Исследовательский холдинг «Ромир» задал респондентам один из традиционных вопросов — сколько денег нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для «нормальной жизни». Исследование проводится уже несколько лет подряд, что позволяет отслеживать динамику по материальным запросам жителей России.
Natee Meepian/shutterstock
Согласно полученным результатам, финансовые аппетиты россиян в текущем году выросли по сравнению с 2019 годом. Это произошло, в первую очередь, за счет увеличения числа запросов на семейный доход более 120 тысяч рублей в месяц — с 11% в 2019 году до 25% в нынешнем (см. гистограмму). Это самое высокое значение за всю историю наблюдений.
Доход от 90 до 120 тысяч рублей в месяц устроил бы 23% опрошенных. Кроме того, «нормальная жизнь» начнется с доходом от 60 до 90 тысяч для 28% россиян (против 30% в 2019). 17% опрошенных (против 25% в 2019) хватило бы 45–60 тысяч рублей, а 6% (против 10% в 2019) — от 30 до 45 тысяч рублей. Лишь по мнению 1% респондентов для «нормальной жизни» может хватить от 20 до 30 тысяч рублей. Доход до 20 тысяч практически никто не рассматривал, хотя десять лет назад подобный ответ дали 6% россиян.
Гистограмма. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающей в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально? (%)
Таким образом, по результатам текущего исследования в среднем российская семья их трех человек претендует на доход в 93 200 рублей в месяц (см. график). За два года финансовые запросы россиян выросли на 15 200 рублей или на 19,5%, а за год — на 7 500 рублей или 8,7%.
График. Средний желаемый доход (руб.) и средний номинальный доход (руб.) семьи при двух работающих. В текущем году указаны данные Росстата о средней номинальной заработной плате за второй квартал 2021 года.
«Финансовые запросы россиян по-прежнему растут, как и желание жить „нормально“. Пандемия ускорила этот процесс. Удивительно, но номинальные доходы по Росстату также продолжают расти, причем опережающими темпами. Но простые россияне даже в мечтах их пока не догнали», — отметил президент «Ромир», основатель MILE Group и доктор социологических наук Андрей Милехин.
В исследовании приняли участие 1500 россиян старше 18 лет, проживающих во всех типах городов во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
«Ромир» и Fix Price: пандемия не заставила россиян разлюбить походы по магазинам.
«Ромир»: веганы предпочитают Youtube, а мясоеды — «Первый канал».