Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
714

Поделиться

Как пошлины меняют розницу в США и в мире

5 апреля 2025 года США ввели 10% пошлины на товары из более чем 180 стран мира. Редким исключением стала Россия, однако товарооборот двух стран и так остается на крайне низком уровне, в том числе из-за сохраняющихся санкций. А вот Китаю, наоборот, не повезло – тарифы для него и вовсе достигли 145%. Благо, спустя месяц США и КНР удалось договориться снизить их до 30%, но только на 90 дней, до 10 августа. Первой удар от пошлин, как ни удивительно, приняла американская экономика – главный на планете потребитель товаров и услуг. Акции крупнейших компаний США отреагировали на тарифы резким падением, а домохозяйства вошли в режим жесткой экономии. Сейчас ритейлеры, похоже, уже отошли от шока и начали прогнозировать, какие товары подорожают в первую очередь. Хотя у простых американцев есть свое мнение о росте цен, выражающееся в довольно нетипичном потребительском поведении. Давайте разберем первые итоги введения таможенных пошлин для розничной торговли – причем не только американской, но и мировой.

Фото: miss.cabul/Shutterstock/Fotodom

Фото: miss.cabul/Shutterstock/Fotodom

FMCG и non-food готовятся к росту цен

Ассоциация потребительских брендов (Consumer Brands Association), объединяющая производителей и продавцов продуктов питания, включая Coca-Cola, Procter & Gamble и Target, составила список товаров, чувствительных к новым таможенным пошлинам.

В первую «группу риска» попадают сельскохозяйственные товары, импортируемые из стран Латинской Америки. В 2023 году США были крупнейшим импортером бананов в мире. 40% бананов поставляется в страну из Гватемалы, которую не обошли 10% пошлины. Еще хуже дела обстоят с кофе, который импортируется из Бразилии (тоже 10% тарифы), так как в последние годы из-за неурожая цены на зерна арабики и так бьют все рекорды.

Под удар также попадают специи: на Мадагаскар приходится более 75% импорта ванили в США, а пошлины на товары оттуда достигают 47%. Вслед за специями подорожают кондитерские изделия и выпечка, где используются специи. Рост цен не обойдет стороной и крупы: 90% овса, перерабатываемого для пищевой продукции, поставляется в Штаты из Канады.

Даже в случае глобальных изменений сельскохозяйственной системы США, в которых Ассоциация потребительских брендов сомневается, снятие негативного эффекта от таможенных пошлин займет годы.

Не лучшим образом будут обстоять дела в non-food сегменте. Туалетная бумага, подгузники, лосьоны и шампуни могут подорожать, так как производители будут закладывать в их цену возросшие издержки на древесину и бамбуковые волокна, целлюлозу, пальмовое масло и масло ши. Особенно сильно вырастут цены на пальмовое масло и продукты с его использованием, потому что основная доля импорта приходится на Индонезию, товары из которой обложены 32% пошлинами.

Прогноз Ассоциации потребительских брендов подтвердила крупнейшая в США сеть гипермаркетов Walmart, которая часто рассматривается как барометр здоровья американских потребителей из-за широкой сети торговых точек, охватывающей все штаты, и огромной клиентской базы.

Генеральный директор Walmart Дуг Макмиллан заявил, что только треть ассортимента сети производится и собирается в США, все остальные товары поставляются из стран, обложенных пошлинами.

Уже во II финансовом квартале 2025 года, в конце мая – начале июня, в магазинах Walmart подорожают бананы, авокадо, кофе и розы, поставляемые из Перу, Коста-Рики и Колумбии.

Фото: QualityHD/Shutterstock/Fotodom

Фото: QualityHD/Shutterstock/Fotodom

Важно отметить, что Walmart очень дорожит своей репутацией сети низких цен, что, в том числе, и объясняет его популярность в Штатах. Тот факт, что даже Walmart пришлось пойти на рост цен, говорит об очень серьезном кризисе на американском розничном рынке. Но сеть обещает сохранять ценовой разрыв со своими конкурентами даже себе в убыток.

Кстати, I квартал 2025 года американские ритейлеры встретили очень уверенно и достигли превышающего прогнозы 4,1% роста розничных продаж в годовом выражении. Тарифы стали для них настоящим шоком.

Отдельное внимание Макмиллан обратил на товары из Китая: новые тарифы, даже учитывая 90-дневное «перемирие», в первую очередь коснутся игрушек и электроники. 30% ставка сделает эти категории товаров одними из наиболее подорожавших.

Morgan Stanley рекомендует продавцам электроники и бытовой техники снизить свой годовой прогноз о прибыли на 33%, а фэшн-ритейлерам – на 35%.

Но на рынке игрушек вдруг появился выгодоприобретатель сложившейся ситуации. В то время как Hasbro предупреждает о потере 300 млн долл. из-за новых тарифов, а акции Mattel и Funko рекордно падают, бренд настольных игр Wizards of the Coast (известен по сериям Magic: The Gathering и Dungeons & Dragons) готовится к экспансии, ведь большинство его товаров производится в Северной Каролине, Техасе и Японии.

Фото: QualityHD/Shutterstock/Fotodom

Фото: QualityHD/Shutterstock/Fotodom

Общепит: рост рынка замедлится

Ситуацию на американском рынке общепита прогнозировать пока сложнее: ни один из крупных сетевых игроков еще не объявлял повышение цен, надеясь, по всей видимости, на перераспределение поставок. Но уже можно говорить о некоторых неизбежных последствиях пошлин.

Начнем с того, что Министерство сельского хозяйства США прогнозирует рост цен на еду в ресторанах и кафе на 3,8% к концу 2025 года.

Первым на кризис отреагировал лидер отрасли McDonald’s, анонсировав запуск «бюджетного меню». Из чего оно будет состоять и во сколько обойдется американцам – пока неизвестно.

В целом дела у McDonald’s идут неважно еще с начала 2025 года, до введения тарифов: продажи в США упали в I квартале на ощутимые 3,6%, а в мире – на 1%. Это крупнейшее квартальное падение для сети с пандемийного 2020 года.

McDonald’s закупает говядину для своих бургеров в Австралии, Бразилии, Аргентине и Парагвае – все товары из этих стран облагаются 10% пошлинами. С такой же ставкой на мясо придется иметь дело Burger King и Chipotle. Tim Hortons и Dunkin' Donuts тоже готовятся к 10% пошлинам, но в их случае – на кофе, поставляемое из Колумбии, Гватемалы и Бразилии. Subway придется раскошелиться на 25% за болгарский перец из Канады и овощи из Мексики. А Wendy's и вовсе столкнется с 32% тарифами на пальмовое масло из Индонезии.

В целом общепиту проще менять поставщиков без урона потребительскому опыту, в отличие от крупных торговых сетей, поэтому таможенные пошлины на секторе скажутся в меньшей степени. Хотя Morgan Stanley Research все равно снизил свой прогноз роста рынка общепита на 2025 год с 4,8 до 4,1%.

Потребители откладывают крупные покупки и переходят в режим экономии

А что о тарифах думают простые американские семьи? Последние данные о потребительских настроениях показывают:

  • 83% потребителей знают о новых или предлагаемых тарифах.
  • 80% обеспокоены влиянием на их финансы.
  • 76% ожидают изменения своих покупательских привычек.
  • 64% обеспокоены ростом цен на товары повседневного спроса.
  • 41% планируют воспользоваться распродажами или купонами, чтобы компенсировать рост цен.

Первым делом все ринулись в автосалоны, так как пошлины на автомобили и их комплектующие из других стран составляют 25%.

Импортное авто для американцев стало дороже в среднем на 6 тыс. долл., а отечественное – на 3600 долл. (учитывая зарубежные детали). В дополнение к этому надо прибавить еще 300–500 долл. из-за ставок на сталь и алюминий.

По версии главного в США поставщика услуг и технологий для автомобильной промышленности Cox Automotive, продажи авто в марте выросли в сравнении с аналогичным периодом 2024 года на 22%, причем с учетом сезонных колебаний. Автосалоны располагают «беспошлинными» запасами всего на 1–2 месяца.

Ритейлеры также зафиксировали резкий скачок продаж iPhone: американцы раньше обычного заменяют старые смартфоны и гаджеты на новые в ожидании скорого роста цен. Порядка 90% заводов Apple располагаются в Китае, и если компания прямо сейчас совершит поспешный перевод хотя бы 10% производств в США, это обойдется ей в 30 млрд долл. Аналитики уже оценивают рост цен на новые iPhone в результате пошлин и смены поставщиков в 79%.

Фото: Hryshchyshen Serhii/Shutterstock/Fotodom

Фото: Hryshchyshen Serhii/Shutterstock/Fotodom

В то же время Стив Зурек из NielsenIQ считает, что американские потребители успели выработать «менталитет экономии» за годы пандемии и высокой инфляции.

35% опрошенных исследовательской компанией потребителей заявили, что из-за введенных пошлин планируют отложить крупные покупки, например, дома, автомобиля, бытовой техники или мебели.

Еще одним тревожным звоночком охлаждения рынка стало рекордное с 2009 года падение продаж жилья – то есть по настроениям американцы вернулись в годы мирового финансового кризиса.

Ситуация за пределами США

Не для всех производителей по ту сторону океана очевидна стратегия соразмерного пошлинам повышения цен на поставляемую в США продукцию. Так, например, немецкий обувной бренд Birkenstock и датский ювелирный дом Pandora рассматривают возможность распределения стоимости американских тарифов за счет повышения цен на всех рынках. Так бренды планируют избежать крупных скачков цен на свои товары в США, чтобы не нанести вред продажам на до сих пор перспективном американском рынке.

«Возможно, компании, работающей только в США, придется поднять цены (в США. – Прим. автора) на 12%. Но вы, как глобальная компания, повышаете цены на 8%, потому что вы можете играть с ценообразованием на других рынках», – объяснил Джейсон Миллер, профессор кафедры управления цепочками поставок Мичиганского государственного университета.

Но есть бренды, которые принципиально отказываются перекладывать бремя американских тарифов на европейских и азиатских потребителей. Среди них, например, Adidas. Это касается и большинства китайских производителей, которые готовы перераспределять торговые потоки с США на Европу. Так, Мартино Пессина, генеральный директор немецкого фэшн-ритейлера Takko Fashion, насчитывающего около 2 тыс. магазинов в 17 странах Европы, заявил о снижении цен со стороны китайских поставщиков за счет удешевления логистики (в сравнении с США) и необходимости сбыть уже произведенный товар.

Благодаря мерам государственной поддержки объем промышленного производства в Китае в апреле вырос на 6,1%, что выше прогноза в 5,5% при 7,7% роста в марте. Стратегия китайского руководства сводится к поддержанию внутреннего рынка и перераспределению цепочек поставок с США на Европу и другие регионы. Вероятно, до окончания 90-дневного «перемирия» эта стратегия будет работать, но что будет после 10 августа 2025 года – неизвестно. В случае возвращения 145% ставок КНР придется отказываться от американского рынка, что неизбежно скажется на внутреннем производстве и возросших ценах на китайскую продукцию в оставшемся мире, включая Россию.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Александр Умаров, «Дринкит»: «Хотим открыть к 2028 году 3 тыс. кофеен и покорить международный рынок»

Средняя выручка кофеен сети вдвое превышает средний показатель по рынку.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами