Баннер ФЗ-54
11 июня 2015, 00:00 4751 просмотр

Как заставить торговлю работать по новым правилам?

Взятый государством курс на поддержание российского производителя уже имеет свои достижения: по данным ФТС России импорт сельхозпродукции, товаров и сырья за период с 8 августа 2014 по 7 января 2015 сократился на 29%. Также есть положительная динамика по производству некоторых видов продовольствия отечественными производителями.  Что еще предпримет регулятор, и всегда ли предложенные меры способствуют обозначенной цели?

img-thumbnail19 мая в Государственной Думе России прошел первое чтение Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». 

Самые значительные поправки в закон «О торговле» от 2010 года касаются прежде всего снижение размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком, которая сейчас не должна превышать 10% от суммы поставки. Новая редакция закона снижает его до 3% без учета НДС, включая и маркетинговые затраты сетей, логистические услуги, приравненные к мероприятиям по продвижению товара. 

Предполагаемая поправка обязывает ритейлеров и поставщиков продуктов уведомлять ФАС обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены товаров. За нарушение будет установлен штраф на сумму от 2 млн до 5 млн руб., а руководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы. Важный пункт касается снижения сроков, в течение которых сети должны будут рассчитываться за поставку товаров: оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (до этого было 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней - за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.

Принятый в первом чтении закон вызвал у представителей отрасли опасения. Российский ритейл за последние 10 лет совершил и качественный, и количественный скачок, который некоторые станы проходили несколько десятилетий. Несмотря на то, что российская торговля сегодня формирует около 16 % ВВП, дает 18 % занятости населения и порядка 10 % в консолидированный бюджет РФ, обвинения в адрес ритейла звучат постоянно.  Прежде всего, ритейл обвиняют в регулярном повышении цен на товары и продовольствие.

Однако, в росте цен не всегда виноват бизнес. В последнее время выросло число местных и федеральных инициатив, которые ведут к росту себестоимости продуктов, логистики и транспортировки: рост тарифов на электроэнергию, размер платы за проезд по федеральным трассам, стоимость ветеринарно-сопроводительных документов, размер ключевой ставки и стоимость кредитов, а также инициатива экологического налога для пищевых предприятий и животноводческих комплексов по планке, которая выше чем у предприятий энергетической отрасли. В конечном итоге за все это отвечает даже не связка производитель – поставщик, а потребитель.

Государство в своем желании поддержать отечественного производителя и дать толчок для экономического роста промышленности резко воздействует на систему, которая находится в процессе формирования инструментов саморегулирования. Принятый отраслью «Кодекс добросовестных практик» постепенно, пусть не всегда и во всем, приводит к достижению стабильности во взаимодействии торговых сетей и поставщиков.  Благодаря ему, по мнению аналитиков рынка удалось избежать серьезной продуктовой инфляции, которая была даже ниже чем в 2008 году.

Илья Якубсон, президент группы компаний «ДИКСИ»: «За последние 5 лет ситуация очень изменилась. Сегодня с основными мировыми производителями многие ритейлеры работают на условиях длинных контрактов. Да, не все сети и не все поставщики к этому готовы, но это уже становится частой практикой. Я уверен, что через пару лет мы будем работать на таких же условиях и с локальными поставщиками. Нам выгодны местные, российские производители.  Мы хотим работать с ними на условиях длинных контрактов, чтоб они брали длинные кредиты и спокойно развивали свои производства. Я как ритейлер хочу иметь такой товар, который будет выставлен только у меня, для этого я готов поддерживать местного производителя, который хочет развиваться, а не апеллировать к властям за административной поддержкой».

Список претензий участников рынка к друг другу известен: вопросы выплат за поставленный товар, одностороннее изменение ранее согласованных коммерческих условий, вывод товара из матрицы без предупреждения со стороны производителей, несоблюдение срока поставок, стабильного качества продукции.

Максим Протасов, председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»: «Существование и работа Межотраслевого экспертного совета показало, что мы умеем договариваться, особенно, когда хотим. Некоторые же проблемы мы можем решить только в ежедневном взаимодействии, регулятор и закон в их решении не сыграет существенной роли. Рецепты работы в отрасли таковы: соблюдать закон и кодекс, прозрачность условий работы, строгое планирование заказов, заключение длительных контрактов, переход на электронный документооборот, работа не только с ценой, но и с качеством».

Зачастую жесткая дискуссия производителей и ритейлеров возникает из-за того, что малый и средний производитель в поисках сбыта стремится попасть в крупную сеть, что приводит к проблемам как для сети, так и для производителя. Зоны интересов крупных сетей и малых производителей, малых сетей и крупных производителей пересекаются лишь потому, что адекватный выход к потребителю в России развит только через крупные сети. 

Виктор Евтухов, статс-секретарь-заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Сегодня субъекты РФ должны повернуться лицом ко всем видам торговли, а не только к крупному ритейлу – в этом ответственность власти на местах. Особое внимание необходимо формату малого бизнеса, который сейчас ущемляется в некоторых регионах, что является серьезным упущением со стороны местных властей и к этому должно быть направлено внимание и контролирующих органов, и общественного мнения. На данный момент Минпромторг готовит внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения единого упрощенного порядка осуществления развозной и разносной торговли, который выделит мобильные торговые объекты в отдельную категорию и упростит им торговлю».

По мнению участников рынка, советы и рекомендации рознице в том, как торговать и чем торговать через какое-то время могут коснуться и производителей. Участники рынка ждут не только ограничивающих актов, но и разрешающих, которые дали бы возможность малому и среднему производителю, а также ритейлу развиваться и доходить до потребителя через ярмарки, фермерские магазины, продуктовые кооперативы и лавки. Отрасль ждет инициатив, которые будут способствовать саморегулированию рынка и развитию предпринимательства, о чем особенно много говориться, но недостаточно поддерживается.

 

По материалам форума «Неделя российского ритейла»

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

 

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
3105
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1095
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
943
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2150
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2285
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5680
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
120
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
445

img-thumbnail19 мая в Государственной Думе России прошел первое чтение Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». 

Самые значительные поправки в закон «О торговле» от 2010 года касаются прежде всего снижение размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком, которая сейчас не должна превышать 10% от суммы поставки. Новая редакция закона снижает его до 3% без учета НДС, включая и маркетинговые затраты сетей, логистические услуги, приравненные к мероприятиям по продвижению товара. 

Предполагаемая поправка обязывает ритейлеров и поставщиков продуктов уведомлять ФАС обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены товаров. За нарушение будет установлен штраф на сумму от 2 млн до 5 млн руб., а руководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы. Важный пункт касается снижения сроков, в течение которых сети должны будут рассчитываться за поставку товаров: оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (до этого было 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней - за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.

Принятый в первом чтении закон вызвал у представителей отрасли опасения. Российский ритейл за последние 10 лет совершил и качественный, и количественный скачок, который некоторые станы проходили несколько десятилетий. Несмотря на то, что российская торговля сегодня формирует около 16 % ВВП, дает 18 % занятости населения и порядка 10 % в консолидированный бюджет РФ, обвинения в адрес ритейла звучат постоянно.  Прежде всего, ритейл обвиняют в регулярном повышении цен на товары и продовольствие.

Однако, в росте цен не всегда виноват бизнес. В последнее время выросло число местных и федеральных инициатив, которые ведут к росту себестоимости продуктов, логистики и транспортировки: рост тарифов на электроэнергию, размер платы за проезд по федеральным трассам, стоимость ветеринарно-сопроводительных документов, размер ключевой ставки и стоимость кредитов, а также инициатива экологического налога для пищевых предприятий и животноводческих комплексов по планке, которая выше чем у предприятий энергетической отрасли. В конечном итоге за все это отвечает даже не связка производитель – поставщик, а потребитель.

Государство в своем желании поддержать отечественного производителя и дать толчок для экономического роста промышленности резко воздействует на систему, которая находится в процессе формирования инструментов саморегулирования. Принятый отраслью «Кодекс добросовестных практик» постепенно, пусть не всегда и во всем, приводит к достижению стабильности во взаимодействии торговых сетей и поставщиков.  Благодаря ему, по мнению аналитиков рынка удалось избежать серьезной продуктовой инфляции, которая была даже ниже чем в 2008 году.

Илья Якубсон, президент группы компаний «ДИКСИ»: «За последние 5 лет ситуация очень изменилась. Сегодня с основными мировыми производителями многие ритейлеры работают на условиях длинных контрактов. Да, не все сети и не все поставщики к этому готовы, но это уже становится частой практикой. Я уверен, что через пару лет мы будем работать на таких же условиях и с локальными поставщиками. Нам выгодны местные, российские производители.  Мы хотим работать с ними на условиях длинных контрактов, чтоб они брали длинные кредиты и спокойно развивали свои производства. Я как ритейлер хочу иметь такой товар, который будет выставлен только у меня, для этого я готов поддерживать местного производителя, который хочет развиваться, а не апеллировать к властям за административной поддержкой».

Список претензий участников рынка к друг другу известен: вопросы выплат за поставленный товар, одностороннее изменение ранее согласованных коммерческих условий, вывод товара из матрицы без предупреждения со стороны производителей, несоблюдение срока поставок, стабильного качества продукции.

Максим Протасов, председатель правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз»: «Существование и работа Межотраслевого экспертного совета показало, что мы умеем договариваться, особенно, когда хотим. Некоторые же проблемы мы можем решить только в ежедневном взаимодействии, регулятор и закон в их решении не сыграет существенной роли. Рецепты работы в отрасли таковы: соблюдать закон и кодекс, прозрачность условий работы, строгое планирование заказов, заключение длительных контрактов, переход на электронный документооборот, работа не только с ценой, но и с качеством».

Зачастую жесткая дискуссия производителей и ритейлеров возникает из-за того, что малый и средний производитель в поисках сбыта стремится попасть в крупную сеть, что приводит к проблемам как для сети, так и для производителя. Зоны интересов крупных сетей и малых производителей, малых сетей и крупных производителей пересекаются лишь потому, что адекватный выход к потребителю в России развит только через крупные сети. 

Виктор Евтухов, статс-секретарь-заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Сегодня субъекты РФ должны повернуться лицом ко всем видам торговли, а не только к крупному ритейлу – в этом ответственность власти на местах. Особое внимание необходимо формату малого бизнеса, который сейчас ущемляется в некоторых регионах, что является серьезным упущением со стороны местных властей и к этому должно быть направлено внимание и контролирующих органов, и общественного мнения. На данный момент Минпромторг готовит внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения единого упрощенного порядка осуществления развозной и разносной торговли, который выделит мобильные торговые объекты в отдельную категорию и упростит им торговлю».

По мнению участников рынка, советы и рекомендации рознице в том, как торговать и чем торговать через какое-то время могут коснуться и производителей. Участники рынка ждут не только ограничивающих актов, но и разрешающих, которые дали бы возможность малому и среднему производителю, а также ритейлу развиваться и доходить до потребителя через ярмарки, фермерские магазины, продуктовые кооперативы и лавки. Отрасль ждет инициатив, которые будут способствовать саморегулированию рынка и развитию предпринимательства, о чем особенно много говориться, но недостаточно поддерживается.

 

По материалам форума «Неделя российского ритейла»

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

 

Как заставить торговлю работать по новым правилам?Закон о торговле
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Как заставить торговлю работать по новым правилам?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/89795/2017-09-20