Исследования и рейтинги
Droggery. Косметика. Парфюмерия
23 августа 2019, 11:16 3154 просмотра

Центральный округ формирует около 35% парфюмерно-косметического ритейла РФ

M.A.Research

Продажи парфюмерно-косметической продукции в Центральном округе формируют порядка 32-35% общероссийского показателя в стоимостном выражении, по данным Росстата. В 2018 г. объем продаж парфюмерно-косметических товаров составил 231,8 млрд руб., что на 11,2% выше показателя за 2017 год. Бурный рост продаж в третьем квартале аналитики связывают с увеличением покупательского потока за счет проведения Чемпионата мира по футболу, поскольку продажи выросли за счет Москвы, которые увеличились почти в два раза.

В первом полугодии 2019 г. розничные продажи парфюмерно-косметических товаров в ЦФО выросли на 31,1%, составив 118,3 млрд рублей. Однако столь позитивная динамика обеспечена главным образом ростом розничных цен из-за повышения НДС. Это подтверждает показатель индекса физического объема розничных продаж, который вырос в первом квартале 2019 г. 102,0%, во втором квартале – 100,6% (без учета продаж косметического мыла).

Для парфюмерно-косметического рынка ЦФО характерно неравномерное развитие регионов, что обусловлено более высокими показателями Москвы и Московской области (чуть более 70% продаж парфюмерно-косметических товаров в 2018 г.). Роль остальных регионов, таким образом, становится куда менее значительной и в меньшей степени отражается на показателях парфюмерно-косметического рынка ЦФО в целом. Лидерами продаж парфюмерно-косметической продукции после Москвы и Московской области являются Воронежская, Калужская и Рязанская области; наиболее низкие показатели – у Орловской области, где продажи ПКТ в 2018 г. снизились.

Розничную торговлю парфюмерно-косметическими товарами на территории Центрального округа осуществляют около 6,8 тыс. торговых точек различного формата, включая представительства компаний прямых продаж (данные на ноябрь-декабрь 2018 г.). Большая часть (66%) магазинов принадлежит торговым сетям, специализирующимся на продаже парфюмерии, косметики и бытовой химии. По данным обследования, проведенного M.A. Research, в ноябре-декабре 2018 г. на территории ЦФО работало более 4,5 тыс. сетевых торговых точек, включая точки формата «дрогери» (2,4 тыс. магазинов).

Данные точки принадлежат 295 сетям, в том числе 44 сетям формата «дрогери», наиболее многочисленным по количеству торговых точек. По оценке M.A. Research, 132 компании развиваются в формате мультибрендового магазина или бутика, где может быть как самообслуживание, так и прилавочная торговля. 35 сетей развивается в формате парфюмерно-косметического супермаркета, кроме того, хорошо развит сегмент монобрендовых магазинов/бутиков и магазинов/бутиков по продаже натуральной и органической косметики – в таком формате работают 44 торговых сети.

Для количественной структуры сетевого парфюмерно-косметического ритейла Центрального округа характерно преобладание федеральных компаний – доля их магазинов в суммарном количестве сетевых торговых парфюмерно-косметических точек составляла около 65% в ноябре-декабре 2018 г. Однако доля магазинов региональных и локальных сетей по сравнению с сентябрем 2015 г. заметно выросла (с 33% до 40%), что говорит о возрастающей роли местных компаний на парфюмерно-косметическом рынке ЦФО.

Наиболее насыщенными регионами с точки зрения сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери являются Белгородская и Курская области (19,4 и 18,0 магазина на 100 тыс. человек). В Москве и Московской области показатель ниже, что обусловлено высоким уровнем конкуренции и численностью населения. В целом по Центральному федеральному округу на 100 тыс. человек приходится около 11,5 сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери и 15,8 всех розничных парфюмерно-косметических магазинов и дрогери.

Парфюмерно-косметические сети и сети дрогери занимают порядка 65-68% в обороте розничных продаж парфюмерии, косметики и сопутствующих товаров, по оценке M.A. Research. Оборот сетей дрогери учитывается не полностью, поскольку они в их ассортименте довольно значительная доля приходится на другие товары. Доля сетей дрогери на рынке ЦФО, по оценке M.A. Research, составляет от 18% до 21%, и в перспективе можно ожидать роста показателя до 25 процентов. Учитывая сложную экономическую ситуацию и слабый рост доходов россиян, популярность магазинов дрогери в ближайшие три года будет расти.

Крупные сети парфюмерно-косметических супермаркетов в ЦФО – это «Л'Этуаль», «Рив Гош», «Иль де Ботэ» (т.н. «большая тройка») и локальная сеть «Элизэ», работающая на территории Московского региона. «Элизэ» ориентирована на покупателей со средним уровнем доходов и ниже, тогда как целевой аудиторией «большой тройки» являются более обеспеченные покупатели, все три сети работают в сегменте «средний плюс» и «высокий». Несмотря на это ассортимент сетей «большой тройки» расширяется за счет менее дорогих и массовых товаров, как под собственными торговыми марками, так и за счет брендированной продукции. Рынок ЦФО для трех федеральных игроков – один из ключевых, здесь сосредоточено от 30 до 40 процентов торговых точек данных сетей, главным образом в Московском регионе. Сеть «Элизэ» - региональная, за пределами ЦФО торговых точек у нее нет.

Заметную роль на парфюмерно-косметическом рынке ЦФО играют крупные международные сети «Ив Роше», L'Occitane, LUSH, M.A.C., которым принадлежит около 530 торговых точек, работающих в формате монобрендового магазина/бутика. Концепция «Ив Роше», L'Occitane, LUSH – это бутики косметики из натуральных ингредиентов, сеть M.A.C. специализируется на продажах декоративной косметики. 

Среди десяти крупнейших торговых сетей Центрального округа семь работают в формате «дрогери» – это «Магнит Косметик», «Семь дней», «Улыбка Радуги», «Подружка», «Южный двор», «Санги Стиль», «Мойдодыр». Данный формат за последние годы стал одним из ключевых на рынке за счет популярности у покупателей и сравнительно низких цен. Ассортимент дрогери насчитывает от 9 до 15 тыс. SKU, доля парфюмерно-косметических товаров варьируется от 40% до 55% ассортимента.

На рынке ЦФО хорошо представлены премиальные монобрендовые сети, в основном это бутики известных косметических и парфюмерных марок (Jo Malone, DKNY, Lancome, YvesSaintLaurent и другие). По данным M.A. Research, в ноябре-декабре 2018 г. работало около 50 премиальных монобрендовых бутиков, большая часть которых находится в Московском регионе.

Среди премиальных мультибрендовых сетей можно отметить Articoli (Москва) и «Флаконъ» (сеть салонов селективной парфюмерии в Воронеже). Однако в целом мультибрендовых бутиков премиального сегмента мало, что обусловлено конкуренцией с магазинами «большой тройки» и монобрендовыми бутиками отдельных марок.

В течение последних трех лет на рынке Центрального округа динамично развиваются сети белорусской и корейской косметики, которые работают чаще в формате мультибрендовых магазинов или корнеров/секций в торговых центрах. Магазины открываются как по франчайзингу, так и органическим способом, причем они популярны как в крупных, так и в небольших и средних по численности населения городах ЦФО.

За последние пять лет появилось много сетей магазинов, ориентированных на продажу профессиональной косметики, расходных материалов для салонов, аксессуаров и других подобных товаров для профессионального потребления.  

Статья подготовлена по результатам исследования M.A. Research "Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2018 г., прогноз до 2022 г."

Поделиться публикацией:
Источник: M.A.Research
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Центральный округ формирует около 35% парфюмерно-косметического ритейла РФ

Продажи парфюмерно-косметической продукции в Центральном округе формируют порядка 32-35% общероссийского показателя в стоимостном выражении, по данным Росстата. В 2018 г. объем продаж парфюмерно-косметических товаров составил 231,8 млрд руб., что на 11,2% выше показателя за 2017 год. Бурный рост продаж в третьем квартале аналитики связывают с увеличением покупательского потока за счет проведения Чемпионата мира по футболу, поскольку продажи выросли за счет Москвы, которые увеличились почти в два раза.

В первом полугодии 2019 г. розничные продажи парфюмерно-косметических товаров в ЦФО выросли на 31,1%, составив 118,3 млрд рублей. Однако столь позитивная динамика обеспечена главным образом ростом розничных цен из-за повышения НДС. Это подтверждает показатель индекса физического объема розничных продаж, который вырос в первом квартале 2019 г. 102,0%, во втором квартале – 100,6% (без учета продаж косметического мыла).

Для парфюмерно-косметического рынка ЦФО характерно неравномерное развитие регионов, что обусловлено более высокими показателями Москвы и Московской области (чуть более 70% продаж парфюмерно-косметических товаров в 2018 г.). Роль остальных регионов, таким образом, становится куда менее значительной и в меньшей степени отражается на показателях парфюмерно-косметического рынка ЦФО в целом. Лидерами продаж парфюмерно-косметической продукции после Москвы и Московской области являются Воронежская, Калужская и Рязанская области; наиболее низкие показатели – у Орловской области, где продажи ПКТ в 2018 г. снизились.

Розничную торговлю парфюмерно-косметическими товарами на территории Центрального округа осуществляют около 6,8 тыс. торговых точек различного формата, включая представительства компаний прямых продаж (данные на ноябрь-декабрь 2018 г.). Большая часть (66%) магазинов принадлежит торговым сетям, специализирующимся на продаже парфюмерии, косметики и бытовой химии. По данным обследования, проведенного M.A. Research, в ноябре-декабре 2018 г. на территории ЦФО работало более 4,5 тыс. сетевых торговых точек, включая точки формата «дрогери» (2,4 тыс. магазинов).

Данные точки принадлежат 295 сетям, в том числе 44 сетям формата «дрогери», наиболее многочисленным по количеству торговых точек. По оценке M.A. Research, 132 компании развиваются в формате мультибрендового магазина или бутика, где может быть как самообслуживание, так и прилавочная торговля. 35 сетей развивается в формате парфюмерно-косметического супермаркета, кроме того, хорошо развит сегмент монобрендовых магазинов/бутиков и магазинов/бутиков по продаже натуральной и органической косметики – в таком формате работают 44 торговых сети.

Для количественной структуры сетевого парфюмерно-косметического ритейла Центрального округа характерно преобладание федеральных компаний – доля их магазинов в суммарном количестве сетевых торговых парфюмерно-косметических точек составляла около 65% в ноябре-декабре 2018 г. Однако доля магазинов региональных и локальных сетей по сравнению с сентябрем 2015 г. заметно выросла (с 33% до 40%), что говорит о возрастающей роли местных компаний на парфюмерно-косметическом рынке ЦФО.

Наиболее насыщенными регионами с точки зрения сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери являются Белгородская и Курская области (19,4 и 18,0 магазина на 100 тыс. человек). В Москве и Московской области показатель ниже, что обусловлено высоким уровнем конкуренции и численностью населения. В целом по Центральному федеральному округу на 100 тыс. человек приходится около 11,5 сетевых парфюмерно-косметических магазинов и дрогери и 15,8 всех розничных парфюмерно-косметических магазинов и дрогери.

Парфюмерно-косметические сети и сети дрогери занимают порядка 65-68% в обороте розничных продаж парфюмерии, косметики и сопутствующих товаров, по оценке M.A. Research. Оборот сетей дрогери учитывается не полностью, поскольку они в их ассортименте довольно значительная доля приходится на другие товары. Доля сетей дрогери на рынке ЦФО, по оценке M.A. Research, составляет от 18% до 21%, и в перспективе можно ожидать роста показателя до 25 процентов. Учитывая сложную экономическую ситуацию и слабый рост доходов россиян, популярность магазинов дрогери в ближайшие три года будет расти.

Крупные сети парфюмерно-косметических супермаркетов в ЦФО – это «Л'Этуаль», «Рив Гош», «Иль де Ботэ» (т.н. «большая тройка») и локальная сеть «Элизэ», работающая на территории Московского региона. «Элизэ» ориентирована на покупателей со средним уровнем доходов и ниже, тогда как целевой аудиторией «большой тройки» являются более обеспеченные покупатели, все три сети работают в сегменте «средний плюс» и «высокий». Несмотря на это ассортимент сетей «большой тройки» расширяется за счет менее дорогих и массовых товаров, как под собственными торговыми марками, так и за счет брендированной продукции. Рынок ЦФО для трех федеральных игроков – один из ключевых, здесь сосредоточено от 30 до 40 процентов торговых точек данных сетей, главным образом в Московском регионе. Сеть «Элизэ» - региональная, за пределами ЦФО торговых точек у нее нет.

Заметную роль на парфюмерно-косметическом рынке ЦФО играют крупные международные сети «Ив Роше», L'Occitane, LUSH, M.A.C., которым принадлежит около 530 торговых точек, работающих в формате монобрендового магазина/бутика. Концепция «Ив Роше», L'Occitane, LUSH – это бутики косметики из натуральных ингредиентов, сеть M.A.C. специализируется на продажах декоративной косметики. 

Среди десяти крупнейших торговых сетей Центрального округа семь работают в формате «дрогери» – это «Магнит Косметик», «Семь дней», «Улыбка Радуги», «Подружка», «Южный двор», «Санги Стиль», «Мойдодыр». Данный формат за последние годы стал одним из ключевых на рынке за счет популярности у покупателей и сравнительно низких цен. Ассортимент дрогери насчитывает от 9 до 15 тыс. SKU, доля парфюмерно-косметических товаров варьируется от 40% до 55% ассортимента.

На рынке ЦФО хорошо представлены премиальные монобрендовые сети, в основном это бутики известных косметических и парфюмерных марок (Jo Malone, DKNY, Lancome, YvesSaintLaurent и другие). По данным M.A. Research, в ноябре-декабре 2018 г. работало около 50 премиальных монобрендовых бутиков, большая часть которых находится в Московском регионе.

Среди премиальных мультибрендовых сетей можно отметить Articoli (Москва) и «Флаконъ» (сеть салонов селективной парфюмерии в Воронеже). Однако в целом мультибрендовых бутиков премиального сегмента мало, что обусловлено конкуренцией с магазинами «большой тройки» и монобрендовыми бутиками отдельных марок.

В течение последних трех лет на рынке Центрального округа динамично развиваются сети белорусской и корейской косметики, которые работают чаще в формате мультибрендовых магазинов или корнеров/секций в торговых центрах. Магазины открываются как по франчайзингу, так и органическим способом, причем они популярны как в крупных, так и в небольших и средних по численности населения городах ЦФО.

За последние пять лет появилось много сетей магазинов, ориентированных на продажу профессиональной косметики, расходных материалов для салонов, аксессуаров и других подобных товаров для профессионального потребления.  

Статья подготовлена по результатам исследования M.A. Research "Российский парфюмерно-косметический ритейл в 2018 г., прогноз до 2022 г."

исследование, парфюмерно-косметический рынок рфЦентральный округ формирует около 35% парфюмерно-косметического ритейла РФ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-a-research-tsentralnyy-okrug-formiruet-okolo-35-parfyumerno-kosmeticheskogo-riteyla-rf/2019-08-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052