Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рост потребительских цен в январе составил 2,3%
Росстат опубликовал вчера оценку роста потребительских цен в январе 2008 года. Превысив ожидания экспертов, потребительские цены выросли на 2,3% — борьбу за вес в индексе потребительских цен вели услуги населению (в основном ЖКХ, на 20% выросли цены на газ) и продовольствие (на уровне до 20% дорожали овощи). Хотя инфляция января во многом обусловлена ежегодным пересмотром тарифов, «базовая инфляция», в которой эти изменения не учитываются, остается высокой — 1,1% — и, возможно, даже ускоряется.
Официальная цифра инфляции в январе 2008 года, опубликованная вчера Росстатом, оказалась выше ожиданий экономистов. Консенсус-прогноз агентства «Интерфакс» январской инфляции составил 2,1%, Росстат оценил рост потребительских1 цен в 2,3%. Рост цен в январе 2008 года существенно превышает соответствующий прошлогодний показатель, который составил 1,7%, а в декабре 2007 года потребительские цены выросли на 1,1%.
Данные Росстата свидетельствуют об ускорении инфляции. Если в январе 2007 года среднесуточный прирост цен составил 0,054%, то в январе 2008 года он ускорился до 0,074%. Увеличивается инфляция и в годовом выражении. Если в январе 2007 года по сравнению с январем 2006 года потребительские цены выросли на 8,2%, то в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года — на 12,6%.
Основной вклад в рост январской инфляции внесли услуги ЖКХ (11,8%). Только коммунальные услуги подорожали на 13,8%. Произошло это из-за единоразового увеличения тарифов на газ (в январе рост составил порядка 20%), отопление (13%) и электричество (13%). Напомним, что предельный рост коммунальных тарифов в 2008 году заложен правительством на уровне 17%, большая часть плана выполнена уже в январе. Рост стоимости платных услуг в первом месяце года оказался рекордным — 5,6%. «Власти должны четко контролировать рост тарифов, чтобы уложиться в годовой план»,— говорит Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Цены на непродовольственные товары в январе выросли незначительно — на 0,6%. А среди продовольственных товаров, которые подорожали на 1,9%, основной вклад в инфляцию внесла плодоовощная продукция. В январе она подорожала на 8,3%, тогда как годом ранее цены на плодоовощную продукцию выросли всего на 4%. Между тем в январе 2006 года сезонный рост цен на овощи и фрукты составил 11%. Лидерами роста цен стали капуста (20,3%), виноград (16,8%) и картофель (13,4%).
Данные об инфляции января не показывают существенного влияния на нее федерального и регионального «мораториев» на рост цен. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия в январе 2008 года выросли на 1,5% по сравнению с 0,6% в декабре 2007 года. Темпы роста цен на молочную продукцию сократились в январе до 2,3% с 2,5% в декабре. В то же время если в декабре сахар, не входящий в списки «мораториев», подешевел на 1%, то в январе подорожал на 2%.
Базовая инфляция, которая в определении Росстата «исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер», в январе составила 1,1%. Между тем Дмитрий Белоусов отмечает, что Росстат в расчет базовой инфляции включает изменение цен на молоко и молочные товары, «где рынок зарегулирован». Базовая инфляция, не учитывающая изменения цен на молоко и молочные товары, по расчетам экономиста, в январе составила 0,8%, в декабре 2007 года — 0,7%, а в январе 2007 года — 0,6%. Исходя из этого, можно говорить и об ускорении базовой (монетарной.— “Ъ”) инфляции, но, по мнению господина Белоусова, однозначно говорить о такой тенденции можно будет только по результатам первого квартала.
Фактически все опрошенные “Ъ” экономисты уверены в том, что рост потребительских цен в 2008 году составит порядка 10%. А Александр Морозов из HSBC прогнозирует инфляцию в 11,3% по итогам года. Впрочем, Дмитрий Белоусов считает, что у правительства все еще есть шансы удержать годовую инфляцию в рамках однозначной цифры. Он напомнил, что в январе 2006 года рост потребительских цен составил 2,4%, а годовая инфляция — 9%. «Но утверждать однозначно очень сложно. Ситуация только начинает формироваться. Более точные прогнозы можно будет делать по результатам первого квартала»,— оговаривается экономист.

Производитель элегантной одежды для женщин из Ульяновска делает ставку на развитие собственной розницы и высокий уровень сервиса.