Крупные мировые ритейлеры
15 апреля 2003, 00:00 8179 просмотров

Экономический обзор потребительского рынка в 2002 году

© Грегори Тейн, Президент, IRG, Александр Уточкин, Аналитик, IRG, декабрь 2002

В 2002 году потребительский рынок был наиболее динамичным сектором российской экономики с темпами роста в 13-15% в долларовом выражении, в то же время значительная часть рынка по-прежнему находится в тени.

Резюме

Российский потребительский рынок растет на 13-15%в год в долларовом выражении, при этом его объем составит $250-270 миллиардов в 2002 году. Уровень расходов на душу населения в России сопоставим со странами Восточной   Европы. Менее 25%индивидуальных доходов облагались подоходным налогом в 2001 году. Налоговая нагрузка на компании потребительского рынка в 3-4 раза меньше,чем на нефтяные компании. Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост,государство должно вывести по требительский рынок из тени.

Введение

Россия сегодня является одним из наиболее динамич но развивающихся рынков, привлекая внимание инвесто ров и специалистов. За последние 4 года мы стали свидетелями значительного прогресса во многих сферах жизни российского общества,включая политику, экономику и благосостояние населения. В то же время существует целый ряд нерешенных проблем, сдерживающих развитие российской экономики, которые могут быть решены только совместными усилиями государства и бизнес — сообщества. Одной из таких проблем мы считаем отсутствие объективной и полной информации о российской экономической системе, ее реальном масштабе и темпах роста. Все экономические исследования и прогнозы,а также важнейшие решения, принимаемые государством и бизнесом, базируются на официальных статистических данных. Практически все эксперты согласны с тем, что эти данные не в полной мере соответствуют истинному положению вещей в экономике,однако,они продолжают использовать их, считая возможные расхождения несущественными.

Российский потребительский рынок

Мы не можем согласиться с тем, что расхождения между реальностью и цифрами Госкомстата несущественны! В нашем предыдущем Экономическом Обзоре (Сентябрь 2002) IRG сделала достаточно сенсационный вывод о том, что потребительские расходы россиян в 2001 году составили более 240 миллиардов долларов,что на 80% больше, чем в отчетах Госкомстата. Эти данные были получены на основе прямого сопоставления экспертных  ценок различных сегментов потребительского рынка с официальными данными.Во всех рассмотренных сегментах разница между «реальными» и госкомстатовскими цифрами была очень значительна; так, в сегментах алкоголя и табака она доходила до 4-5 раз!

ОЦЕНКА СЕГМЕНТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В 2001, IRG VS.ГОСКОМСТАТ.

  Госкомстат, IRG, млрд.долл. IRG, млрд.долл.
Табачные изделия

1.46 млрд.долл.

1.1%общих расходов

5-6 млрд.долл.
Алкоголь

3.2 млрд.долл.

2.4%общих расходов

15-16 млрд.долл.
Фармацевтика, косметика и парфюмерия

5.2 млрд.долл.

3.9%общих расходов

7-8 млрд.долл.
Транспортные средства

3.6 млрд.долл.

4.8%общих расходов

8-9 млрд.долл.
Бытовая техника, электроника

4.2 млрд.долл.

3.2%общих расходов

7-8 млрд.долл.
Услуги связи

1.6 млрд.долл. 1.2%общих расходов

3.5-4 млрд.долл.
Все потребительские услуги (кроме коммунальных)

11 млрд.долл.

8.3%общих расходов

45-50 млрд.долл.
Все оцененные сегменты

30.3 млрд.долл

22.5%общих расходов

85-90 млрд.долл.

Источник: оценки IRG, информация компаний, бизнес-издания,отраслевые ассоциации и эксперты, инвестиционные фонды и т.д.

По материалам нашего сентябрьского отчета вышлонесколько публикаций в ведущих бизнес-изданиях. Мы рады тому, что несколько известных экспертов и журналистов подтвердили правильность результатов нашего исследования по оценке стоимости российского потребительского рынка. В частности, мы получили  бедительное доказательство наше правоты в публикации журнала «Эксперт», основанной на результатах  исследования среднего класса.»Наши данные (данные журнала) позволяют признать верхнюю оценку — в 220-250 млрд долларов — верной,» — написал в своей статье Игорь Березин,   Президент Российской Гильдии маркетологов и постоянный автор журнала «Эксперт». Большинство отраслевых аналитиков согласились с нашими цифрами по отдельным сегментам потребительского рынка; в некоторых случая наши оценки были даже признаны несколько заниженными.

Разумеется, мы получили и много критичных отзывов; например, от руководителя Госкомстата, который сказал буквально,что «если полагаться на их (IRG) выводы, нужно пересматривать всю систему экономических показателей, включая объем ВВП и денежной массы». Многие независимые эксперты заявили, что они склонны больше верить Госкомстату, чем нам, при этом не приводя никаких аргументов в пользу своей позиции и каких-либо замечаний по методологии исследования IRG.

Мы продолжаем настаивать на правильности наших результатов и методики. Российский потребительский рынок на 80 — 100% больше, чем говорит официальная статистика! Только приняв эту предпосылку,можно объяснить со временные процессы и тенденции на потребительском рынке и в экономике России в целом. Мы хотели бы, что бы наши читатели в полной мере восприняли этот важнейший тезис, поскольку на его основе мы будем строить все дальнейшие рассуждения и выводы в этом отчете.

Потребительский рынок vs. экспорт: что движет ростом экономики?

Один из важнейших выводов,который мы пытаемся донести до наших читателей,состоит в том, что потребительский рынок играет гораздо более важную роль в экономике России, чем это предполагается большинством экспертов. Будучи самым крупным и динамичным сегментом экономики, он незаслуженно обижен вниманием экономистов,которые предпочитают обсуждать мировые цены на нефть,курс рубля и «происки олигархов».

Более того,в последних публикациях в прессе все чаще прослеживается все та же избитая идея о том, что экономический рост замедляется и в настоящее время единственным источником роста являются экспортноориентированные отрасли. Возможно, базируясь на данных официальной статистики действительно можно прийти к такому выводу,но мы можем опровергнуть это утверждение, используя очень простые аргументы.

Прежде всего, называя рост экспорта единственным источником экономического роста в России, эксперты забывают, что в последние два года номинальный объем экспорта (в долларах) сокращался. Согласно данным Центробанка, в 2001 году общий объем экспорта товаров снизился на $3,9 миллиардов, а в этом году его объем должен стабилизироваться в пределах $100-105 миллиардов. В то же время рост потребительского рынка составляет не менее 6-8% в реальных показателях или 13-15% в долларах. Беря за основу оценку в $240 миллиардов в 2001, мы получаем ежегодный прирост потребительского рынка не менее чем на $30-$35 миллиардов в год.

Конечно, некоторая доля прироста потребительского рынка приходится на импортные поставки. Однако, даже приняв во внимание серый импорт, общий объем импорта потребительских товаров не превышает $35-40 миллиардов долларов в год, и поэтому вклад импорта в общий рост потребительского рынка очень ограничен (не более $10 миллиардов в год). К тому же, согласно данным Центробанка и Таможенного Комитета, рост импорта в 2002 году будет меньше, чем в 2001, а в некоторых сегментах (продукты питания, сельскохозяйственная продукция, упаковочные материалы, топливо) импорт сокращается.

Рассматривая вклад отдельных компонентов в рост ВВП (в долларах),мы получили следующие результаты:

 — Экспорт имеет отрицательный или несущественный вклад;

- Вычтя рост импорта из общего роста потребительского рынка,мы видим,что вклад отечественных потребительских компаний в рост ВВП составляет $25-28 миллиардов.

Поэтому, анализируя «долларовую экономику», не будет преувеличением сказать, что отечественный бизнес, ори ентированный на потребительский рынок, является основной движущей силой роста российского ВВП. Конечно, мы не отрицаем важность реальных показате лей и очевидный факт, что многие экспортные отрасли демонстрируют высокие темпы роста в реальных терминах. Однако, мы имеем все основания утверждать, что рост компаний потребительского рынка в гораздо большей степени скрыт от официальной статистики в отличие от роста экспорта:

- Во-первых, Госкомстат исторически лучше отслеживает работу промышленных предприятий в отличие от компаний, занятых в торговле и сфере услуг. Добавленная стоимость или торговая наценка, создаваемая оптовыми и розничными торговыми компаниями составляет до 50% от цены производителя потребительских товаров; розничный рынок является одним из наиболее динамичных, но его динамика и вклад в прирост ВВП также недооценены.

- Во-вторых, Госкомстат получает больше информации о крупных компаниях,нежели о малых и средних. На потребительском рынке уровень концентрации значительно ниже, чем в той же нефтяной отрасли или металлургии. В частности, речь идет о небольших компаниях и индивидуальных предпринимателях, которые сконцентрированы именно в розничной торговле и секторе услуг.

Кроме того, и многие крупные промышленные предприятия не склонны делиться с Госкомстатом своими финансовыми и производственными показателями, хотя бы потому что не имеют никаких стимулов для этого. IRG часто сталкивается с этой проблемой при проведении отраслевых исследований: о многих компаний — лидеров в своих сегментах невозможно получить данные из официальных источников, и это означает, что данные компании находятся вне поля зрения национальной статистики. Таким образом, когда российские экономисты пытаются угадать темп роста ВВП, объявляемый Правительством в январе каждого года, на самом деле, они имеют в виду рост очень ограниченного числа отечественных предприятий (в первую очередь, крупных и средних промышленных компаний, которые показали свою отчетность государственным статистикам).

Мы считаем,что компании потребительского рынка в наибольшей степени недооценены с точки зрения их доли в экономике и вклада в рост ВВП.

По наше оценке, рост потребительского сектора российской экономики, включающего отечественных производителей потребительских товаров и услуг, оптовых дистрибьюторов, предприятия розничной торговли и общественного питания, составляет 6-8% в реальном выражении и 13-15% в долларах.

Вдогонку за Португалией

Одной из горячих тем,обсуждаемых экономическим сообществом в этом году,стал вопрос о том, когда Россия сможет достигнуть уровня развития экономики Португалии (по уровню доходов на душу населения). С одной стороны, подобное сравнение достаточно субъективно, поскольку эти экономические системы серьезно отличаются размером, структурой и всей своей историей. Однако, мы считаем, что полезно сравнить размер душевых потребительских расходов в России и Португалии, чтобы на этой основе сделать вывод об относительной привлекательности российского потребительского рынка. В приводимой ниже таблице представлены данные о потребительских расходах в 2001 году в трех странах: России, Португалии и Чехии.

СРАВНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, 2001.

  Россия Португалия Чехия
Общие потребительские расходы,$млрд. $240,0 $75,6 $29,1
Население,млн. 144,0 10,08 10,25
Расходы на душу населения,$ $1660 $7500 $2840
Доля расходов на коммунальные платежи, аренду, выплаты по долгам и проч.обязательные платежи,% 10-12% 40% 36.5%
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ $1470 $4500 $1800
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ (рассчитано по паритету покупательной способности (ППП) $5900 $6100 $4510
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ (рассчитано по индексу BigMac) $2980 $4720 $2700

 

1. ОБЩИЕ РАСХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ: При сопоставлении размера потребительских расходов (в номинальных долларах) Россия проигрывает Чехии 1,7 раз и Португалии — 4,5 раз. При сохранении текущих темпов роста (13 — 15% в год в долларах) душевое потребление россиян сравняется с текущим уровнем Португалии через 10 — 11 лет и Чехии -через 3-4 года.

2. РАСХОДЫ ЗА ВЫЧЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: Россияне тратят гораздо меньшую долю располагаемых средств на различные «обязательные платежи», как то оплата коммунальных услуг и аренды жилья, выплаты по потребительским кредитам и ипотеке, полисы обязательного страхования и проч. Вычтя все подобные траты из общего объема расходов граждан, мы приходим к выводу, что россияне тратят на «рыночные» товары и услуги всего на 30% меньше, чем их чешские коллеги.

3. СРАВНЕНИЕ ПО ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ (ППС) И ИНДЕКСУ BIGMAC : Сравнения по ППП дали более чем сенсационные результаты: Россия практически догнала Португалию по объему потребления на душу населения. Мы несклонны преувеличивать значение полученного результата, поскольку индекс ППП достаточно субъективен. Тем не менее, это общепринятый метод международных сопоставлений и полученные с его помощью цифры всетаки свидетельствуют о реальном благосостоянии российских граждан. На основе индекса BigMac были получены менее сенсационные выводы; Россия опережает Чехию на $200-300, но пока отстает от Португалии на 37%.

Цель подобных расчетов -показать,что российский потребительский рынок достоин более пристального внимания со стороны иностранных инвесторов! По валовому обороту рынка мы превосходим любую восточноевропейскую страну в 8-10 раз; что касается душевых показате лей, мы не намного отстаем от той же Чехии и Польши, особенно учитывая высокую долю расходов на коммунальные услуги и обязательные платежи в этих странах. Конечно, российские потребители пока значительно беднее жителей развитых стран, но российский рынок растет очень быстро, в то время как мировая экономика переживает не лучшие времена!

Теневая экономика

У читателей отчетов IRG может сложиться впечатление, что мы чересчур оптимистичны в своих утверждениях и склонны приукрашивать экономическое положение России. Мы считаем себя реалистами и уверены, что наши оценки наиболее точно описывают происходящее в российской экономике; более того, мы стараемся быть как можно более консервативными в своих суждениях. Мы видим серьезные проблемы и противоречия в сложившейся экономической системе, которые являются угрозой ее устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Однако, по нашему мнению, внимание экспертов, прессы и государства сосредоточено не на тех проблемах, которые являются наиболее важными. Из замечательного факта о большей реальной стоимости российского потребительского рынка следуют несколько выводов, которые никак нельзя назвать оптимистичными:

1. Даже если мы и не уступаем по уровню благосостояния странам Восточной Европы, мы вчистую проигрываем им в эффективности и прозрачности экономики. Значительная часть российского потребительского рынка представляет собой «теневую экономику» и это является главным препятствием его развитию и росту. Быть в тени означает не только быть вне поля зрения госкомстатовской статистики; это также подразумевает, что в этом секторе не действуют государственные законы и правила свободной рыночной конкуренции. Избыточные административные барье ры и коррупция увеличивают издержки компаний и таким образом ведут к снижению эффективности бизнеса. К сожалению,в нашей стране победителем в конкурентной борьбе зачастую становится не та компания, у которой лучшая система менеджмента или маркетинга, а та, у которой есть налаженные взаимоотношения с местными властями или опытный финансовый менеджер, преуспевший в «налоговом планировании».

2. Приведем некоторые факты.В 2001 году общая сумма подоходного налога,собранного в бюджет,составила $8,75 миллиардов. При текущей ставке подоходного налога в 13% (самой низкой в Европе), налоговая база для подоходного налога составила около $67 миллиардов, тогда как общий индивидуальный доход, по оценке IRG, составил не менее $260 миллиардов в 2001 году. Это означает, что менее 25%доходов россиян облагаются налогом!! Другими словами, большая часть личных доходов находится в тени, то есть скрыта и от налоговой инспекции, и от государственной статистики. Некоторое улучшение в этой сфере происходит: за первые 10 месяцев 2002 года сбор подоходного налога увеличился на 40% в сравнении с предыдущим годом, что значительно превосходит рост доходов граждан. Однако, даже при таких темпах роста теневые доходы будут доминировать в российской экономике в течение многих лет.

3. Большая часть налогового бремени приходится на крупнейшие российские компании (так называемых олигархов), которые сконцентрированы преимущественно в экспортно-ориентированной промышленности .Эти компании и бизнесмены по сути являются лучшими налогоплательщиками в России, в то время, как их больше всего подвергают критике политики и пресса. По данным отчета Института финансовых исследований, общие отчисления в бюджет отечественных нефтяных компаний составили $14 миллиардов в 2001 году (около 20% от совокупных доходов консолидированного бюджета). Общий оборот нефтяных компаний составил около $50 миллиардов в 2001; таким образом, налоговая нагрузка (коэффициент налоги/прода- жи) на нефтяные компании равнялась 28%.

4. Анализ налоговой нагрузки на компании потребительского рынка показывает, что вклад этих компаний в бюджет является более чем скромным,   учитывая их обороты и долю в ВВП. Так, все отечественные торговые компании, включая дистрибьюторов и розничных продавцов потребительских товаров перечислили всего около $6 миллиардов (9%) налогов в бюджет в 2001 году. По нашим подсчетам, торговая наценка на потребительские товары составляет более 40% от цены производителя (по некоторым товарам наценка может составлять 200-300%). Из этого следует, что добавленная стоимость, созданная предприятиями оптовой и розничной торговли (потребительскими товарами) составила как минимум $70-80 миллиардов в 2001 году. Таким образом, очевидно, что налоговая нагрузка на компании потребительского рынка в 3-4 раза меньше, чем на нефтяные компании.

5. Не платя официальные налоги, компании потребительского рынка тратят значительные средства на взятки и подарки чиновникам. По данным исследования рынка коррупционных услуг, проведенного фондом «Индем», совокупные расходы российского бизнеса на коррупционные услуги составляют 33,5 миллиардов долларов в год, что эквивалентно примерно половине российского бюджета!

Естественно, любая оценка коррупционного рынка всегда будет достаточно субъективной просто потому, что респонденты вряд ли расскажут всю правду о том, как и в каком размере они преступили закон. Тем не менее, данное исследование дает представление о масштабах коррупции в России. Некоторые эксперты, комментировавшие результаты исследования, сошлись во мнении, что оно в большей степени отражает положение дел в малом и среднем бизнесе (согласно наше логике, на потребительском рынке). Взятка — это не просто эквивалент налога, который предприятие платит в карман чиновника, вместо кармана государства; взятки и коррупция приводят к серьезным диспропорциям в экономике, поскольку одни компании получают конкурентное преимущество перед другими, заплатив взятку нужному чиновнику! Еще один вывод из исследования коррупционного рынка: нелегальные доходы чиновников формируют не менее 15-20% общих доходов россиян!

Все эти факты выглядят обескураживающими, особенно для иностранного инвестора, который, возможно, предпочтет остаться в стороне от «нецивилизованного» российского рынка, даже несмотря на его огромный потенциал. К сожалению, коррупция и теневая экономика широко распространены во всех сегментах отечественного рынка, и аналитики даже не могут себе полностью представить масштабы «теневизации» российской экономики. В то же время, в секторе российской «олигархии» (крупнейших промышленных компаний) уровень коррупции и уклонения от налогов все же гораздо ниже, чем в целом в экономике, и крупные компании хоть и медленно, но все-таки эволюционируют в направлении прозрачности и более-менее цивилизованного лоббирования своих интересов. Наилучшим примером подобной «эволюции» может служить «Юкос».

 

Мы ни в коей мере не пытаемся быть адвокатами крупного бизнеса, поскольку и этот сектор в своем нынешнем виде далек от совершенства. В то же время,повторимся, что именно крупнейшие компании составляют основу доходной части российского бюджета. А поскольку большинство российских «голубых фишек» сосредоточено в экспортных секторах и их доходы, прибыли и налоговые отчисления зависят от динамики мировых цен на ресурсы, макроэкономическая стабильность России находится под угрозой в долгосрочной перспективе. Основная идея этого отчета адресована людям, занятым разработкой государственной экономической политики. Наиболее важной проблемой и барьером экономического роста в России, основным фактором риска в российской экономике, препятствующим иностранным инвестициям, является огромная доля теневой экономики и коррупции, особенно в сегменте потребительского рынка!

Вклад компаний потребительского рынка в бюджет явно не соответствует их доле в общем выпуске, возможно, потому что они платят значительные суммы не в казну, а в карман чиновнику. Конечно, достаточно трудно дать конкретные рекомендации по выводу экономики из тени кроме общих слов о более эффективном законодательстве, административной реформе и снижении административных барьеров. Можно отметить лишь, что сугубо карательные методы только усугубят ситуацию и приведут к большей коррупции. Теневую экономику нельзя уничтожить, нужно создать такую систему стимулов, при которой бизнесу, потребителям и чиновникам будет выгодно выйти из теневого сектора.

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Экономический обзор потребительского рынка в 2002 году

© Грегори Тейн, Президент, IRG, Александр Уточкин, Аналитик, IRG, декабрь 2002

В 2002 году потребительский рынок был наиболее динамичным сектором российской экономики с темпами роста в 13-15% в долларовом выражении, в то же время значительная часть рынка по-прежнему находится в тени.

Резюме

Российский потребительский рынок растет на 13-15%в год в долларовом выражении, при этом его объем составит $250-270 миллиардов в 2002 году. Уровень расходов на душу населения в России сопоставим со странами Восточной   Европы. Менее 25%индивидуальных доходов облагались подоходным налогом в 2001 году. Налоговая нагрузка на компании потребительского рынка в 3-4 раза меньше,чем на нефтяные компании. Чтобы обеспечить устойчивый экономический рост,государство должно вывести по требительский рынок из тени.

Введение

Россия сегодня является одним из наиболее динамич но развивающихся рынков, привлекая внимание инвесто ров и специалистов. За последние 4 года мы стали свидетелями значительного прогресса во многих сферах жизни российского общества,включая политику, экономику и благосостояние населения. В то же время существует целый ряд нерешенных проблем, сдерживающих развитие российской экономики, которые могут быть решены только совместными усилиями государства и бизнес — сообщества. Одной из таких проблем мы считаем отсутствие объективной и полной информации о российской экономической системе, ее реальном масштабе и темпах роста. Все экономические исследования и прогнозы,а также важнейшие решения, принимаемые государством и бизнесом, базируются на официальных статистических данных. Практически все эксперты согласны с тем, что эти данные не в полной мере соответствуют истинному положению вещей в экономике,однако,они продолжают использовать их, считая возможные расхождения несущественными.

Российский потребительский рынок

Мы не можем согласиться с тем, что расхождения между реальностью и цифрами Госкомстата несущественны! В нашем предыдущем Экономическом Обзоре (Сентябрь 2002) IRG сделала достаточно сенсационный вывод о том, что потребительские расходы россиян в 2001 году составили более 240 миллиардов долларов,что на 80% больше, чем в отчетах Госкомстата. Эти данные были получены на основе прямого сопоставления экспертных  ценок различных сегментов потребительского рынка с официальными данными.Во всех рассмотренных сегментах разница между «реальными» и госкомстатовскими цифрами была очень значительна; так, в сегментах алкоголя и табака она доходила до 4-5 раз!

ОЦЕНКА СЕГМЕНТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В 2001, IRG VS.ГОСКОМСТАТ.

  Госкомстат, IRG, млрд.долл. IRG, млрд.долл.
Табачные изделия

1.46 млрд.долл.

1.1%общих расходов

5-6 млрд.долл.
Алкоголь

3.2 млрд.долл.

2.4%общих расходов

15-16 млрд.долл.
Фармацевтика, косметика и парфюмерия

5.2 млрд.долл.

3.9%общих расходов

7-8 млрд.долл.
Транспортные средства

3.6 млрд.долл.

4.8%общих расходов

8-9 млрд.долл.
Бытовая техника, электроника

4.2 млрд.долл.

3.2%общих расходов

7-8 млрд.долл.
Услуги связи

1.6 млрд.долл. 1.2%общих расходов

3.5-4 млрд.долл.
Все потребительские услуги (кроме коммунальных)

11 млрд.долл.

8.3%общих расходов

45-50 млрд.долл.
Все оцененные сегменты

30.3 млрд.долл

22.5%общих расходов

85-90 млрд.долл.

Источник: оценки IRG, информация компаний, бизнес-издания,отраслевые ассоциации и эксперты, инвестиционные фонды и т.д.

По материалам нашего сентябрьского отчета вышлонесколько публикаций в ведущих бизнес-изданиях. Мы рады тому, что несколько известных экспертов и журналистов подтвердили правильность результатов нашего исследования по оценке стоимости российского потребительского рынка. В частности, мы получили  бедительное доказательство наше правоты в публикации журнала «Эксперт», основанной на результатах  исследования среднего класса.»Наши данные (данные журнала) позволяют признать верхнюю оценку — в 220-250 млрд долларов — верной,» — написал в своей статье Игорь Березин,   Президент Российской Гильдии маркетологов и постоянный автор журнала «Эксперт». Большинство отраслевых аналитиков согласились с нашими цифрами по отдельным сегментам потребительского рынка; в некоторых случая наши оценки были даже признаны несколько заниженными.

Разумеется, мы получили и много критичных отзывов; например, от руководителя Госкомстата, который сказал буквально,что «если полагаться на их (IRG) выводы, нужно пересматривать всю систему экономических показателей, включая объем ВВП и денежной массы». Многие независимые эксперты заявили, что они склонны больше верить Госкомстату, чем нам, при этом не приводя никаких аргументов в пользу своей позиции и каких-либо замечаний по методологии исследования IRG.

Мы продолжаем настаивать на правильности наших результатов и методики. Российский потребительский рынок на 80 — 100% больше, чем говорит официальная статистика! Только приняв эту предпосылку,можно объяснить со временные процессы и тенденции на потребительском рынке и в экономике России в целом. Мы хотели бы, что бы наши читатели в полной мере восприняли этот важнейший тезис, поскольку на его основе мы будем строить все дальнейшие рассуждения и выводы в этом отчете.

Потребительский рынок vs. экспорт: что движет ростом экономики?

Один из важнейших выводов,который мы пытаемся донести до наших читателей,состоит в том, что потребительский рынок играет гораздо более важную роль в экономике России, чем это предполагается большинством экспертов. Будучи самым крупным и динамичным сегментом экономики, он незаслуженно обижен вниманием экономистов,которые предпочитают обсуждать мировые цены на нефть,курс рубля и «происки олигархов».

Более того,в последних публикациях в прессе все чаще прослеживается все та же избитая идея о том, что экономический рост замедляется и в настоящее время единственным источником роста являются экспортноориентированные отрасли. Возможно, базируясь на данных официальной статистики действительно можно прийти к такому выводу,но мы можем опровергнуть это утверждение, используя очень простые аргументы.

Прежде всего, называя рост экспорта единственным источником экономического роста в России, эксперты забывают, что в последние два года номинальный объем экспорта (в долларах) сокращался. Согласно данным Центробанка, в 2001 году общий объем экспорта товаров снизился на $3,9 миллиардов, а в этом году его объем должен стабилизироваться в пределах $100-105 миллиардов. В то же время рост потребительского рынка составляет не менее 6-8% в реальных показателях или 13-15% в долларах. Беря за основу оценку в $240 миллиардов в 2001, мы получаем ежегодный прирост потребительского рынка не менее чем на $30-$35 миллиардов в год.

Конечно, некоторая доля прироста потребительского рынка приходится на импортные поставки. Однако, даже приняв во внимание серый импорт, общий объем импорта потребительских товаров не превышает $35-40 миллиардов долларов в год, и поэтому вклад импорта в общий рост потребительского рынка очень ограничен (не более $10 миллиардов в год). К тому же, согласно данным Центробанка и Таможенного Комитета, рост импорта в 2002 году будет меньше, чем в 2001, а в некоторых сегментах (продукты питания, сельскохозяйственная продукция, упаковочные материалы, топливо) импорт сокращается.

Рассматривая вклад отдельных компонентов в рост ВВП (в долларах),мы получили следующие результаты:

 — Экспорт имеет отрицательный или несущественный вклад;

- Вычтя рост импорта из общего роста потребительского рынка,мы видим,что вклад отечественных потребительских компаний в рост ВВП составляет $25-28 миллиардов.

Поэтому, анализируя «долларовую экономику», не будет преувеличением сказать, что отечественный бизнес, ори ентированный на потребительский рынок, является основной движущей силой роста российского ВВП. Конечно, мы не отрицаем важность реальных показате лей и очевидный факт, что многие экспортные отрасли демонстрируют высокие темпы роста в реальных терминах. Однако, мы имеем все основания утверждать, что рост компаний потребительского рынка в гораздо большей степени скрыт от официальной статистики в отличие от роста экспорта:

- Во-первых, Госкомстат исторически лучше отслеживает работу промышленных предприятий в отличие от компаний, занятых в торговле и сфере услуг. Добавленная стоимость или торговая наценка, создаваемая оптовыми и розничными торговыми компаниями составляет до 50% от цены производителя потребительских товаров; розничный рынок является одним из наиболее динамичных, но его динамика и вклад в прирост ВВП также недооценены.

- Во-вторых, Госкомстат получает больше информации о крупных компаниях,нежели о малых и средних. На потребительском рынке уровень концентрации значительно ниже, чем в той же нефтяной отрасли или металлургии. В частности, речь идет о небольших компаниях и индивидуальных предпринимателях, которые сконцентрированы именно в розничной торговле и секторе услуг.

Кроме того, и многие крупные промышленные предприятия не склонны делиться с Госкомстатом своими финансовыми и производственными показателями, хотя бы потому что не имеют никаких стимулов для этого. IRG часто сталкивается с этой проблемой при проведении отраслевых исследований: о многих компаний — лидеров в своих сегментах невозможно получить данные из официальных источников, и это означает, что данные компании находятся вне поля зрения национальной статистики. Таким образом, когда российские экономисты пытаются угадать темп роста ВВП, объявляемый Правительством в январе каждого года, на самом деле, они имеют в виду рост очень ограниченного числа отечественных предприятий (в первую очередь, крупных и средних промышленных компаний, которые показали свою отчетность государственным статистикам).

Мы считаем,что компании потребительского рынка в наибольшей степени недооценены с точки зрения их доли в экономике и вклада в рост ВВП.

По наше оценке, рост потребительского сектора российской экономики, включающего отечественных производителей потребительских товаров и услуг, оптовых дистрибьюторов, предприятия розничной торговли и общественного питания, составляет 6-8% в реальном выражении и 13-15% в долларах.

Вдогонку за Португалией

Одной из горячих тем,обсуждаемых экономическим сообществом в этом году,стал вопрос о том, когда Россия сможет достигнуть уровня развития экономики Португалии (по уровню доходов на душу населения). С одной стороны, подобное сравнение достаточно субъективно, поскольку эти экономические системы серьезно отличаются размером, структурой и всей своей историей. Однако, мы считаем, что полезно сравнить размер душевых потребительских расходов в России и Португалии, чтобы на этой основе сделать вывод об относительной привлекательности российского потребительского рынка. В приводимой ниже таблице представлены данные о потребительских расходах в 2001 году в трех странах: России, Португалии и Чехии.

СРАВНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, 2001.

  Россия Португалия Чехия
Общие потребительские расходы,$млрд. $240,0 $75,6 $29,1
Население,млн. 144,0 10,08 10,25
Расходы на душу населения,$ $1660 $7500 $2840
Доля расходов на коммунальные платежи, аренду, выплаты по долгам и проч.обязательные платежи,% 10-12% 40% 36.5%
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ $1470 $4500 $1800
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ (рассчитано по паритету покупательной способности (ППП) $5900 $6100 $4510
Потребительские расходы за вычетом обязательных платежей,$ (рассчитано по индексу BigMac) $2980 $4720 $2700

 

1. ОБЩИЕ РАСХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ: При сопоставлении размера потребительских расходов (в номинальных долларах) Россия проигрывает Чехии 1,7 раз и Португалии — 4,5 раз. При сохранении текущих темпов роста (13 — 15% в год в долларах) душевое потребление россиян сравняется с текущим уровнем Португалии через 10 — 11 лет и Чехии -через 3-4 года.

2. РАСХОДЫ ЗА ВЫЧЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ: Россияне тратят гораздо меньшую долю располагаемых средств на различные «обязательные платежи», как то оплата коммунальных услуг и аренды жилья, выплаты по потребительским кредитам и ипотеке, полисы обязательного страхования и проч. Вычтя все подобные траты из общего объема расходов граждан, мы приходим к выводу, что россияне тратят на «рыночные» товары и услуги всего на 30% меньше, чем их чешские коллеги.

3. СРАВНЕНИЕ ПО ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ (ППС) И ИНДЕКСУ BIGMAC : Сравнения по ППП дали более чем сенсационные результаты: Россия практически догнала Португалию по объему потребления на душу населения. Мы несклонны преувеличивать значение полученного результата, поскольку индекс ППП достаточно субъективен. Тем не менее, это общепринятый метод международных сопоставлений и полученные с его помощью цифры всетаки свидетельствуют о реальном благосостоянии российских граждан. На основе индекса BigMac были получены менее сенсационные выводы; Россия опережает Чехию на $200-300, но пока отстает от Португалии на 37%.

Цель подобных расчетов -показать,что российский потребительский рынок достоин более пристального внимания со стороны иностранных инвесторов! По валовому обороту рынка мы превосходим любую восточноевропейскую страну в 8-10 раз; что касается душевых показате лей, мы не намного отстаем от той же Чехии и Польши, особенно учитывая высокую долю расходов на коммунальные услуги и обязательные платежи в этих странах. Конечно, российские потребители пока значительно беднее жителей развитых стран, но российский рынок растет очень быстро, в то время как мировая экономика переживает не лучшие времена!

Теневая экономика

У читателей отчетов IRG может сложиться впечатление, что мы чересчур оптимистичны в своих утверждениях и склонны приукрашивать экономическое положение России. Мы считаем себя реалистами и уверены, что наши оценки наиболее точно описывают происходящее в российской экономике; более того, мы стараемся быть как можно более консервативными в своих суждениях. Мы видим серьезные проблемы и противоречия в сложившейся экономической системе, которые являются угрозой ее устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Однако, по нашему мнению, внимание экспертов, прессы и государства сосредоточено не на тех проблемах, которые являются наиболее важными. Из замечательного факта о большей реальной стоимости российского потребительского рынка следуют несколько выводов, которые никак нельзя назвать оптимистичными:

1. Даже если мы и не уступаем по уровню благосостояния странам Восточной Европы, мы вчистую проигрываем им в эффективности и прозрачности экономики. Значительная часть российского потребительского рынка представляет собой «теневую экономику» и это является главным препятствием его развитию и росту. Быть в тени означает не только быть вне поля зрения госкомстатовской статистики; это также подразумевает, что в этом секторе не действуют государственные законы и правила свободной рыночной конкуренции. Избыточные административные барье ры и коррупция увеличивают издержки компаний и таким образом ведут к снижению эффективности бизнеса. К сожалению,в нашей стране победителем в конкурентной борьбе зачастую становится не та компания, у которой лучшая система менеджмента или маркетинга, а та, у которой есть налаженные взаимоотношения с местными властями или опытный финансовый менеджер, преуспевший в «налоговом планировании».

2. Приведем некоторые факты.В 2001 году общая сумма подоходного налога,собранного в бюджет,составила $8,75 миллиардов. При текущей ставке подоходного налога в 13% (самой низкой в Европе), налоговая база для подоходного налога составила около $67 миллиардов, тогда как общий индивидуальный доход, по оценке IRG, составил не менее $260 миллиардов в 2001 году. Это означает, что менее 25%доходов россиян облагаются налогом!! Другими словами, большая часть личных доходов находится в тени, то есть скрыта и от налоговой инспекции, и от государственной статистики. Некоторое улучшение в этой сфере происходит: за первые 10 месяцев 2002 года сбор подоходного налога увеличился на 40% в сравнении с предыдущим годом, что значительно превосходит рост доходов граждан. Однако, даже при таких темпах роста теневые доходы будут доминировать в российской экономике в течение многих лет.

3. Большая часть налогового бремени приходится на крупнейшие российские компании (так называемых олигархов), которые сконцентрированы преимущественно в экспортно-ориентированной промышленности .Эти компании и бизнесмены по сути являются лучшими налогоплательщиками в России, в то время, как их больше всего подвергают критике политики и пресса. По данным отчета Института финансовых исследований, общие отчисления в бюджет отечественных нефтяных компаний составили $14 миллиардов в 2001 году (около 20% от совокупных доходов консолидированного бюджета). Общий оборот нефтяных компаний составил около $50 миллиардов в 2001; таким образом, налоговая нагрузка (коэффициент налоги/прода- жи) на нефтяные компании равнялась 28%.

4. Анализ налоговой нагрузки на компании потребительского рынка показывает, что вклад этих компаний в бюджет является более чем скромным,   учитывая их обороты и долю в ВВП. Так, все отечественные торговые компании, включая дистрибьюторов и розничных продавцов потребительских товаров перечислили всего около $6 миллиардов (9%) налогов в бюджет в 2001 году. По нашим подсчетам, торговая наценка на потребительские товары составляет более 40% от цены производителя (по некоторым товарам наценка может составлять 200-300%). Из этого следует, что добавленная стоимость, созданная предприятиями оптовой и розничной торговли (потребительскими товарами) составила как минимум $70-80 миллиардов в 2001 году. Таким образом, очевидно, что налоговая нагрузка на компании потребительского рынка в 3-4 раза меньше, чем на нефтяные компании.

5. Не платя официальные налоги, компании потребительского рынка тратят значительные средства на взятки и подарки чиновникам. По данным исследования рынка коррупционных услуг, проведенного фондом «Индем», совокупные расходы российского бизнеса на коррупционные услуги составляют 33,5 миллиардов долларов в год, что эквивалентно примерно половине российского бюджета!

Естественно, любая оценка коррупционного рынка всегда будет достаточно субъективной просто потому, что респонденты вряд ли расскажут всю правду о том, как и в каком размере они преступили закон. Тем не менее, данное исследование дает представление о масштабах коррупции в России. Некоторые эксперты, комментировавшие результаты исследования, сошлись во мнении, что оно в большей степени отражает положение дел в малом и среднем бизнесе (согласно наше логике, на потребительском рынке). Взятка — это не просто эквивалент налога, который предприятие платит в карман чиновника, вместо кармана государства; взятки и коррупция приводят к серьезным диспропорциям в экономике, поскольку одни компании получают конкурентное преимущество перед другими, заплатив взятку нужному чиновнику! Еще один вывод из исследования коррупционного рынка: нелегальные доходы чиновников формируют не менее 15-20% общих доходов россиян!

Все эти факты выглядят обескураживающими, особенно для иностранного инвестора, который, возможно, предпочтет остаться в стороне от «нецивилизованного» российского рынка, даже несмотря на его огромный потенциал. К сожалению, коррупция и теневая экономика широко распространены во всех сегментах отечественного рынка, и аналитики даже не могут себе полностью представить масштабы «теневизации» российской экономики. В то же время, в секторе российской «олигархии» (крупнейших промышленных компаний) уровень коррупции и уклонения от налогов все же гораздо ниже, чем в целом в экономике, и крупные компании хоть и медленно, но все-таки эволюционируют в направлении прозрачности и более-менее цивилизованного лоббирования своих интересов. Наилучшим примером подобной «эволюции» может служить «Юкос».

 

Мы ни в коей мере не пытаемся быть адвокатами крупного бизнеса, поскольку и этот сектор в своем нынешнем виде далек от совершенства. В то же время,повторимся, что именно крупнейшие компании составляют основу доходной части российского бюджета. А поскольку большинство российских «голубых фишек» сосредоточено в экспортных секторах и их доходы, прибыли и налоговые отчисления зависят от динамики мировых цен на ресурсы, макроэкономическая стабильность России находится под угрозой в долгосрочной перспективе. Основная идея этого отчета адресована людям, занятым разработкой государственной экономической политики. Наиболее важной проблемой и барьером экономического роста в России, основным фактором риска в российской экономике, препятствующим иностранным инвестициям, является огромная доля теневой экономики и коррупции, особенно в сегменте потребительского рынка!

Вклад компаний потребительского рынка в бюджет явно не соответствует их доле в общем выпуске, возможно, потому что они платят значительные суммы не в казну, а в карман чиновнику. Конечно, достаточно трудно дать конкретные рекомендации по выводу экономики из тени кроме общих слов о более эффективном законодательстве, административной реформе и снижении административных барьеров. Можно отметить лишь, что сугубо карательные методы только усугубят ситуацию и приведут к большей коррупции. Теневую экономику нельзя уничтожить, нужно создать такую систему стимулов, при которой бизнесу, потребителям и чиновникам будет выгодно выйти из теневого сектора.

рынка, потребительского, рост, компании, году, расходов, роста, компаний, irg, россии, рынок, экмикиЭкономический обзор потребительского рынка в 2002 году
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/ekonomicheskiy-obzor-potrebitelskogo-rynka-v-2002-godu/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052