Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
За последние 5 лет средний чек на фитнес-услуги в РФ снизился на 40%
«Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта T-Data изучили обезличенные данные о тратах россиян на фитнес-услуги и спорттовары, чтобы понять, как меняется рынок спорта и активного отдыха.
PeopleImages.com - Yuri A/Shutterstock/Fotodom
Расходы россиян на фитнес заметно выросли, хотя сами траты стали более дробными
С 2019 по 2024 год количество транзакций в категории «Фитнес» увеличилось на 157,2%, а общий объем трат — на 106,1%. При этом средний чек снизился почти на 20%: с 2 771 ₽ в 2019 году до 2 221 ₽ в 2024 В 2025 году тренд продолжается. За первое полугодие оборот категории превысил показатели прошлого года на 19%.
Самые бурные изменения происходят в онлайне. За пять лет онлайн-оборот вырос почти в четыре раза. Но средний чек здесь упал сильнее всего: с 4 275 до 2 577 ₽ (−39,7%). В первой половине 2025 года онлайн-продажи фитнес-услуг принесли компаниям на 4% больше, чем в этот же период годом ранее, при среднем чеке 2 209 ₽.
В офлайне рост скромнее. С 2019 по 2024 год оборот бизнеса в сфере фитнес-услуг вырос на 55,4%. Средний чек за это время сократился с 2 532 до 2 029 ₽ (−19,9%). За первые шесть месяцев 2025 года объем офлайн-трат вырос на 43% к первому полугодию 2024.
Что касается рынка в целом, по данным Росстата, в июле 2025 года объем платных услуг в сфере физкультуры и спорта составил 17,44 млрд рублей — на 2,8% больше, чем годом ранее. Основная доля по-прежнему приходится на фитнес-центры: 10,27 млрд рублей, рост на 6% в годовом выражении.
Всего за первые семь месяцев 2025 года россияне потратили на услуги фитнес-центров 74 млрд рублей.
Расходы россиян на спорттовары продолжают расти
Контрастно выглядит динамика в категории «Спорттовары». С 2019 по 2024 год число транзакций сократилось на 28,2%, а оборот снизился не столь существенно — на 4,7%. Средний чек в спорттоварах вырос с 2 849 ₽ в 2019 году до 3 783 ₽ в 2024 году (+32,8%). То есть в товарном ритейле отмечается явный сдвиг: меньше операций, но более дорогая средняя покупка — покупательская корзина в стоимости сдвинулась вверх. В первом полугодии 2025 средний чек на спорттовары уже достиг 3 926 ₽.
Траты на спорттовары в онлайн-сегменте растут год к году, в отличие от чеков в офлайне, где показатель почти не меняется.
По данным Wildberries для Бизнес-секретов, спортивные товары остаются одной из ключевых категорий на маркетплейсе и демонстрируют устойчивый рост. В январе — августе 2025 оборот сегмента увеличился на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основной вклад в динамику обеспечила спортивная одежда: костюмы, брюки и куртки, которые занимают лидирующую позицию по объему продаж. За ними следуют велосипеды, самокаты и протеиновые добавки. В десятку наиболее популярных товаров текущего года впервые вошли сапборды и палатки, что отражает рост интереса покупателей к активному отдыху на природе.
В категории массового спроса наибольший рост продаж зафиксирован у сноубордов (+630%), запчастей для велосипедов — рам и вилок (более 500%), беговых дорожек (+320%) и наборов для фитнеса (+275%). При этом ряд узкоспециализированных позиций показал сокращение спроса: продажи клея для подков снизились на 95%, кисточек для копыт — на 77%, оборот рыболовных куканов уменьшился на 20%.
При сопоставлении ситуации в категориях «Фитнес» и «Спорттовары» можно увидеть прямо противоположные тренды. В сегменте услуг доминирует вовлечение и частота, в ритейле — возврат к качественному, более дорогостоящему потреблению.
Продавцов спорттоваров становится меньше, а фитнес-центры открываются чаще
Согласно обезличенным данным по транзакциям, безоговорочный лидер среди крупных продавцов спортивных товаров — Спортмастер. Он занимает около 79% рынка среди больших сетевых брендов. Доля «Триал-Спорта» — примерно 6%, «Кант» и Desport — по 3%, «Траектория», Forward и «Спорт-Марафон» — по 2%.
Общая предпринимательская активность на рынке спорттоваров почти не растет. Число ИП в этой категории за полтора года осталось практически на том же уровне, а количество ООО заметно сократилось. Это может говорить о консолидации рынка и уходе части средних игроков.
Совсем другая картина в фитнесе. За тот же период число ИП, работающих в этой сфере, увеличилось почти на четверть, а количество компаний формата ООО слегка подросло. Особенно заметен рост в сегменте частных залов и студий: регистрация новых ИП стабильно держится на высоком уровне. Это указывает на активный заход мелкого и среднего бизнеса в фитнес и общую оживленность ниши. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева отмечает, что рынок находится в фазе активной трансформации.
По словам эксперта, в первом полугодии 2025 года 65% вновь открывшихся фитнес-клубов работали по рекуррентной модели, а на долю рекуррентных платежей приходится уже 12% реализуемых карт в денежном выражении (в Москве — 22%).
«Авито»: каждый пятый россиянин интересуется экстремальными видами спорта
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Про тренды в категории и предпочтения потребителей.