Баннер ФЗ-54
20 июня 2012, 00:00 3989 просмотров

Ценовой беспредел: почему россияне переплачивают за импортные товары

Наши предприимчивые соотечественники на разнице цен даже делают прибыльный, но не всегда легальный бизнес, ввозя в Россию маленькими партиями товары, купленные за границей в розницу, и продавая их в нашей стране по ценам чуть ниже российских, но выше зарубежных.

Попробуем выяснить, почему продукция известных брендов в российских магазинах порой стоит значительно дороже, чем за рубежом, и существуют ли способы борьбы с таким ценовым беспределом.

Разброс цен

Чтобы не быть голословными, приведем примеры, характеризующие разброс цен на одни и те же товары в России и других странах. Начнем, пожалуй, с одежды. Неспроста некоторые российские модницы и модники специально отправляются в так называемые шопинг-туры за границу или просто заказывают зарубежную одежду через Интернет.

Так, например, в мае текущего года моя коллега смогла купить в Испании кожаную куртку известной испанской фирмы за 199 евро, что в переводе на российскую валюту на тот момент составляло около 8 тыс. руб. За такую же куртку в московских бутиках придется выложить почти 16 тыс. руб., то есть вдвое больше. Более того, значительная разница в ценах наблюдается не только по сравнению со страной – родиной бренда. В Великобритании, например, та же куртка в мае стоила около 225 фунтов стерлингов, или 11 тыс. руб. А это почти на треть дешевле, чем в России.

Цены на одежду американских брендов также различаются. Например, мужской свитер одной известной американской марки в США можно купить в пределах 100 долл., а в РФ его цена доходит до 8 тыс. руб.

Ярким примером ценовой пропасти также являются цены на смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Если постараться, в Рунете, конечно, можно найти онлайн-магазины, продающие тот же планшет лишь на 1 тыс. руб. дороже, чем в США или другой стране – родине конкретного бренда. Однако в широко известных магазинах в Москве цена обычно оказывается как минимум вдвое больше.

В мае 2012г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ даже признала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) виновными в ценовом сговоре при реализации в России смартфонов корпорации Apple – iPhone 4. Впрочем, действия антимонопольного органа, видимо, уже оказали эффект на цены. По крайней мере к моменту принятия решения по делу обе стороны успели добровольно прекратить выявленные нарушения.

Не все так плохо

Вместе с тем, как отметил в беседе с РБК директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, некоторые импортные товары в России стоят даже дешевле, чем за рубежом. Это относится, в частности, к непрофессиональным любительским фотоаппаратам японских брендов, которые в РФ зачастую можно купить по более выгодной цене, нежели в Европе и США.

В целом же цены на импортную мелкую бытовую технику, включая мобильные телефоны и ноутбуки, в России и за границей сопоставимы, считает А.Гуськов. При этом, по его словам, у некоторых брендов существует разная ценовая политика для различных стран.

Что касается крупной бытовой техники, то 80-85% стиральных машин и холодильников и 80% телевизоров ведущих международных брендов и вовсе производятся в России, указывает представитель РАТЭК, что, соответственно, положительным образом влияет на их ценообразование.

ФАС за либерализацию

В Федеральной антимонопольной службе одной из причин разрыва в ценах на товары зарубежных марок называют действующий в России запрет на параллельный импорт, то есть на ввоз в страну продукции, защищенной товарным знаком, без согласия правообладателя марки. «Российская компания сегодня не может ввезти легально купленный в той же Европе товар для целей перепродажи. Ей для такого ввоза нужно получить еще согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию товара», – разъяснял суть проблемы членам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) глава ФАС Игорь Артемьев в конце апреля. По его словам, во многих случаях российским предпринимателям приходят немотивированные отказы в получении разрешений от производителей, что не способствует конкуренции в РФ. Между тем эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей.

В этой связи ФАС уже несколько лет предлагает снять ограничения на параллельный импорт, то есть разрешить ввоз фирменных товаров в Россию не только эксклюзивным дилерам, но и другим предпринимателям, легально купившим продукцию за рубежом. По оценкам ведомства, эта мера позволит снизить цены на соответствующие товары в нашей стране в среднем на 15%. «Если бы поставщиков в России было побольше, то, наверное, можно было бы говорить о снижении цен импорта», – полагает И.Артемьев. При этом в ФАС считают, что не стоит связывать снятие запрета на легальный ввоз оригинальных товаров из-за рубежа с распространением условий для «серого» импорта. С контрафактом как раз необходимо бороться, подчеркивают в антимонопольной службе.

А пока что независимые импортеры из-за исков правообладателей частенько попадают в российские суды, которые выносят решения в пользу как одной, так и другой стороны. Одно из самых громких судебных разбирательств, связанных с параллельным импортом, прошло в 2008г., когда президиум Высшего арбитражного суда постановил вернуть владельцу конфискованный таможенниками автомобиль Porsche Cayenne, который был ввезен в РФ независимым импортером.

Европейский бизнес против

Однако члены Ассоциации европейского бизнеса выступают против либерализации параллельного импорта. Так, например, производители холодильников опасаются, что независимые импортеры не будут соблюдать надлежащие условия транспортировки и хранения технически сложных приборов, а возникшую в результате этого неисправность придется по гарантии устранять производителю. Между тем независимый дилер и вовсе может оказаться фирмой-однодневкой, беспокоятся производители.

Другие члены АЕБ предупреждают об опасности ввоза в РФ нерусифицированной техники, которая по техническим характеристикам может попросту не подходить для российских условий. Так, хлебопечки одной и той же фирмы, выставленные на продажу в РФ и Франции, настроены по-разному из-за того, что в РФ более грубая мука, привел пример один из участников дискуссии с ФАС.

Такие разные причины

Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выполнив в конце 2011г. исследование по заказу ассоциации РАТЭК и Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), пришли к выводу, что снятие запрета на параллельный импорт в РФ существенно не повлияет на цены товаров. «Даже при весьма значительном исходном ценовом разрыве потенциальное снижение розничных цен по обследованным товарным категориям в большинстве случаев ограничится максимум 3-5%», – полагают в НИУ ВШЭ. Эксперты анализировали цены на рынках косметики, парфюмерии, потребительской электроники, автозапчастей и спортивной одежды и обуви.

По мнению авторов исследования, различия в ценах на фирменные товары в настоящее время обусловлены такими факторами, как издержки на производство, логистику, продвижение товара, уровень платежеспособности спроса. Эксперты также считают, что низкие цены параллельного импорта зачастую обусловлены закупками товара с истекающим сроком годности, бракованных партий, снижением качества из-за ненадлежащих условий хранения, отсутствием издержек на рекламу, снижением затрат на клинические испытания и сертификацию.

Противники легализации параллельного импорта считают, что эта мера, напротив, будет иметь негативный эффект для российского рынка и лишь повысит риски появления контрафактной некачественной продукции. «Скорее всего, полное открытие границ для параллельного импорта ударит по потребителям», – полагает исполнительный директор «РусБренда» Алексей Поповичев. По его мнению, проблема с ограничением параллельного импорта в РФ во многом надуманная, поскольку далеко не все правообладатели брендов препятствуют параллельному импорту своей продукции. Из 400 тыс. товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте (половина из них приходится на иностранные бренды), в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано более 2 тыс. знаков.

Вместо заключения

Хотелось бы также отметить, что вне зависимости от того, будет ли в России когда-нибудь легализован параллельный импорт или нет, цены на все заграничные товары – защищаемые товарными знаками или не защищаемые – во многом будут зависеть от курса рубля. Ведь ослабление курса национальной валюты неминуемо отражается на росте импортных цен. Так что любителям заморских товаров остается следить за событиями в Европе и мировой экономике и уповать на укрепление рубля. Кроме того, в российском Минфине надеются, что влияние ослабления курса рубля на рост цен на импортную продукцию в РФ может быть частично нивелировано снижением импортных пошлин в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

top.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtmltop.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtml

Мария Привалова, РБК Новости

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
515
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2077
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
269
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
485
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1158
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2695

Наши предприимчивые соотечественники на разнице цен даже делают прибыльный, но не всегда легальный бизнес, ввозя в Россию маленькими партиями товары, купленные за границей в розницу, и продавая их в нашей стране по ценам чуть ниже российских, но выше зарубежных.

Попробуем выяснить, почему продукция известных брендов в российских магазинах порой стоит значительно дороже, чем за рубежом, и существуют ли способы борьбы с таким ценовым беспределом.

Разброс цен

Чтобы не быть голословными, приведем примеры, характеризующие разброс цен на одни и те же товары в России и других странах. Начнем, пожалуй, с одежды. Неспроста некоторые российские модницы и модники специально отправляются в так называемые шопинг-туры за границу или просто заказывают зарубежную одежду через Интернет.

Так, например, в мае текущего года моя коллега смогла купить в Испании кожаную куртку известной испанской фирмы за 199 евро, что в переводе на российскую валюту на тот момент составляло около 8 тыс. руб. За такую же куртку в московских бутиках придется выложить почти 16 тыс. руб., то есть вдвое больше. Более того, значительная разница в ценах наблюдается не только по сравнению со страной – родиной бренда. В Великобритании, например, та же куртка в мае стоила около 225 фунтов стерлингов, или 11 тыс. руб. А это почти на треть дешевле, чем в России.

Цены на одежду американских брендов также различаются. Например, мужской свитер одной известной американской марки в США можно купить в пределах 100 долл., а в РФ его цена доходит до 8 тыс. руб.

Ярким примером ценовой пропасти также являются цены на смартфоны, планшеты и прочие гаджеты. Если постараться, в Рунете, конечно, можно найти онлайн-магазины, продающие тот же планшет лишь на 1 тыс. руб. дороже, чем в США или другой стране – родине конкретного бренда. Однако в широко известных магазинах в Москве цена обычно оказывается как минимум вдвое больше.

В мае 2012г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ даже признала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) виновными в ценовом сговоре при реализации в России смартфонов корпорации Apple – iPhone 4. Впрочем, действия антимонопольного органа, видимо, уже оказали эффект на цены. По крайней мере к моменту принятия решения по делу обе стороны успели добровольно прекратить выявленные нарушения.

Не все так плохо

Вместе с тем, как отметил в беседе с РБК директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, некоторые импортные товары в России стоят даже дешевле, чем за рубежом. Это относится, в частности, к непрофессиональным любительским фотоаппаратам японских брендов, которые в РФ зачастую можно купить по более выгодной цене, нежели в Европе и США.

В целом же цены на импортную мелкую бытовую технику, включая мобильные телефоны и ноутбуки, в России и за границей сопоставимы, считает А.Гуськов. При этом, по его словам, у некоторых брендов существует разная ценовая политика для различных стран.

Что касается крупной бытовой техники, то 80-85% стиральных машин и холодильников и 80% телевизоров ведущих международных брендов и вовсе производятся в России, указывает представитель РАТЭК, что, соответственно, положительным образом влияет на их ценообразование.

ФАС за либерализацию

В Федеральной антимонопольной службе одной из причин разрыва в ценах на товары зарубежных марок называют действующий в России запрет на параллельный импорт, то есть на ввоз в страну продукции, защищенной товарным знаком, без согласия правообладателя марки. «Российская компания сегодня не может ввезти легально купленный в той же Европе товар для целей перепродажи. Ей для такого ввоза нужно получить еще согласие обладателя патента в письменном виде на конкретную партию товара», – разъяснял суть проблемы членам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) глава ФАС Игорь Артемьев в конце апреля. По его словам, во многих случаях российским предпринимателям приходят немотивированные отказы в получении разрешений от производителей, что не способствует конкуренции в РФ. Между тем эксклюзивные дилеры нередко завышают цены на товары по сравнению с их стоимостью за границей.

В этой связи ФАС уже несколько лет предлагает снять ограничения на параллельный импорт, то есть разрешить ввоз фирменных товаров в Россию не только эксклюзивным дилерам, но и другим предпринимателям, легально купившим продукцию за рубежом. По оценкам ведомства, эта мера позволит снизить цены на соответствующие товары в нашей стране в среднем на 15%. «Если бы поставщиков в России было побольше, то, наверное, можно было бы говорить о снижении цен импорта», – полагает И.Артемьев. При этом в ФАС считают, что не стоит связывать снятие запрета на легальный ввоз оригинальных товаров из-за рубежа с распространением условий для «серого» импорта. С контрафактом как раз необходимо бороться, подчеркивают в антимонопольной службе.

А пока что независимые импортеры из-за исков правообладателей частенько попадают в российские суды, которые выносят решения в пользу как одной, так и другой стороны. Одно из самых громких судебных разбирательств, связанных с параллельным импортом, прошло в 2008г., когда президиум Высшего арбитражного суда постановил вернуть владельцу конфискованный таможенниками автомобиль Porsche Cayenne, который был ввезен в РФ независимым импортером.

Европейский бизнес против

Однако члены Ассоциации европейского бизнеса выступают против либерализации параллельного импорта. Так, например, производители холодильников опасаются, что независимые импортеры не будут соблюдать надлежащие условия транспортировки и хранения технически сложных приборов, а возникшую в результате этого неисправность придется по гарантии устранять производителю. Между тем независимый дилер и вовсе может оказаться фирмой-однодневкой, беспокоятся производители.

Другие члены АЕБ предупреждают об опасности ввоза в РФ нерусифицированной техники, которая по техническим характеристикам может попросту не подходить для российских условий. Так, хлебопечки одной и той же фирмы, выставленные на продажу в РФ и Франции, настроены по-разному из-за того, что в РФ более грубая мука, привел пример один из участников дискуссии с ФАС.

Такие разные причины

Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выполнив в конце 2011г. исследование по заказу ассоциации РАТЭК и Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), пришли к выводу, что снятие запрета на параллельный импорт в РФ существенно не повлияет на цены товаров. «Даже при весьма значительном исходном ценовом разрыве потенциальное снижение розничных цен по обследованным товарным категориям в большинстве случаев ограничится максимум 3-5%», – полагают в НИУ ВШЭ. Эксперты анализировали цены на рынках косметики, парфюмерии, потребительской электроники, автозапчастей и спортивной одежды и обуви.

По мнению авторов исследования, различия в ценах на фирменные товары в настоящее время обусловлены такими факторами, как издержки на производство, логистику, продвижение товара, уровень платежеспособности спроса. Эксперты также считают, что низкие цены параллельного импорта зачастую обусловлены закупками товара с истекающим сроком годности, бракованных партий, снижением качества из-за ненадлежащих условий хранения, отсутствием издержек на рекламу, снижением затрат на клинические испытания и сертификацию.

Противники легализации параллельного импорта считают, что эта мера, напротив, будет иметь негативный эффект для российского рынка и лишь повысит риски появления контрафактной некачественной продукции. «Скорее всего, полное открытие границ для параллельного импорта ударит по потребителям», – полагает исполнительный директор «РусБренда» Алексей Поповичев. По его мнению, проблема с ограничением параллельного импорта в РФ во многом надуманная, поскольку далеко не все правообладатели брендов препятствуют параллельному импорту своей продукции. Из 400 тыс. товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте (половина из них приходится на иностранные бренды), в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано более 2 тыс. знаков.

Вместо заключения

Хотелось бы также отметить, что вне зависимости от того, будет ли в России когда-нибудь легализован параллельный импорт или нет, цены на все заграничные товары – защищаемые товарными знаками или не защищаемые – во многом будут зависеть от курса рубля. Ведь ослабление курса национальной валюты неминуемо отражается на росте импортных цен. Так что любителям заморских товаров остается следить за событиями в Европе и мировой экономике и уповать на укрепление рубля. Кроме того, в российском Минфине надеются, что влияние ослабления курса рубля на рост цен на импортную продукцию в РФ может быть частично нивелировано снижением импортных пошлин в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

top.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtmltop.rbc.ru/economics/15/06/2012/655143.shtml

Мария Привалова, РБК Новости

Ценовой беспредел: почему россияне переплачивают за импортные товарышопинг, покупатели, ритейлеры, распродажи, розница, импорт, товар
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ценовой беспредел: почему россияне переплачивают за импортные товары
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/64892/2018-09-21

Прямая трансляция