Обновленная версия АСК НДС-3 будет внедрена повсеместно и возьмет под контроль все серые и черные схемы ухода от налогов и сокращения налоговой нагрузки.

Повышение НДС до 20%

В августе 2018 года подписан закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Этот налог уплачивают юрлица на всех этапах производства и продажи товара или услуги.

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Льготная ставка НДС в 10% на детские товары, продукты социальных категорий и лекарства останется. Повышение ставки НДС потребует от ритейлеров внесения изменений в программное обеспечение ККТ и форматы фискальных документов. 

Подробнее о тонкостях перенастройки ККТ читайте в статье Повышение НДС: как внести изменения корректно и вовремя?

Адаптироваться к новым требованиям

Бизнес вынужден адаптироваться к новым условиям и обеспечивать выполнение законодательных требований. Потребуются изменения в автоматизированных системах управления процессами, что, с одной стороны, повлечет дополнительные затраты, но с другой — откроет новые возможности оптимизации, снижения трудоемкости и повышения эффективности бизнес-процессов.

Вера Королева, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
По каким причинам люди заказывают еду домой? Как ...
548
Почему качественное и надежное эквайринговое обор...
511
Как «Леруа Мерлен» трансформирует ИТ-платформ...
2246
Про 8 каналов продаж и создание нового клиентского...
6820
Что сделал «Магнит», чтобы улучшить работу мерчанд...
5245
«Ювелирная» настройка системы в соответствии с осо...
1503

Рассмотрим ключевые законодательные инициативы и сроки их внедрения, а также расскажем, что именно ритейлеру необходимо знать, чтобы выполнять требования по передаче информации в ГИС, число которых с каждым годом увеличивается.

С какими системами работает ритейл

Обязанность передавать тот или иной набор сведений о ежедневных операциях вводится поэтапно в течение ряда лет, таким образом государство осуществляет все более полный и оперативный контроль финансовых и товарных потоков.

Итак, перечислим, какие сведения и в какие системы (контрольные органы) должен передавать ритейл :

  • ЕГАИС — учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  • АСК НДС — контроль уплаты НДС.
  • Передача данных о расчетах в налоговый орган в электронном виде через оператора фискальных данных — контроль применения контрольно-кассовой техники (ККТ), полноты учета выручки.
  • ФГИС «Меркурий» — движение товаров животного происхождения и электронных ветеринарных сертификатов.
  • Маркировка товаров контрольными (идентификационными) кодами (ФГИС МДЛП — мониторинг движения лекарственных препаратов; ИС МОТП — маркировка и мониторинг оборота табачной продукции):
    • Информационная система прослеживаемости ввезенных товаров — создается для контроля операций по реализации и иному выбытию товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (ориентировочный срок введения — 01.07.2019).

Рассмотрим некоторые этапы внедрения передачи сведений в контролирующие органы и новые вызовы, ожидающие розничный бизнес.

ЕГАИС: новая версия

Старейшая из систем — ЕГАИС — действует уже более 10 лет. Введение ЕГАИС было предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 102-ФЗ. Оператором и контролирующим органом является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

ЕГАИС: новая версия

На первом этапе передавать информацию в ЕГАИС должны были только производители алкоголя. С 2016 года эта обязанность распространилась на всех участников алкогольного рынка, в том числе на оптовую и розничную торговлю.

C февраля 2018 года началась реализация следующего этапа — внедрение системы помарочного (побутылочного) учета и переход на акцизные и федеральные марки нового образца (ЕГАИС 3.0). В промышленном режиме ЕГАИС 3.0 работает с 1 июля 2018 года.

Теперь участники алкогольного рынка должны отчитываться не по партии, а по каждой бутылке, а ритейлеры — сверять каждую бутылку с накладной, полученной через ЕГАИС.

Три волны онлайн-перехода ККТ

В 2017 году произошло знаковое событие в области госрегулирования — вступление в силу поправок к закону № 54-ФЗ об онлайн-кассах и ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) для контроля учета выручки. На практике осуществляется поэтапный переход к новому порядку применения ККТ.

Все начиналось с пилотного проекта, запущенного в 2014 году. Результаты эксперимента были признаны успешными, и в 2016 году в закон внесены изменения, коснувшиеся порядка использования и функциональности ККТ.

Три волны онлайн-перехода ККТ

Оператором и контролирующим органом базы фискальных данных является Федеральная налоговая служба (ФНС). Массовый переход на онлайн-ККТ произошел 1 июля 2017 года, тогда для ряда предприятий была дана отсрочка. Вторая волна накатила 1 июля 2018 года — подключились организации и ИП на ЕНВД и ИП на патенте (ПСН), имеющие наемных сотрудников.

Третья волна ожидается в следующем году — с 1 июля 2019 года онлайн-кассы обязаны будут использовать организации и предприниматели в сфере торговли или общепита, не имеющие работников с трудовым договором (например, ИП на ПСН и ЕНВД без наемных работников).

«Меркурий» — электронный вариант сертификата

С 1 июля 2018 года участники рынка, работающие с продукцией животного происхождения, обязаны оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы (ЭВСД) в ФГИС «Меркурий». Система призвана создать единую информационную среду для ветеринарии и повысить пищевую безопасность. ЭВСД оформляются на каждом этапе движения товара — производство, оборот и перемещение.

Порядок утвержден в соответствии с законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». «Меркурий» — часть ГИС в области ветеринарии (ВетИС), администратором и контролирующим органом является Россельхознадзор .

Первые опыты маркировки: меховые изделия

Рост легального оборота, защита от подделок, создание равных условий для предпринимателей — благие цели проекта обязательной маркировки товаров. В нашей стране внедрение маркировки началось с меховых изделий: в августе 2015 года странами — членами Евразийского экономического союза подписано соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками изделий из натурального меха. Но уже с 12 августа 2016 года государство обязало (Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787) всех производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов маркировать меховые изделия и передавать сведения в ГИС «Маркировка» в течение трех дней.

Администрирование ГИСМ осуществляет ФНС, контролирующими органами являются также Федеральная таможенная служба (ФТС), Роспотребнадзор и Министерство внутренних дел РФ (МВД).

По данным ФНС, к июлю 2017 года легальный оборот меховых изделий в России увеличился в 5 раз, меньше чем за год — с августа 2016 по июль 2017 года — было продано в розницу более 1 млн маркированных шуб на 56 млрд рублей.

Помаркируем и полечим

Пока как эксперимент запущена маркировка лекарственных препаратов (ЛП): согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.2017 № 62, эксперимент проходит с февраля 2017 года по декабрь 2018 года, участие добровольное. Производители ЛП маркируют отдельные виды ЛП двухмерным штрихкодом Data Matrix; производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы, медицинские организации передают информацию о маркированных ЛП в ФГИС МДЛП.

Оператором ФГИС МДЛП является ФНС России, контролирующим органом — Росздравнадзор. Обязательная маркировка всех лекарств начнется с 2020 года.

Помаркируем и полечим

Маркировка: расширение списка

Государство стремится усилить борьбу с контрафактной продукцией, объемы которой в нашей стране в зависимости от отрасли могут составлять 20–50%. Поэтому распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р расширен перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке. Планируется ввести обязательную маркировку: табачной продукции — с 1 марта 2019 года; обуви — с 1 июля 2019 года; остальных товаров, указанных в перечне (духи, туалетная вода, пальто, шины, постельное белье и др.) — с 1 декабря 2019 года.

Отследить ввоз

Запущен проект по реализации механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию РФ (Приказ ФНС России от 23.10.2017 № ММВ-7-15/818@). Период проведения — с 23 октября 2017 года по 31 января 2019 года. Ведется подготовка проектов нормативно-правовых актов, так как сведения о прослеживаемых товарах должны будут отражаться в формах счетов-фактур, книгах покупок и продаж, журналах выставленных и полученных счетов-фактур. Возможно, по прослеживаемым товарам будет введен обязательный юридически значимый электронный документооборот .

Технологический прогресс ФНС

ФНС России совершенствует инструменты контроля и в 2018 году внедряет новую версию автоматической информационной системы АСК НДС-3.

АСК НДС — сервис автоматизации налогового контроля, позволяющий отследить путь товара и расчетов от производителя к конечному потребителю и определить, уплачен ли НДС с проведенной сделки. Впервые система запущена в 2013 году, и год за годом она прогрессирует: объемы информации наращиваются, результаты становятся более точными. Внедрение позволило повысить собираемость налогов и снизить количество проверок. Обновленная версия АСК НДС-3 будет внедрена повсеместно и возьмет под контроль все серые и черные схемы ухода от налогов и сокращения налоговой нагрузки.

Повышение НДС до 20%

В августе 2018 года подписан закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Этот налог уплачивают юрлица на всех этапах производства и продажи товара или услуги.

Закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Льготная ставка НДС в 10% на детские товары, продукты социальных категорий и лекарства останется. Повышение ставки НДС потребует от ритейлеров внесения изменений в программное обеспечение ККТ и форматы фискальных документов. 

Подробнее о тонкостях перенастройки ККТ читайте в статье Повышение НДС: как внести изменения корректно и вовремя?

Адаптироваться к новым требованиям

Бизнес вынужден адаптироваться к новым условиям и обеспечивать выполнение законодательных требований. Потребуются изменения в автоматизированных системах управления процессами, что, с одной стороны, повлечет дополнительные затраты, но с другой — откроет новые возможности оптимизации, снижения трудоемкости и повышения эффективности бизнес-процессов.

Вера Королева, Retail.ru

Курс на цифровизацию и контроль бизнеса. Законодательные инициативы и сроки внедренияавтоматизация, Меркурий, ЕГАИС, НДС, 1С, автоматизация на 1С, 54-ФЗ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Курс на цифровизацию и контроль бизнеса. Законодательные инициативы и сроки внедрения
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/kurs-na-tsifrovizatsiyu-i-kontrol-biznesa-zakonodatelnye-initsiativy-i-sroki-vnedreniya/2019-03-27

Прямая трансляция