Несмотря на положительные всплески, Shopping Index продолжает снижаться. По данным Watcom, Shopping Index (индикатор, отражающий в режиме онлайн динамику посещаемости, количество человек на 1 тыс. кв.м торговой площади GLA) по итогам 2018 года в Москве снизился на 5,2% LFLпо сравнению с предыдущем годом. Такое падение эксперты связывают с высокой конкуренцией торговых центров с супермаркетами вstreet-ритейле и укреплением сберегательной модели поведения покупателей. С конца 2014 года в столице было введено рекордное количество новых объектов коммерческой недвижимости, что также повлияло на динамику. В целом за 4 года снижениеShopping Indexв Москве составило -14,5%.
В двух других городах-миллионниках ShoppingIndex, наоборот, вырос, по сравнению с прошлым годом: в Санкт-Петербурге рост составил 0,8 %LFL, в Екатеринбурге - 7,1 % LFL. Такой подъем в последнем городе эксперты связывают с неизменным количеством коммерческой недвижимости на рынке, а также популяризация торговых центров в качестве места проведения досуга.
2019 год для торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга начался с позитивной динамики: в Москве в январеShopping Index вырос на 0,7%LFL по сравнению с 2018 годом, в Петербурге – на 2,6 % LFL.
Что это: кратковременный всплеск или начало выхода из кризисной ситуации? Сейчас на это ответить сложно. По данным Росстата, в 2018 году вырос объем кредитования россиян на 46%, реальные доходы упали на 0,2 %, а инфляция достигла 4,2 %.
«Каким будет 2019 год дальше, предсказать сейчас довольно трудно, - комментирует президень компанииWatcom Роман Скороходов. – Во время январских праздников около 70% горожан остались в городе, что сказалось на посещаемости торговых центров. Для поддержания положительной динамики необходимо сохранять маркетинговую активность, удерживая посетителей впечатлениями и развлекательной составляющей».