Почитайте две другие статьи о борьбе трех крупнейших e-com-игроков в Китае
Meituan: как сервис доставки еды противостоит гигантам китайского e-commerce
Как китайский маркетплейс JD объявил войну сервисам доставки еды
Реклама на retail.ru
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Завершаем серию статей о войне китайских онлайн-ритейлеров рассказом про Alibaba. Маркетплейс, познакомивший, без преувеличения весь мир с электронной коммерцией по-китайски, переживает не лучшие времена. Уже не первый год по объёму продаж его обгоняет другой гигант JD, и даже новичок в нише Pinduoduo в моменте добивается большего числа активных пользователей. Когда весной 2025 год между JD и Meituan только разгоралось противостояние за рынок доставки еды, Alibaba со своим сервисом Ele.me казался аутсайдером, однозначно уступающим конкурентам. Но летом стало понятно, что маркетплейс подготовился к этой битве заранее и всерьез взялся за интеграцию доставки еды через сторонние каналы. А в сентябре он и вовсе вынул из рукава свой главный козырь — интерактивную карту с отзывами на рестораны, на базе которой, похоже, будет строиться его суперапп.

Битве гигантов e-commerce 2025 года предшествовала важная перестановка в руководстве Alibaba, значительно повлиявшая на текущую стратегию компании. Цзян Фань (蒋凡) возглавил новосозданное подразделение Alibaba E-commerce Business Group (阿里巴巴电商事业群), которое объединило маркетплейсы Taobao (淘宝) и Tmall, ресейл-платформу Xianyu (闲鱼), площадку для оптовых закупок 1688, сервис доставки продуктов Taocaicai (淘菜菜) и зарубежный отдел.
Амбициозный менеджер пришёл в компанию в 2013 г. Сначала он занимался развитием мобильного приложения и живых трансляций, на которых стримеры продают товары, и преуспел в этом. За это в 2019 г. Цзян Фаню доверили управление Taobao и Tmall, однако спустя всего год он был подвергнут дисциплинарному взысканию, понижен в должности и лишён статуса партнера компании из-за подозрения во внебрачной связи с клиенткой.
Цзян Фаня перевели в заграничный отдел цифровых продаж, который тот возглавил в 2022 г. Под руководством опального менеджера отдел добился заметных результатов, став самым быстрорастущим бизнесом компании. Если по итогам 2024 г. Taotian Group (淘天集团; на тот момент основное подразделение Alibaba) выросло всего на 5%, то Alibaba International Digital Commerce Group — на целых 46%.
На самом верху поняли, что такой талант нельзя расходовать на второстепенное направление, и забыли о грехах Цзян Фаня, вернув его в ноябре 2024 г. на должность генерального директора ключевого подразделения, но уже под новой вывеской Alibaba E-commerce Business Group. И как угадали, ведь уже через несколько месяцев компания должна будет определиться с ответом на запуск JD Takeout, о котором шла речь в статье, и экспансию Meituan на территорию традиционного e-commerce, чему посвящена еще одна недавняя статья.
Запуская свой сервис доставки еды из ресторанов JD, как полагается, сорил многомиллиардными субсидиями для привлечения потребителей. У Alibaba и Meituan не оставалось другого выбора, кроме как ответить новому конкуренту зеркально. Постепенно общая волна субсидий перевалила за несколько сотен миллиардов юаней, достигнув своего пика к середине лета. Один только Alibaba анонсировал раунд в целых 50 млрд юаней ($7 млрд), и не остановился на этой сумме. Но не для игры финансовыми мышцами Цзян Фаню дали бразды правления над компанией.
30 апреля 2025 года Alibaba запустил Taobao Flash Shopping (淘宝闪购) — приложение, объединяющее экспресс-доставку всех категорий товаров, от одежды и электроники до еды и продуктов.
Оно базируется на логистических мощностях основного маркетплейса компании Taobao и работает параллельно с сервисом доставки еды Ele.me (饿了么), который Alibaba поглотил еще в 2018 г.
Уже в августе, всего за четыре месяца работы, Taobao Flash Shopping добился пика в 120 млн ежедневных заказов (при среднем объеме в 80 млн заказов). А 4 ноября Alibaba вовсе решил отказался от бренда Ele.me, полностью интегрировав его в Taobao Flash Shopping.
В единый сервис доставки также добавили основанное Alibaba приложение Fliggy (飞猪) для покупки авиа- и ж/д билетов и бронирования отелей.
Аналогичным функционалом в рамках одного приложения, внедренным задолго до войны e-com гигантов, может похвастаться Meituan, на чьё поле таким образом ступил Alibaba. Однако у Meituan было одно очень важное, если не решающее, преимущество — это онлайн-карта Dianping (大众点评), объединяющая все сервисы компании и включающая в себя систему оценок и рейтингов кафе, ресторанов и других локаций. Именно этой интерактивной карты и не хватало Alibaba, чтобы приблизиться к созданию полноценного супераппа.
Суперапп — приложение, включающее в себя как можно больше функций и сервисов, которые покрывают самые различные потребности своих пользователей, — не новинка для Китая. Наибольших успехов на этом поприще добился главный оппонент Alibaba в финтех-бизнесе Tencent. Речь идет о его приложении WeChat (微信) — самом популярном в Китае мессенджере с более чем 1 млрд пользователей, которое предоставляет функции соцсети, платежного инструмента (которому мы однажды посвящали большой обзор), а также объединяет сотни мини-приложений для заказа такси, еды (от Meituan) и продуктов, бронирования отелей и покупки товаров из всевозможных магазинов. К слову, Tencent уже много лет активно поддерживает Meituan, что делает его противостояние с Alibaba еще более фундаментальным.
Свой суперапп Alibaba решил строить по другому принципу, опираясь не на стартовое окно с мессенджерами и мини-приложениями, подобно WeChat, а на интерактивную карту как «отправную точку» пользовательского опыта.
В портфеле компании с 2014 г. находится картографическое приложение Gaode Maps (高德地图), однако для супераппа требовалось его масштабное обновление с интеграцией всех сервисов Alibaba — от маркетплейса и экспресс-доставки до живых отзывов и собственного платежного инструмента Alipay.
С учетом этих целей 10 сентября произошел запуск Gaode Street View Ranking (高德扫街榜) — первой, как заявляют в Alibaba, системы рейтингов улиц, основанной на данных навигации пользователей и их реальном поведения в офлайн-точках. Оставить свой отзыв и оценку пока можно только на заведения общепита, гостиницы и туристические достопримечательности. На начальном этапе, который до сих пор продолжается, Gaode Street View Ranking не интегрирован с сервисами доставки, но очевидно, что для этого он и создавался и формирование такой экосистемы в рамках картографической навигации не за горами.
В первый день Gaode Street View Ranking воспользовались 40 млн пользователей, в то время как среднесуточная активная база его главного конкурента Dianping составляет 32 млн человек. Приложение охватило 300 городов Китая, 870 тыс. заведений общепита, 230 тыс. отелей и 50 тыс. достопримечательностей.
Alibaba гарантирует, что система рейтинга, регулируемая искусственным интеллектом, исключает проплаченные отзывы, и голосовать за любые места можно только «ногами». Особое внимание Gaode Street View Ranking уделяет активности постоянных клиентов, которые и формируют рейтинг заведений. При этом в компании настаивают, что Gaode Street View Ranking никогда не будет преследовать коммерческие цели, пытаясь убедить пользователей в абсолютной правдивости их системы оценок и отзывов.
Забавно, что в ответ на это Meituan тоже заявил об отказе от коммерческих целей при формировании рейтингов в Dianping. Кроме того, свою версию Gaode Street View Ranking запустил картографический сервис Baidu Map (百度地图). Анонс Alibaba напомнил эффект от запуска JD Takeout в начале этого года, когда все игроки засуетились в попытке представить альтернативы и выдавить нового конкурента. Однако у самого JD такой интерактивной карты нет, по крайней мере пока что.
В то же время китайские аналитики более сдержанно встретили запуск Gaode Street View Ranking. Рейтинги — это всего лишь инструмент привлечения трафика. Истинная конкурентоспособность таких сервисов заключается в способности поддерживать регулярные продажи офлайн-точек (взамен на что они будут готовы принимать от площадки скидки, привлекающие клиентов), сохраняя при этом баланс между доверием пользователей, управлением продавцами и монетизацией платформы. Всё это не достигается громких стартом, а требует длительной работы с пользователями и продавцами. Dianping, конечно, пострадает от перетока трафика в Gaode Street View Ranking, однако в среднесрочной перспективе сервис сохранит своё доминирующее место на рынке, так как он выстраивает эти связи с местными сообществами уже больше 10 лет.
Но это никак не отменяет важность интерактивных карт и супераппов в будущем китайского потребления.
Скорее всего вместе с ресторанами и отелями такие карты начнут ранжировать и магазины, что только усилит взаимосвязь офлайн- и онлайн-каналов.
На данный момент понятно одно: Alibaba обозначил главный тренд на ближайшие месяцы. Не станут ли JD, Meituan и JD страшно похожи друг на друга в кульминации их противостояния? И кто всё же одержит верх? Пока складывается впечатление, что из-за огромных трат (только Alibaba потерял 21% прибыли или 10 млрд юаней за последний квартал) и войны на истощение проиграют все, за исключением разве что потребителей.

Компания добилась роста LFL-трафика в гипермаркеты на 1,8% в результате трансформации бизнес-процессов, ценообразования и ассортимента.