Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Дефляция пришла
Люди, как правило, не склонны доверять официальным показателям инфляции. И это не удивительно. Росстат определяет измеряемый им индекс потребительских цен (ИПЦ) как показатель, который «характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления». Очевидно, что официальная инфляция очень усреднена, ведь население разнородно, и стили потребления (а значит, и «личная» инфляция) у двух разных людей или семей могут отличаться разительно. Стол и спорт. Заметный вклад в сокращение личной инфляции внесла самая крупная статья расходов, характерная скорее для среднего класса, нежели для потребителя в целом, – питание вне дома. Это самый дорогой пункт из внесенных в корзину – 500 рублей на двоих в день. Для сравнения: продукты, съеденные всей семьей дома, стоили 389 рублей. Но они-то как раз внесли большой вклад в инфляцию, подорожав за год на 14,6%. Стоимость бизнес-ланчей в нашем примере осталась неизменной. Причина – падение спроса. По данным московского департамента потребительского рынка и услуг снижение торгового оборота в ресторанах среднеценового сегмента достигало 10–20% с начала года к марту. Заметим, что результаты могли бы быть иными для менее обеспеченной семьи, чаще обедающей в столовых и фастфуде: в этом сегменте общественного питания кризис не подавил спрос, а скорее стимулировал его. Другая типичная статья расходов среднего класса – услуги фитнес-центров, также может обладать небольшим антиинфляционным действием в условиях кризиса. Число интересных предложений в Москве заметно возросло, поэтому в нашей модели предполагается годовое снижение затрат на фитнес примерно на 12%. Исключение этих расходов из нашей «корзины» дало бы общую годовую дефляцию на 7,9%. Причуды шопинга. Реальные располагаемые доходы населения в последние предкризисные месяцы росли на 5–7% в годовом выражении, зарплаты – на 11–14%. Ухудшение финансового положения компаний, массовые увольнения и программы по сокращению расходов на оплату труда все изменили: в июле годовое падение реальных доходов составило 5,4%, зарплат – 5,8%. Розничная торговля заметила кризис не сразу: в первые его месяцы россияне в целом придерживались прежнего стиля потребления. Однако по мере усугубления ситуации пал и этот бастион: если летом 2008 года оборот розничной торговли рос в годовом выражении на 14–15%, то к зиме темпы упали до 4–5%, а последние июльские данные говорят уже о падении на 8,2%. Вполне естественно, что в таких условиях ценовая политика торговых сетей не могла оставаться прежней. Многие из них стали активнее использовать скидки, акции и другие методы стимулирования продаж. В результате рост цен на некоторые товары повседневного спроса замедлился, а по некоторым позициям – совсем остановился. Это подтверждают как данные Росстата, так и замеры «Ф.». Впрочем, рост продовольственных расходов по корзине «Ф.» все же был существенным и опередил официально-статистический (11,7%). Это произошло из-за включения в корзину продуктов, потребление которых гораздо более характерно для среднего класса Москвы, нежели для населения России в целом. Так, в нашей семье едят относительно дорогой сыр (поднялся в цене за год на 16,1%), пьют зерновой кофе (39,1%), качественные фруктовые соки и чай (23,1% и 42,5% соответственно). На повседневные расходы оказало влияние снижение цен на бензин. Но в нашем примере оно было незначительным, чуть больше 11 рублей при среднем потреблении 5 литров в день. Рост расходов на общественный транспорт почти нивелировал этот скромный выигрыш. Цены и справедливость. Если говорить в целом о влиянии кризиса на инфляцию для разных доходных групп москвичей, то здесь ситуация будет неоднозначной. Согласно оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на покупку продуктов для домашнего питания в беднейших домохозяйствах Москвы уходит примерно половина всех расходов, в средних (5–6-й дециль по уровню доходов) – 20–25%, в богатых – менее 10%. По темпам роста цен продовольствие до недавнего времени значительно опережало другие товары, что усиливало несправедливое распределение инфляционного бремени: чем беднее потребитель, тем выше его «личная» инфляция. За минувший год темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и заметно выровнялись, не только за счет снижения «пищевой» инфляции, но и за счет удорожания непродовольственных товаров из-за девальвации рубля. Несправедливость, впрочем, сохраняется, поскольку теперь опережающими темпами дорожают услуги ЖКХ (по данным Росстата – на 19,6%, а в нашем примере семья стала платить на 27% больше). По подсчетам ИКСИ, бедные отдают за услуги ЖКХ 13–17% своих расходов, богатые – 1–2%.
Корзина повседневных расходов «Ф.»
Товар/услуга |
Цена, рублей |
Стоимость товара/услуги в корзине, рублей |
Повышение/ снижение цен, % | ||
Сентябрь 2009 г. |
Сентябрь 2008 г. |
2009 г. |
2008 г. | ||
Батон нарезной |
16,90 |
15,90 |
8,45 |
7,95 |
+6,3 |
Хлеб столичный |
18,72 |
16,50 |
6,74 |
5,94 |
+13,5 |
Масло сливочное |
36,25 |
35,41 |
9,06 |
8,85 |
+2,4 |
Молоко 3,2% жирности |
35,90 |
32,90 |
12,57 |
11,52 |
+9,1 |
Крупа «Геркулес» |
23,50 |
21,50 |
1,88 |
1,72 |
+9,3 |
Яйца |
31,90 |
35,46 |
9,57 |
10,64 |
-10,0 |
Сыр твердый |
269,48 |
232,10 |
26,95 |
23,21 |
+16,1 |
Чай (рассыпной) |
141,90 |
99,60 |
4,54 |
3,19 |
+42,5 |
Чай пакетированный |
62,00 |
49,65 |
4,96 |
3,97 |
+24,9 |
Кофе в зернах |
126,96 |
91,24 |
7,62 |
5,47 |
+39,1 |
Сок |
60,91 |
49,50 |
60,91 |
49,50 |
+23,1 |
Цыпленок |
104,00 |
90,95 |
104,00 |
90,95 |
+14,3 |
Картофель |
12,90 |
17,30 |
6,45 |
8,65 |
-25,4 |
Капуста (свежая) |
13,90 |
8,40 |
2,09 |
1,26 |
+65,5 |
Помидоры |
45,90 |
39,90 |
6,89 |
5,99 |
+15,0 |
Огурцы |
25,90 |
25,90 |
2,59 |
2,59 |
0,0 |
Морковь |
16,80 |
35,20 |
0,84 |
1,76 |
-52,3 |
Лимон |
65,90 |
57,90 |
16,48 |
14,48 |
+13,8 |
Лук репчатый |
18,90 |
14,90 |
0,47 |
0,37 |
+26,8 |
Масло растительное |
45,00 |
55,94 |
2,25 |
2,80 |
-19,6 |
Пиво |
48,56 |
42,90 |
48,56 |
42,90 |
+13,2 |
Яблоки |
44,90 |
37,90 |
22,45 |
18,95 |
+18,5 |
Сахар |
26,90 |
22,45 |
0,89 |
0,74 |
+19,8 |
Соль |
18,00 |
14,20 |
0,54 |
0,43 |
+26,8 |
Конфеты |
62,98 |
45,49 |
20,15 |
14,56 |
+38,4 |
Продовольственные товары для потребления дома |
– |
– |
387,88 |
338,37 |
+14,6 |
Бизнес-ланч |
250,00 |
250,00 |
500,00 |
500,00 |
0,0 |
Питание (включая питание вне дома) |
– |
– |
887,88 |
838,37 |
+5,9 |
Бензин |
23,50 |
25,75 |
117,50 |
128,75 |
-8,7 |
Мыло жидкое |
89,90 |
59,90 |
4,50 |
3,00 |
+50,1 |
Гель для душа |
85,91 |
55,50 |
5,15 |
3,33 |
+54,8 |
Шампунь |
109,33 |
79,55 |
6,56 |
4,77 |
+37,4 |
Зубная паста |
62,41 |
45,67 |
4,99 |
3,65 |
+36,7 |
Гель для бритья |
131,20 |
117,99 |
2,23 |
2,01 |
+11,2 |
Туалетная бумага |
40,55 |
36,28 |
1,01 |
0,91 |
+11,8 |
Бумажные полотенца |
59,90 |
48,50 |
1,98 |
1,60 |
+23,5 |
Стиральный порошок |
271,90 |
194,95 |
8,97 |
6,43 |
+39,5 |
Средство для мытья посуды |
45,90 |
35,92 |
1,38 |
1,08 |
+27,8 |
Непродовольственные товары |
– |
– |
154,27 |
155,53 |
-0,8 |
Непродовольственные товары, кроме бензина |
– |
– |
36,77 |
26,78 |
+37,3 |
Аренда квартиры |
30000,00 |
38000,00 |
960,00 |
1216,00 |
-21,1 |
Коммунальные услуги |
3469,00 |
2742,55 |
111,01 |
87,76 |
+26,5 |
Электричество |
2,11 |
1,60 |
16,88 |
12,80 |
+31,9 |
Фиксированная телефонная связь |
380,00 |
345,00 |
12,16 |
11,04 |
+10,1 |
Билет на метро (20 поездок) |
380,00 |
280,00 |
38,00 |
28,00 |
+35,7 |
Детский сад |
35,70 |
35,70 |
35,70 |
35,70 |
0,0 |
Страхование (Каско) |
146,10 |
181,69 |
146,10 |
181,69 |
-19,6 |
Страхование (ОСАГО) |
15,94 |
15,94 |
15,94 |
15,94 |
0,0 |
Интернет |
390,00 |
390,00 |
12,48 |
12,48 |
0,0 |
Мобильная связь |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
7,25 |
0,0 |
Фитнес-клуб |
19000,00 |
21500,00 |
152,00 |
172,00 |
-11,6 |
Услуги |
– |
– |
1507,52 |
1780,66 |
-15,3 |
Услуги, кроме аренды |
– |
– |
547,52 |
564,66 |
-3,0 |
Итого, кроме питания вне дома |
– |
– |
2299,67 |
2274,56 |
+1,1 |
Итого, кроме аренды |
– |
– |
1589,67 |
1558,56 |
+2,0 |
Итого, вся корзина |
– |
– |
2549,67 |
2774,56 |
-8,1 |
Екатерина Богачева
Журнал Финанс
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?