Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Средний срок морской доставки из Турции увеличился почти вдвое
После введения новых требований к заходам в российские порты иностранные суда простаивают в Новороссийске до 20 дней. Большая часть грузопотока перераспределяется на автомаршруты, срок доставки по которым также вырос из-за увеличения числа досмотров на грузинской стороне. Об этом сообщается в совместном обзоре ПЭК и VC Forwarding.
Фото: Pakorn Khantiyaporn/Shutterstock/Fotodom
В сентябре средний срок морской доставки из Турции в Россию увеличился в 1,5–1,6 раз по сравнению с июнем. Например, перевозка на пароме при благоприятных погодных условиях из Стамбула в Новороссийск занимает 14–18, против 9–12 дней двумя месяцами ранее, рассказал Сергей Денисов, директор ПЭК: SILK WAY — бизнес-юнита, который занимается доставкой сборных грузов между Россией и странами ЕАЭС, Турцией и Таиландом.
Повышение времени доставки связано с масштабными простоями иностранных судов в порту Новороссийск. С 21 июля 2025 года в России вступили в силу изменения, согласно которым заход иностранных судов в отечественные порты возможен только при получении разрешения капитана и обязательном согласовании с Федеральной службой безопасности.
Ожидая разрешительных документов, иностранные суда в Новороссийске простаивают от двух до 20 дней, отметил Сергей Денисов.
В то же время средние ставки на морские перевозки из портов Стамбула (Амбарли, Гебзе) в Новороссийск и Туапсе в августе выросли на 10–12% год к году; с учетом доплат за услуги таможенных представителей и экспедирование цена доходит до 800–1000 долларов. Повышение связано с ростом стоимости топлива, расходов на бункеровку и увеличением платы за проход через проливы Босфор и Дарданеллы.
Разгрузить порты Новороссийска и Туапсе поможет обновленный Ростовский порт, который планируют перенести из центра города на левый берег Дона к концу 2027 года, а вместе с тем и завершить его реконструкцию. Как отметил глава Ростовской области Юрий Слюсарь, новый порт будет оснащен современным оборудованием и рассчитан на востребованность у судоходных компаний.
Модернизируют и погранпереход Ростова-на-Дону, пропускная способность которого вырастет в 2,5 раза к 2028 году, согласно данным Росгранстроя. Сергей Денисов ожидает, что новые мощности привлекут в Азово-Черноморский бассейн дополнительные морские линии, что усилит конкуренцию и будет дестимулировать рост цен на терминальные услуги.
Это особенно актуально на фоне подорожания обработки грузов в Новороссийске на 50% с 2021 года, при том что сам порт показал снижение грузооборота до 94,1 млн тонн (-5,3% г/г) за семь месяцев 2025 года, по данным Ассоциации морских торговых портов.
Противоположная динамика у Туапсе, который нарастил объемы до 12,8 млн тонн (+3,6% г/г), что лишь подчеркивает растущее давление на существующую инфраструктуру и необходимость ее перераспределения.
По словам Сергея Денисова, пока часть грузопотока переключается на автотранспорт. Но и на этом направлении летом фиксировались проблемы: к августу среднее время доставки увеличилось по сравнению с июнем на треть. К началу сентября сроки стабилизировались. Например, доставка из Стамбула в Москву сегодня занимает примерно 20–22 дня в зависимости от времени пересечения границы с Грузией, через которую проходит автоперевозка из Турции в Россию. Замедление может быть связано с запуском грузинской стороной новой транзитной системы NCTS (New Computerised Transit System) с 1 июля 2025 года.
Обновленная процедура предполагает оформление транзитных грузов по европейской транзитной декларации (Т1) и по книжке МДП (международный таможенный транзитный документ). Как уточнил Сергей Денисов, грузинская сторона существенно увеличила число досмотров грузов, особенно сборных.
Рост спроса на малые партии и повышение ставок
Вместе с тем в июне—августе спрос на перевозку этой категории грузов из Турции в Россию увеличился на 20% год к году. Потребность малого и среднего бизнеса в небольших партиях отправлений остается стабильно высокой, подчеркнул Сергей Денисов. Категориями-лидерами стали текстиль, бытовая химия и оборудование.
Объем доставки крупных партий (FTL) за летние месяцы, напротив, снизился — к августу в три раза по сравнению с июнем, сообщила исполнительный директор VC Forwarding Екатерина Лазуткина. Она отметила: высокая ключевая ставка ограничивает возможности импортеров и вынуждает многих замораживать закупки, особенно учитывая накопленные складские запасы за последний год. В ответ на падение объемов автоперевозчики снижают тарифы на 10–15% для поддержания загрузки автопарка.
«Почта России» и «Монгол Шуудан» создадут сервис для крупногабаритных грузов до 500 кг
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

О новых участниках, конкурсах и возможностях крупнейшей выставки пищевой индустрии.