Неделя ритейла 2020
Исследования и рейтинги
Категорийный менеджмент
Маркетинг и экономика торговли
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Фастфуд, фудкорты и сетевые рестораны
Собственная торговая марка. IPLS. Контрактное производство
9 июня 2015, 01:00 6436 просмотров

Деньги состоятельных россиян перетекли из HoReCa в сетевой food-ритейл

В ходе форума «Неделя Российского Ритейла» аналитическим агентством РОМИР были представлены результаты последнего исследования изменений покупательского поведения россиян в 2014-2015 гг.

Согласно данным исследования РОМИР, сегодня средний располагаемый доход среднестатистического российского домохозяйства составляет 56 тыс. рублей в месяц, из которых порядка 30% потребители тратят на приобретение товаров FMCG.

Опрос показал, что в условиях сложной экономической ситуации на российском потребительском рынке и роста цен на широкий ассортимент продуктов питания, в среднем общие расходы домохозяйств на приобретение товаров FMCG увеличились на 14%. По отдельным товарным категориям цены выросли весьма значительно – так, расходы на сыр увеличились в среднем на 28%, на яйца – на 12%, на сахар – на 16%.

При этом интересно, что сегодня (в отличие от кризиса 2008-09 гг.) фактор «лучшей цены» для потребителя не является единственным и основополагающим критерием выбора торговой точки. Наряду с ним, большое (и возрастающее) значение, как указывают сами потребители, участвовавшие в опросе, при выборе торговой точки имеют такие факторы, как удобная локация и широкий ассортиментный ряд магазина.

Среднестатистический российский покупатель, по данным РОМИР, не только нарастил в мае 2015 г. средний чек на почти 10% (по сравнению с маем 2014 г.), но и стал исследовать больше магазинов, чем ранее. Этот факт, в частности, отражается в том, что частота визитов в магазины за год увеличилась у россиян на 7%. Это связано с поиском потребителями наиболее удобных и выгодных вариантов покупок.

Основные стратегии экономии покупателей при покупках товаров FMCG сегодня можно поделить на четыре основные категории. Так, 24% потребителей указали, что ищут магазин с наиболее низкой ценой. Их уровень лояльности к бренду сети, т.о., крайне низок – эта группа покупателей в сетях дискаунтеров и сегодня перетекает из магазина в магазин в поисках наиболее выгодных ценовых предложений.

Наибольшая по величине группа потребителей – 28% опрошенных – сменили стратегию потребления на более рациональную, ведя учет расходов и потребления и отказываясь от импульсных покупок. Оптимизация продуктовой корзины при этом идет у них за счет вторичных категорий. Так, на 6,8% опрошенных меньше, чем в мае прошлого года, покупали пиво, на 2,5% меньше стало покупателей сигарет, на 3,5% и 2,8% соответственно сократилось число приобретавших косметику и кондиционеры/бальзамы для волос.

И в целом, и для данной группы в особенности, для мая 2015 г. характерна тенденция к сокращению числа SKU в среднем чеке российского покупателя – так, у дискаунтеров и у гипермаркетов число позиций в среднем чеке сократилось на 12% и 10% соответственно.

Помимо этого, оптимизация расходов идет и внутри самой продуктовой крзины: покупатели стали обращать большее внимание на упаковку товара: например, видна тенденция к покупкам меньших по весу упаковок сыпучих круп. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в сегменте каш – на 21% по сравнению с маем прошлого года выросли покупки быстроприготовляемых каш в пакетах (вместо коробок).

Третья категория – 22% опрошенных указали, что в целом сохранили свою категорийную структуру потребления, перейдя с товаров А-Брендов на товары B и С брендов и на СТМ торговых сетей. Эта категория покупателей, т. о., имеет сегодня наименьшую лояльность к определенным брендам товаров. Эта категория потребителей имеет наибольшее значение для развитие направления СТМ у ритейлеров. РОМИР привел ряд данных, характеризующих покупки потребителей товаров СТМ в различных федеральных сетях. Так, 4% опрошенных покупали СТМ-товары в АШАН, 2% – в О’Кей, 10% – в X5, 5,6% – в «Дикси», 6% – в «Магните», и 3,7% – в «Ленте». При этом 68% опрошенных хотя бы раз в квартал покупают СТМ в какой-либо категории.

Наконец, 10% покупателей указали в ходе опроса, что экономят само время, удерживаясь от «лишних» покупок, сократили частоту походов в магазины и составляют списки продуктов, чтобы держать свой бюджет под контролем.

Если говорить об этом показателе частоты походов в магазины, то у 64% процентов опрошенных частота походов в розничные магазины возросла, а 36% указали что она осталась такой же либо уменьшилась. Наибольший рост частоты посещений, судя по опросам потребителей, фиксируется у сетевых дискаунтеров – 10%, на 7,8% стали чаще посещать гипермаркеты, на 0,2% выросла частота посещений магазинов у дома. При этом формат рыночной торговли явно не справляется с кризисными запросами покупателей, демонстрируя их явный отток: частота посещений рынков покупателями в мае снизилась на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наконец, крайне показательным представляется тот факт, что 16% покупателей в мае 2015 г. указавших, что «не экономят», и «не придают значение цене», напротив, в кризис не уменьшили, но и нарастили свои расходы и увеличили сумму среднего чека в розничных магазинах. Это объясняется тем, что для данной группы домохозяйств характерен иной тип экономии бюджета: присутствовавшие в нем ранее значительные суммы расходов в канале HoReCa резко сократились и «перетекли» в канал розничных сетевых магазинов: данные домохозяйства стали практиковать потребление продуктов дома. Заметим, что доля «не экономящих» на продуктах снизилась почти вдвое по сравнению с прошлым годом – в мае 2014 г. так отвечали 28% опрошенных (сегодня 16%).

Retail&Loyalty

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
175
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
287
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
532
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2020
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2201
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2752

В ходе форума «Неделя Российского Ритейла» аналитическим агентством РОМИР были представлены результаты последнего исследования изменений покупательского поведения россиян в 2014-2015 гг.

Согласно данным исследования РОМИР, сегодня средний располагаемый доход среднестатистического российского домохозяйства составляет 56 тыс. рублей в месяц, из которых порядка 30% потребители тратят на приобретение товаров FMCG.

Опрос показал, что в условиях сложной экономической ситуации на российском потребительском рынке и роста цен на широкий ассортимент продуктов питания, в среднем общие расходы домохозяйств на приобретение товаров FMCG увеличились на 14%. По отдельным товарным категориям цены выросли весьма значительно – так, расходы на сыр увеличились в среднем на 28%, на яйца – на 12%, на сахар – на 16%.

При этом интересно, что сегодня (в отличие от кризиса 2008-09 гг.) фактор «лучшей цены» для потребителя не является единственным и основополагающим критерием выбора торговой точки. Наряду с ним, большое (и возрастающее) значение, как указывают сами потребители, участвовавшие в опросе, при выборе торговой точки имеют такие факторы, как удобная локация и широкий ассортиментный ряд магазина.

Среднестатистический российский покупатель, по данным РОМИР, не только нарастил в мае 2015 г. средний чек на почти 10% (по сравнению с маем 2014 г.), но и стал исследовать больше магазинов, чем ранее. Этот факт, в частности, отражается в том, что частота визитов в магазины за год увеличилась у россиян на 7%. Это связано с поиском потребителями наиболее удобных и выгодных вариантов покупок.

Основные стратегии экономии покупателей при покупках товаров FMCG сегодня можно поделить на четыре основные категории. Так, 24% потребителей указали, что ищут магазин с наиболее низкой ценой. Их уровень лояльности к бренду сети, т.о., крайне низок – эта группа покупателей в сетях дискаунтеров и сегодня перетекает из магазина в магазин в поисках наиболее выгодных ценовых предложений.

Наибольшая по величине группа потребителей – 28% опрошенных – сменили стратегию потребления на более рациональную, ведя учет расходов и потребления и отказываясь от импульсных покупок. Оптимизация продуктовой корзины при этом идет у них за счет вторичных категорий. Так, на 6,8% опрошенных меньше, чем в мае прошлого года, покупали пиво, на 2,5% меньше стало покупателей сигарет, на 3,5% и 2,8% соответственно сократилось число приобретавших косметику и кондиционеры/бальзамы для волос.

И в целом, и для данной группы в особенности, для мая 2015 г. характерна тенденция к сокращению числа SKU в среднем чеке российского покупателя – так, у дискаунтеров и у гипермаркетов число позиций в среднем чеке сократилось на 12% и 10% соответственно.

Помимо этого, оптимизация расходов идет и внутри самой продуктовой крзины: покупатели стали обращать большее внимание на упаковку товара: например, видна тенденция к покупкам меньших по весу упаковок сыпучих круп. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в сегменте каш – на 21% по сравнению с маем прошлого года выросли покупки быстроприготовляемых каш в пакетах (вместо коробок).

Третья категория – 22% опрошенных указали, что в целом сохранили свою категорийную структуру потребления, перейдя с товаров А-Брендов на товары B и С брендов и на СТМ торговых сетей. Эта категория покупателей, т. о., имеет сегодня наименьшую лояльность к определенным брендам товаров. Эта категория потребителей имеет наибольшее значение для развитие направления СТМ у ритейлеров. РОМИР привел ряд данных, характеризующих покупки потребителей товаров СТМ в различных федеральных сетях. Так, 4% опрошенных покупали СТМ-товары в АШАН, 2% – в О’Кей, 10% – в X5, 5,6% – в «Дикси», 6% – в «Магните», и 3,7% – в «Ленте». При этом 68% опрошенных хотя бы раз в квартал покупают СТМ в какой-либо категории.

Наконец, 10% покупателей указали в ходе опроса, что экономят само время, удерживаясь от «лишних» покупок, сократили частоту походов в магазины и составляют списки продуктов, чтобы держать свой бюджет под контролем.

Если говорить об этом показателе частоты походов в магазины, то у 64% процентов опрошенных частота походов в розничные магазины возросла, а 36% указали что она осталась такой же либо уменьшилась. Наибольший рост частоты посещений, судя по опросам потребителей, фиксируется у сетевых дискаунтеров – 10%, на 7,8% стали чаще посещать гипермаркеты, на 0,2% выросла частота посещений магазинов у дома. При этом формат рыночной торговли явно не справляется с кризисными запросами покупателей, демонстрируя их явный отток: частота посещений рынков покупателями в мае снизилась на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Наконец, крайне показательным представляется тот факт, что 16% покупателей в мае 2015 г. указавших, что «не экономят», и «не придают значение цене», напротив, в кризис не уменьшили, но и нарастили свои расходы и увеличили сумму среднего чека в розничных магазинах. Это объясняется тем, что для данной группы домохозяйств характерен иной тип экономии бюджета: присутствовавшие в нем ранее значительные суммы расходов в канале HoReCa резко сократились и «перетекли» в канал розничных сетевых магазинов: данные домохозяйства стали практиковать потребление продуктов дома. Заметим, что доля «не экономящих» на продуктах снизилась почти вдвое по сравнению с прошлым годом – в мае 2014 г. так отвечали 28% опрошенных (сегодня 16%).

Retail&Loyalty

Деньги состоятельных россиян перетекли из HoReCa в сетевой food-ритейлинвестиции, общепит, продуктовый ритейл
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Деньги состоятельных россиян перетекли из HoReCa в сетевой food-ритейл
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/dengi-sostoyatelnykh-rossiyan-peretekli-iz-horeca-v-setevoy-food-riteyl/2019-12-06

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052