Декоративное изображение
31 850

Поделиться

Как российский стартап Briskly запускает магазины без персонала

Новый тренд в ритейле – запуск магазинов без кассира. Так называют комплекс технологий, который позволяет доработать любую торговую точку до автономных продаж без персонала. Такие магазины уже работают в США и Китае. В России первые супермаркеты год назад пилотировал стартап Briskly, и сегодня к новой технологии подключены уже более 345 торговых точек. Ей интересуются крупнейшие торговые сети, а осенью оплату без кассира запустят 10 тыс. автозаправок по всей России. Рассказываем, как работают магазины Briskly.

Как российский стартап Briskly запускает магазины без персонала

В США и Китае, где из-за большой плотности населения очереди в магазинах стали реальной проблемой, открытие автономных магазинов типа Amazon Go и BingoBox воспринимается как логичный шаг в развитии ритейла. Технология продажи в них такова: пользователи авторизуются через приложение, берут товар и уходят, а сумма покупки автоматически списывается с карты.

В России тренд оплаты без кассира только набирает обороты. Год назад стартап Briskly открыл первые магазины без персонала, которые благодаря авторской технологии могут обеспечить полностью автономную работу торговой точки. Сегодня к платформе для ритейла Briskly уже подключено более 345 точек, из них функционирует около 100 (в большинстве это «умные» холодильники, часто их ставят в офисах, как вендинг со свежей едой). Осенью к Briskly еще подключатся более 10 000 заправок по всей России.

Почитать про китайских ритейлеров, запускающих магазины без кассиров, можно в статье Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?

Cтартап Briskly

Создание технологии

Основатель Briskly Глеб Харитонов рассказал Retail.ru, что, прежде чем создавать магазин без кассиров, который был бы интересен ритейлерам, нужно было обеспечить безопасность от краж и вандализма.

«Мы начали разработку приложения для покупателей – B-Pay, в котором при регистрации покупатель оставляет свои данные. Договор с пользователем предусматривает серьезное наказание за кражу, вплоть до уголовного преследования. Ритейлеры это оценили, и сейчас они не боятся подключаться к новой технологии», – рассказал Глеб.

B-Pay распознает и сканирует штрихкод товара и списывает оплату с привязанной карты. Процесс покупки занимает всего 3 минуты.

Глеб Харитонов

Чтобы попасть в магазин без кассира, покупатель через приложение B-Pay выбирает нужный супермаркет из списка по геолокации, находит его и открывает (через приложение) электронный замок на двери. За безопасность отвечает нейросеть, которая отслеживает мошенников через камеры наблюдения.

Проект был оценен на конкурсе  Visa Everywhere Initiative: после двух этапов отбора Briskly заняли первое место и получили грант на 5 млн рублей на развитие продукта. И команда взялась за доработку Briskly. «Зачем вообще ждать, чтобы оплатить товар? Что если мы поместим кассу в телефон? Briskly не работает против персонала, он работает для покупателей, которые устали от бессмысленного ожидания в очереди», – комментирует Глеб.

Уже через несколько месяцев после запуска в магазинах технологии Briskly, подводя первые итоги, Глеб Харитонов отметил, что приложение ускоряет покупки в два-три раза. Для магазинов это оказалось выгодно, выручка начинала расти стабильно на 15% в течение трех месяцев после подключения нового сервиса.

«Это происходит потому, что многие покупатели идут в магазин с фиксированным бюджетом, и считают его в уме, а здесь идет автоматический подсчет в приложении. Когда нам нужно потратить 1000 рублей, мы как правило не учитываем скидки и округляем в большую сторону. То есть, если товар стоит 43 рубля, мы считаем, что он стоит 50 рублей. В итоге, мы идем на кассу и думаем, что набрали покупок на 1000 рублей. А по факту – на 850. И в итоге с учетом скидки кассир нам пробивает на 743. И магазин недополучает свои 257 рублей, которые планировал потратить покупатель. И посетитель остается недоволен, потому что мог купить больше. А с B-Pay мы видим итоговую сумму с учетом акций прямо в смартфоне и расходуем весь бюджет», – считает основатель компании.

Запуск первых магазинов без кассиров

Первым тестовым супермаркетом без кассиров стал автономный магазин-контейнер на территории БЦ IQ-Park, расположенного в Москве недалеко от ТТК. «В этом деловом центре находится наш офис, и мы решили попробовать.

В 2018 году мы купили контейнер и сделали из него первый автономный магазин без персонала. Так контейнер стал местом для экспериментов. Для начала, в него поместили блок электронного управления для автоматического открытия двери через приложение. Сейчас этот замок есть во всех разработках компании – в установленных в супермаркетах «умных» холодильниках, которые открываются через приложение. 

Позже мы установили камеры для нейросети, датчики температуры и влажности, а также холодильники и полки. Тогда же команда решила, что для поставщиков необходимо сделать маркетинговую платформу, которая будет продавать покупателям товары по акции прямо в чате приложения», – рассказывает Глеб Харитонов.

Тестирование на большую аудиторию магазин-контейнер прошел на московском фестивале Geek Picnic в московском парке Коломенское, где он продавал воду и сувениры. За 2 дня магазин посетили больше 500 покупателей. Там же команду заметили представители Сколково, которые сразу предложили сделать магазин в Технопарке.

Запуск первых магазинов без кассиров

Технология Briskly в паре с кассиром

Магазин в Технопарке Сколково стал первой экспериментальной площадкой на базе уже работающего супермаркета. Магазин подключил приложение B-Pay для оплаты «сканируй и покупай», а также оборудовал дверь, способную открываться через приложение, чтобы магазин мог работать 24/7.

Персонал в магазине было решено оставить, а новую технологию использовать в помощь кассиру – для разгрузки очередей в пиковые часы (очереди там образовывались часто) и в ночное время, когда кассир не работает.

Чтобы сотрудники магазина в Сколково могли следить за всеми, кто покупает товары в обход кассы, Briskly установил девайс с приложением для продавца. Кассир на смартфоне видит всех покупателей, использующих B-Pay, их корзины и процесс оплаты.

Стоимость интеграции Briskly с магазином

Сейчас ритейлеры могут подключить свой магазин к приложению за один день.

Для интеграции ассортимента любой точки в платформу Briskly подойдет любая товароучетная система. Работа по запуску точки в новом приложении будет стоить 25 тысяч рублей. В дальнейшем с каждой покупки взимается комиссия до 8%, в которые входят эквайринг, мобильное приложение и касса в облаке. Подключить Briskly торговая точка может самостоятельно или через партнера.

Как работает приложение для покупателя?

Для покупателя все работает просто: устанавливай приложение B-Pay, сканируй товары – и покупай.

Чтобы начать покупки, приложение B-Pay предлагает выбрать из списка магазин. Программа определяет локацию покупателя и предлагает посетить ближайшую точку. Либо, если покупатель уже находится рядом с магазином, он может отсканировать размещенный на двери QR-код. После этого срабатывает электронный замок, дверь открывается, и покупатель заходит внутрь.

Оплачивают покупки прямо в приложении картой или платежными системами, например, Apple Pay.

Как работает приложение для покупателя?

Защита от воровства

Чтобы защитить магазин в Сколково от воровства, в нем установили 37 камер, через которые нейросеть оцифровывет каждого покупателя и отслеживает путь его перемещения и действия.

«Такое количество камер нужно, чтобы не было слепых пятен, а также чтобы детальность съемки была на уровне оцифровки кистей рук и их движений», – пояснил Глеб Харитонов.

Когда покупатель ведет себя подозрительно, нейросеть отправляет уведомление оператору магазина. Если кража подтверждена, стоимость покупки либо списывается с привязанной карты после акцепта оператора, либо начинается разбирательство в судебном порядке, о чем приложение предупреждает в условиях использования при регистрации.

Будущее технологии

Магазин в Сколково – первый полноформатный магазин, который начал использовать новую технологию оплаты Briskly в полном объеме. Вскоре технологию Briskly внедрил еще один магазин, находящийся в Сколково – «Лемма Маркет». На сегодняшний день интеграцию уже провели более 100 небольших магазинов, микромаркетов и ресторанов, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге. Задумываются о внедрении технологии и региональные сети.

Уже сейчас можно сказать, что технология пользуется успехом, поскольку один раз установив приложение и сделав покупки, человек начинает постоянно им пользоваться. Сейчас B-Pay насчитывает десятки тысяч пользователей. Плюсы для магазина очевидны. Необязательно увольнять кассиров, но если на кассе часто образуется очередь, то дополнительная услуга оплаты без кассира может заметно их сократить.

Briskly демонстрирует технологию Эльвире Набиуллиной на форуме Финополис 2018

Briskly демонстрирует технологию Эльвире Набиуллиной на форуме Финополис 2018

Технология экономит время людей, отсюда и родилось название Briskly (с англ. — «быстрый»). Она используется не только в магазинах, но также на фудкортах, в ресторанах и даже в офисных «умных» холодильниках.

В компании не исключают, что технология «покупай без кассира» к 2021 году станет нормой, и такая система появится в каждом втором магазине. Тем более, что у Briskly нет ограничений ни по формату, ни по размеру магазина, а многие крупные ритейлеры интересуются новыми возможностями автоматизации, улучшения сервиса, уменьшения очередей и оплаты без кассира.

Retail.ru 

Интервью

Декоративное изображение

Аркадий Штейн, Macaronika («Макароника»): «Емкость рынка пирожных макарон в России – около 10 млрд рублей, и рынок может вырасти вдвое»

О быстрорастущей нише модных пирожных, выводе продуктов на полки ритейлеров и развитии сети брендовых корнеров.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами