Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне предпочитают минтай, форель и креветки — АКОРТ и Рыбный союз
Российские потребители стали чаще покупать минтай, форель, креветки и готовые блюда из рыбы, показал совместный мониторинг Ассоциации компаний розничной торговли и Рыбного союза, проведенный в преддверии Дня рыбака 13 июля.
Alexander Piragis/Shutterstock/Fotodom
По данным АКОРТ, общий спрос на рыбные продукты в сетевой рознице вырос за последний год в среднем на 4% в натуральном выражении. В топ-5 самых популярных позиций в категории рыбы и морепродуктов у покупателей торговых сетей вошли: охлажденная и замороженная форель, минтай, креветки, горбуша и сельдь.
Опрошенные АКОРТ ритейлеры отмечают значительный — более чем на 20% — рост спроса на замороженное филе из разных видов рыб (минтай, пангасиус, тилапия), обусловленный удобством и экономией времени на готовку.
Большинство федеральных ритейлеров за год увеличили ассортимент рыбы, особенно в сегменте замороженных продуктов и готовых блюд. Торговые сети «Лента» и «Глобус» отмечают рост спроса на запеченную и маринованную рыбу для гриля и запекания. В этом сегменте востребованы морской окунь, хек, навага, камбала, пангасиус, угольная рыба. Среди других растущих сегментов — очищенные креветки и замороженные морепродукты. Усиление спроса на эту продукцию отмечают «Магнит» и «Ашан». В «Азбуке вкуса» фиксируют значительный рост продаж замороженной рыбы.
«Данные АКОРТ свидетельствуют о заметном смещении спроса в сторону рыбных продуктов высокой степени переработки — филе, полуфабрикатов и готовых блюд. На фоне этого тренда доступный и простой в приготовлении минтай возвращает себе статус всенародно популярной рыбы. После многолетнего снижения мы второй год подряд наблюдаем повышение потребительского интереса к рыбной продукции, при этом она сохраняет высокий потенциал дальнейшего роста, особенно в сегменте готовой еды», — рассказал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
Аналитический центр Рыбного союза фиксирует кратное увеличение продаж готовых рыбных блюд: более чем на 800% с 2022 по 2024 годы в натуральном выражении и в деньгах. Сейчас, по данным аналитиков, на долю готовой еды приходится порядка 1–2% объемов рыбной категории. По оценкам Рыбного союза, рост продаж может продолжиться, хотя его темпы будут ниже из-за высокой базы.
«Готовая еда — ключ к развитию рыбной категории. Во-первых, она отвечает запросу потребителей: молодое поколение предпочитает разделанную продукцию, готовую к употреблению (ready-to-eat) или несложному приготовлению (ready-to-cook). Во-вторых, готовая еда позволяет стабилизировать цены: сырье — наиболее волатильный компонент, поэтому снижение его доли в готовой продукции позволит стабилизировать цены. Наконец, готовая еда создает мультипликативный эффект в экономике: производство готовой продукции состоит из большего числа этапов, чем товаропроводящая цепочка сырья. Модернизация производства, переработка, упаковка, маркетинг, более комплексная логистика привлекают инвестиции, создают рабочие места, а государство получает больше налогов», — прокомментировали в Рыбном Союзе.
Рыбный союз подтверждает двузначные темпы роста спроса на минтай и морепродукты. По расчетам союза на базе данных NTech, в январе—мае 2025 года продажи минтая в крупных федеральных торговых сетях выросли на 20% в натуральном и на 50% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Драйверы спроса — мороженое филе минтая (прибавило 25% в натуральном и на 60% в стоимостном выражении) и продукция в панировке (+55% в физическом и стоимостном выражении). Из-за подорожания трески потребители переключаются на более доступную белую рыбу.
Продажи креветок в сетевой рознице, по тем же данным, в январе—мае выросли в натуральном выражении на 7% и на 20% в деньгах. Продажи кальмара увеличились на 25% в физическом и на 35% в стоимостном выражении. Возможная причина роста популярности креветок — расширение ассортимента благодаря импортным поставкам из дружественных стран: Китая, Вьетнама, Ирана, Индии, Эквадора. Продажи кальмара растут, прежде всего, за счет продукции в панировке и готовых блюд (салаты, закуски, фритюр), и популярности кальмара в категории ЗОЖ благодаря диетическим свойствам продукта.
В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) отметили, что тренд на развитие глубокой переработки рыбы задали рыбаки: за последние семь лет выпуск мороженых рыбных филе и фарша вырос более чем в два раза. В том числе, объем категории «рыбный фарш» с 2020 года учетверился благодаря активному развитию производства фарша-сурими.
«Сурими — это сырье из филе белой рыбы (в России это минтай), которое идет на производство не только крабовых палочек, но также используется для выпуска практически не ограниченного спектра продукции как универсальная белковая рыбная паста», — пояснили в объединении.
АСРФ обращает внимание на то, что рыбаки обеспечивают не только растущие объемы, но и предлагают потребителю новый уровень качества. Поэтому отмеченный экспертами АКОРТ и Рыбного Союза рост спроса на минтай, в частности на филе из него, закономерен.
Минпромторг предложил ввести маркировку упакованных кормовых добавок

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.