Баннер ФЗ-54
26 августа 2008, 00:00 3648 просмотров

Преступление против конкуренции

Ольга Воробьева, автор «Эксперт Урал» Эксперт

Мобилизация силовиков на борьбу с инфляцией может дать только краткосрочный эффект. Для долгосрочного необходимо изменение законодательства и переориентации государства на экономические приемы стимулирования рынка.

C озданные при прокуратурах комиссии должны бороться с ценовыми сговорами — основной, по мнению государства, причиной роста цен. Это не первая попытка остановить инфляцию нерыночными методами. Недавний громкий пример: прошлой осенью, после того, как основные продукты питания подорожали в отдельных регионах на 40 — 45%, правительство России объявило мораторий на повышение цен до мая 2008 года, а антимонопольная служба начала массовые проверки торговых сетей на предмет сговоров. Превышение супермаркетами предельно допустимых наценок доказано, но в единичных случаях, что для рынка с высокой конкуренцией норма. А общий результат известен — как только административные ограничения были сняты, цены на товары первой необходимости взлетели. По данным Росстата, прирост стоимости минимальной продуктовой корзины в целом по России за первое полугодие 2008 года составил 20,6%, а, например, в Пермском крае — 34,2%.

Главные ценовые контролеры не оставили без внимания нелицеприятные итоги собственной деятельности. Региональные ФАС активизировались: антимонопольщики возбудили сразу несколько дел по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции. Под прицелом оказались пищепром и топливный бизнес. Так, в Челябинской области ФАС ведет разбирательства в отношении Магнитогорской, Чебаркульской и Челябинской птицефабрик: эти предприятия удерживают 90% регионального рынка продажи яиц. По словам руководителя местного УФАС Анны Козловой , дело возбуждено по признакам нарушения статьи 10 закона «О защите конкуренции»: «Предприятия реализуют продукцию за пределами Челябинской области на 5 — 9% дешевле, чем в регионе присутствия, что доказывает злоупотребление доминирующим положением». В Пермском крае пахнет авиакеросином: в числе потенциальных виновников повышения компании Лукойл­Аэро и Лукойл­Пермнефтеоргсинтез, они уже получили запросы о предоставлении в УФАС копий ряда документов.

С созданием нового инструмента — межведомственных комиссий с участием МВД — страна вступает в новый этап борьбы с инфляцией силовыми методами. И снова не оставляют опасения: не сможет комиссия победить рост цен. Причем ни формально — как результат ценовых сговоров, ни на деле — как экономическое явление.

Нетвердая память

Главный инструмент в борьбе с ценовыми сговорами — федеральный закон «О защите конкуренции». Опыт, наработки и полномочия применения этого закона есть только у ФАС и ее региональных подразделений. Эти специалисты также входят в состав межведомственных комиссий и, очевидно, станут главными помощниками прокуратур на нынешнем этапе.

Однако в системе доказательств фактов ценового сговора ничего не изменилось. Между тем, чтобы наказать компанию за факт нарушения закона «О конкуренции», необходимо сначала доказать его в суде. Для этого требуется представить судам подписанные и скрепленные печатями протоколы сговоров. «В статье 4 ФЗ “О защите конкуренции” определено, что соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах», — поясняет руководитель Свердловского УФАС Татьяна Колотова . Любопытно, кто­нибудь видел публичное подписание таких документов?

На Западе другие критерии. Если компании параллельно повысили цены, а себестоимость производства, как и внешняя конъюнктура, не изменилась, это служит неопровержимым доказательством картельного соглашения. Глава ФАС РФ Игорь Артемьев говорит, что «его ведомство сделает все» для применения такого подхода, и в России в сентябре ожидается рассмотрение целого ряда проектов по антимонопольному законодательству. Но пока корректировки не произошло (а на это могут уйти месяцы), комиссии будут применять закон, не обращая внимания на подобные «мелочи».

Несовершенство законов делает действия антимонопольщиков неубедительными. «Руки ФАС туго спутаны существующим законодательством. Тот же закон “О защите конкуренции” имеет нечеткую терминологию. Рыхлость правовой базы дает существенные преимущества монополистам. Все известные действия ФАС относятся к разряду профилактического устрашения», — оценивает объективную причину бесполезности нового инструмента депутат законодательного собрания Пермского края Никита Белых.

Валенки по цене тюбетейки

Риск согласованных действий между хозяйствующими субъектами особенно высок, с точки зрения УФАС, в нефтяном бизнесе, а также производстве и розничной продаже продуктов питания. Компании этих сегментов обращают внимание: антимонопольщики не хотят считаться с реалиями рынка.

— У чиновников сложился четкий подход к определению справедливой цены. Специалисты ведомств рассчитывают стоимость топлива без учета конъюнктуры. Все нефтеперерабатывающие предприятия покупают сырье по единой цене, затраты на переработку нефти примерно у всех одинаковы, в результате оптовики получают готовую продукцию с равной стоимостью. В связи с этим каких­то существенных колебаний быть не может и в рознице, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Ритейлеры также считают, что претензии антимонопольщиков имеют мало экономических оснований. «Ценовой сговор возможен, если рынок формируют три­четыре игрока. В стране практически нет региона и города, где даже оптовое звено работает с признаками монополии или олигополии.

В России доля магазинов сетевого формата на конец 2007 года составляла около 10%. Все остальное — несетевая розница. Например, в Екатеринбурге основные розничные сети по объемам продаж составляют только порядка 15% рынка. Важно учесть, что это 8 — 10 крупных продуктовых сетей. А остальные 85% рынка — десятки небольших сетей и тысячи одиночных магазинов. Поверьте, эти участники рынка договариваться между собой не смогут, да и не будут по определению», — убежден исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» (Екатеринбург) Алексей Подоляко.

Не видят смысла в договоренностях и сами ритейлеры. Для тех, кто работает в эконом­сегменте, низкая цена — один из критериев конкурентоспосбоности. «Ориентиром для выставления цены являются результаты мониторингов», — поясняет директор по закупкам компании «Лента» (Тюмень) Михаил Берлин. Высокая конкуренция в ритейле заставляет компании договариваться с поставщиками о снижении закупочных цен, минимизировать издержки, сокращать непрофильные расходы, создавать системы управления производственными процессами. «Благодаря централизованным закупкам, крупным сетевикам удается устанавливать цены на некоторые товары на 11 —17% ниже региональных», — продолжает Михаил Берлин.

Контролирующие органы, читающие законы буквально, регулятором экономических реалий быть не могут. Главную роль здесь играют рыночные механизмы, в частности классический баланс спроса и предложения, когда цена определяется договором между покупателем и продавцом. «Неважно, какова себестоимость валенок, если мы выставляем их на продажу в Душанбе. Неважно, какая себестоимость тюбетейки, если мы торгуем ими в Якутске. Если сложить все издержки на производство валенок, то их стоимость составит 150 рублей. Но хорошо, если их удастся продать на юге как сувениры за 10 рублей. И это будет справедливая цена, потому что согласия между сторонами не достичь. Элемент регулирования в обязательном порядке должен присутствовать. Но полностью поставить под контроль, например, нефтяную отрасль нельзя. Цена на горючее будет подскакивать весной и осенью, поскольку в эти периоды резко увеличивается потребление», — поясняет проректор по учебной работе УрГЭУ Максим Марамыгин.

Именно поэтому бизнес­сообщество уверено, что новая комиссия не принесет пользы рынку. «Эти проверки не будут способствовать развитию конкуренции. Главным образом они направлены на запугивание предпринимателей. Государство вмешивается в порядок ценообразования исходя из политических, а не экономических соображений. Это выход государства как участника на рынок со своими правилами игры и манипулирование рынком в собственных интересах. Такие действия имеют долгосрочный негативный эффект, это абсолютно точно. В такой ситуации предпринимателям стоит всерьез подумать о защите своих прав», — утверждает Никита Белых.

И бизнес уже готов защищаться. В ответ на ужесточение контроля со стороны властей бизнес­сообщество формирует рабочую группу, которая займется противодействием превышения чиновниками служебных полномочий. «Четыре общественные организации “Деловая Россия”, РСПП, ТПП и “Опора России” обсуждают возможные варианты работы в этом направлении. Опираться будем на ресурс все той же Генпрокуратуры», — подчеркивает первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству, сопредседатель общественной организации «Деловая Россия» Владимир Головнев.

Снижаем цены. Недорого

Противники убеждения «силовыми методами растущие цены не остановить» могут парировать: цены же падают. И действительно, 14 и 18 августа нефтяные компании «Лукойл» и «Газпром нефть» снизили оптовые цены на топливо, отпускаемое с их нефтеперерабатывающих заводов. Сделано это, скорее всего, за счет маржи компаний. Цены снижают «во избежание лишних вопросов». Однако увеличение тарифов естественных монополий, повышение стоимости ресурсов очень скоро вынудят предпринимателей отыграть потерянные позиции. И методы устрашения уже не сработают. И чем сильнее власти сжимают инфляционную пружину, используя неэкономические пути воздействия, тем больше риск необузданного роста цен в долгосрочном периоде.

Чтобы снизить рост цен в долгосрочной перспективе, предприятиям необходимо сокращать издержки и увеличивать объемы производства. Если власти хотят помочь этому процессу, то бизнес, конечно, возражать не будет (особенно, если государство начнет разумную политику в отношении естественных монополий). Но воздействие должно быть аккуратным, более точечным. Для моментального эффекта придется использовать механизмы бюджетного инвестирования. Так, в секторе сельхозпереработки полезно применять опробованные мировой практикой дотации, устанавливать высокие ввозные таможенные пошлины на аналогичную производимой в стране продукцию, использовать налоговое регулирование. В топливном секторе стабилизационной мерой может стать увеличение конкуренции на этапе нефтепереработки. «Можно построить новые нефтеперерабатывающие заводы, увеличить долю государственных компаний», — утверждает собственник сети автозаправочных станций «Возрождение Урала» (Свердловская область) Айдар Зарипов.

Примет того, что государство готово действовать экономическими методами, пока нет. 20 августа появилась информация, что в составе УФАС появится дополнительное управление, которое будет заниматься только картельными сговорами (по сути, «горизонтальными» ценовыми сговорами между конкурентами). В полку карателей картелей прибыло.

Статья относится к тематикам: Retail, Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Фоторепортаж с открытия нового магазина «Фасоль эк...
264
Микробизнес не готов к работе по новым правилам
1725
Генеральный директор Tom Tailor о переменах на рын...
869
За 5 месяцев 2017 года финансовые показатели «Сити...
5124
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
576
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
3899
Чтобы увеличить продажи, поставщик разработал ново...
4040

Ольга Воробьева, автор «Эксперт Урал» Эксперт

Мобилизация силовиков на борьбу с инфляцией может дать только краткосрочный эффект. Для долгосрочного необходимо изменение законодательства и переориентации государства на экономические приемы стимулирования рынка.

C озданные при прокуратурах комиссии должны бороться с ценовыми сговорами — основной, по мнению государства, причиной роста цен. Это не первая попытка остановить инфляцию нерыночными методами. Недавний громкий пример: прошлой осенью, после того, как основные продукты питания подорожали в отдельных регионах на 40 — 45%, правительство России объявило мораторий на повышение цен до мая 2008 года, а антимонопольная служба начала массовые проверки торговых сетей на предмет сговоров. Превышение супермаркетами предельно допустимых наценок доказано, но в единичных случаях, что для рынка с высокой конкуренцией норма. А общий результат известен — как только административные ограничения были сняты, цены на товары первой необходимости взлетели. По данным Росстата, прирост стоимости минимальной продуктовой корзины в целом по России за первое полугодие 2008 года составил 20,6%, а, например, в Пермском крае — 34,2%.

Главные ценовые контролеры не оставили без внимания нелицеприятные итоги собственной деятельности. Региональные ФАС активизировались: антимонопольщики возбудили сразу несколько дел по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции. Под прицелом оказались пищепром и топливный бизнес. Так, в Челябинской области ФАС ведет разбирательства в отношении Магнитогорской, Чебаркульской и Челябинской птицефабрик: эти предприятия удерживают 90% регионального рынка продажи яиц. По словам руководителя местного УФАС Анны Козловой , дело возбуждено по признакам нарушения статьи 10 закона «О защите конкуренции»: «Предприятия реализуют продукцию за пределами Челябинской области на 5 — 9% дешевле, чем в регионе присутствия, что доказывает злоупотребление доминирующим положением». В Пермском крае пахнет авиакеросином: в числе потенциальных виновников повышения компании Лукойл­Аэро и Лукойл­Пермнефтеоргсинтез, они уже получили запросы о предоставлении в УФАС копий ряда документов.

С созданием нового инструмента — межведомственных комиссий с участием МВД — страна вступает в новый этап борьбы с инфляцией силовыми методами. И снова не оставляют опасения: не сможет комиссия победить рост цен. Причем ни формально — как результат ценовых сговоров, ни на деле — как экономическое явление.

Нетвердая память

Главный инструмент в борьбе с ценовыми сговорами — федеральный закон «О защите конкуренции». Опыт, наработки и полномочия применения этого закона есть только у ФАС и ее региональных подразделений. Эти специалисты также входят в состав межведомственных комиссий и, очевидно, станут главными помощниками прокуратур на нынешнем этапе.

Однако в системе доказательств фактов ценового сговора ничего не изменилось. Между тем, чтобы наказать компанию за факт нарушения закона «О конкуренции», необходимо сначала доказать его в суде. Для этого требуется представить судам подписанные и скрепленные печатями протоколы сговоров. «В статье 4 ФЗ “О защите конкуренции” определено, что соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах», — поясняет руководитель Свердловского УФАС Татьяна Колотова . Любопытно, кто­нибудь видел публичное подписание таких документов?

На Западе другие критерии. Если компании параллельно повысили цены, а себестоимость производства, как и внешняя конъюнктура, не изменилась, это служит неопровержимым доказательством картельного соглашения. Глава ФАС РФ Игорь Артемьев говорит, что «его ведомство сделает все» для применения такого подхода, и в России в сентябре ожидается рассмотрение целого ряда проектов по антимонопольному законодательству. Но пока корректировки не произошло (а на это могут уйти месяцы), комиссии будут применять закон, не обращая внимания на подобные «мелочи».

Несовершенство законов делает действия антимонопольщиков неубедительными. «Руки ФАС туго спутаны существующим законодательством. Тот же закон “О защите конкуренции” имеет нечеткую терминологию. Рыхлость правовой базы дает существенные преимущества монополистам. Все известные действия ФАС относятся к разряду профилактического устрашения», — оценивает объективную причину бесполезности нового инструмента депутат законодательного собрания Пермского края Никита Белых.

Валенки по цене тюбетейки

Риск согласованных действий между хозяйствующими субъектами особенно высок, с точки зрения УФАС, в нефтяном бизнесе, а также производстве и розничной продаже продуктов питания. Компании этих сегментов обращают внимание: антимонопольщики не хотят считаться с реалиями рынка.

— У чиновников сложился четкий подход к определению справедливой цены. Специалисты ведомств рассчитывают стоимость топлива без учета конъюнктуры. Все нефтеперерабатывающие предприятия покупают сырье по единой цене, затраты на переработку нефти примерно у всех одинаковы, в результате оптовики получают готовую продукцию с равной стоимостью. В связи с этим каких­то существенных колебаний быть не может и в рознице, — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Ритейлеры также считают, что претензии антимонопольщиков имеют мало экономических оснований. «Ценовой сговор возможен, если рынок формируют три­четыре игрока. В стране практически нет региона и города, где даже оптовое звено работает с признаками монополии или олигополии.

В России доля магазинов сетевого формата на конец 2007 года составляла около 10%. Все остальное — несетевая розница. Например, в Екатеринбурге основные розничные сети по объемам продаж составляют только порядка 15% рынка. Важно учесть, что это 8 — 10 крупных продуктовых сетей. А остальные 85% рынка — десятки небольших сетей и тысячи одиночных магазинов. Поверьте, эти участники рынка договариваться между собой не смогут, да и не будут по определению», — убежден исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» (Екатеринбург) Алексей Подоляко.

Не видят смысла в договоренностях и сами ритейлеры. Для тех, кто работает в эконом­сегменте, низкая цена — один из критериев конкурентоспосбоности. «Ориентиром для выставления цены являются результаты мониторингов», — поясняет директор по закупкам компании «Лента» (Тюмень) Михаил Берлин. Высокая конкуренция в ритейле заставляет компании договариваться с поставщиками о снижении закупочных цен, минимизировать издержки, сокращать непрофильные расходы, создавать системы управления производственными процессами. «Благодаря централизованным закупкам, крупным сетевикам удается устанавливать цены на некоторые товары на 11 —17% ниже региональных», — продолжает Михаил Берлин.

Контролирующие органы, читающие законы буквально, регулятором экономических реалий быть не могут. Главную роль здесь играют рыночные механизмы, в частности классический баланс спроса и предложения, когда цена определяется договором между покупателем и продавцом. «Неважно, какова себестоимость валенок, если мы выставляем их на продажу в Душанбе. Неважно, какая себестоимость тюбетейки, если мы торгуем ими в Якутске. Если сложить все издержки на производство валенок, то их стоимость составит 150 рублей. Но хорошо, если их удастся продать на юге как сувениры за 10 рублей. И это будет справедливая цена, потому что согласия между сторонами не достичь. Элемент регулирования в обязательном порядке должен присутствовать. Но полностью поставить под контроль, например, нефтяную отрасль нельзя. Цена на горючее будет подскакивать весной и осенью, поскольку в эти периоды резко увеличивается потребление», — поясняет проректор по учебной работе УрГЭУ Максим Марамыгин.

Именно поэтому бизнес­сообщество уверено, что новая комиссия не принесет пользы рынку. «Эти проверки не будут способствовать развитию конкуренции. Главным образом они направлены на запугивание предпринимателей. Государство вмешивается в порядок ценообразования исходя из политических, а не экономических соображений. Это выход государства как участника на рынок со своими правилами игры и манипулирование рынком в собственных интересах. Такие действия имеют долгосрочный негативный эффект, это абсолютно точно. В такой ситуации предпринимателям стоит всерьез подумать о защите своих прав», — утверждает Никита Белых.

И бизнес уже готов защищаться. В ответ на ужесточение контроля со стороны властей бизнес­сообщество формирует рабочую группу, которая займется противодействием превышения чиновниками служебных полномочий. «Четыре общественные организации “Деловая Россия”, РСПП, ТПП и “Опора России” обсуждают возможные варианты работы в этом направлении. Опираться будем на ресурс все той же Генпрокуратуры», — подчеркивает первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству, сопредседатель общественной организации «Деловая Россия» Владимир Головнев.

Снижаем цены. Недорого

Противники убеждения «силовыми методами растущие цены не остановить» могут парировать: цены же падают. И действительно, 14 и 18 августа нефтяные компании «Лукойл» и «Газпром нефть» снизили оптовые цены на топливо, отпускаемое с их нефтеперерабатывающих заводов. Сделано это, скорее всего, за счет маржи компаний. Цены снижают «во избежание лишних вопросов». Однако увеличение тарифов естественных монополий, повышение стоимости ресурсов очень скоро вынудят предпринимателей отыграть потерянные позиции. И методы устрашения уже не сработают. И чем сильнее власти сжимают инфляционную пружину, используя неэкономические пути воздействия, тем больше риск необузданного роста цен в долгосрочном периоде.

Чтобы снизить рост цен в долгосрочной перспективе, предприятиям необходимо сокращать издержки и увеличивать объемы производства. Если власти хотят помочь этому процессу, то бизнес, конечно, возражать не будет (особенно, если государство начнет разумную политику в отношении естественных монополий). Но воздействие должно быть аккуратным, более точечным. Для моментального эффекта придется использовать механизмы бюджетного инвестирования. Так, в секторе сельхозпереработки полезно применять опробованные мировой практикой дотации, устанавливать высокие ввозные таможенные пошлины на аналогичную производимой в стране продукцию, использовать налоговое регулирование. В топливном секторе стабилизационной мерой может стать увеличение конкуренции на этапе нефтепереработки. «Можно построить новые нефтеперерабатывающие заводы, увеличить долю государственных компаний», — утверждает собственник сети автозаправочных станций «Возрождение Урала» (Свердловская область) Айдар Зарипов.

Примет того, что государство готово действовать экономическими методами, пока нет. 20 августа появилась информация, что в составе УФАС появится дополнительное управление, которое будет заниматься только картельными сговорами (по сути, «горизонтальными» ценовыми сговорами между конкурентами). В полку карателей картелей прибыло.

Преступление против конкуренциипреступление, конкуренция, мобилизация, инфляция, краткосрочный, долгосрочный, законодательство
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Преступление против конкуренции
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/29361/2017-07-28