Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
6 апреля 2010, 00:00 3160 просмотров

Ритейл хочет сертификатов

С 15 февраля 2010 года в России отменили обязательную сертификацию продуктов питания. Вернее, для начала резко сократили долю продукции, которая требует обязательного подтверждения безопасности, с 78 до 54% (для сравнения, в Европе сейчас 15%). В ближайшие годы этот показатель и вовсе уменьшится до 30%. Российское государство, стремясь соответствовать правилам игры в цивилизованных странах, постепенно минимизирует свою роль в сфере контроля за безопасностью продуктов и передает всю ответственность производителям. Вместо прежнего сертификата они теперь должны оформить декларацию соответствия своего товара принятым нормам и стандартам безопасности. Разработчики новых правил рассчитывают, что рано или поздно конкуренция сама удалит с российского рынка фальсификат, контрафакт и брак. Сразу отметим очевидный факт снижения нагрузки на бизнес. Стоимость декларации составляет 200 рублей, а сертификация обходилась предпринимателю от 3 до 15 тысяч рублей за позицию. К тому же в системе был задействован целый ряд государственных и коммерческих структур - испытательные центры, лаборатории, санэпидстанции, органы ветконтроля, что затягивало процедуру сертифицирования. Теперь же производитель сам формирует всю документацию и передает ее в орган сертификации для регистрации декларации. Правда, в этой самостоятельности как раз и кроется подвох. Для начала производитель обязан по всем правилам описать, идентифицировать свой продукт (по составу и свойствам), затем провести его испытания, проверить, насколько он соответствует нормам и нормативам, грамотно организовать и описать процессы перевозки товара и только после этого задекларировать. Выполнить эту работу по силам только высококлассным специалистам в сфере сертификации. В крупных компаниях они были всегда, а в мелких и средних, по моим оценкам, лишь в 10- 15 процентах случаев. Что остается остальным? Либо дотягивать уровень имеющихся сотрудников, что потребует времени (достаточно вспомнить, как долго мы учили волгоградских производителей грамотно маркировать свою продукцию), либо нанимать на рынке труда новых, что потребует денег. Когда предварительную работу по сертификации выполняли сотрудники органов по сертификации, они посещали предприятия и воочию изучали состояние цехов, технологии производства и хранения продукции. Теперь производителю априори доверяют, что он добьется идеала сам и грамотно опишет это в документах. Проверять же безопасность и качество продукции власти будут только на конечном этапе - в торговле. По новым правилам получается, что огромная ответственность ложится и на продавцов. Для страховки они уже вводят дополнительные меры самозащиты. Не секрет, что производители предпочитают иметь дело с розничными сетями в силу гарантированных объемов сбыта. И теперь сетевики четко заявили своим нынешним и потенциальным поставщикам: деклараций нам мало, обеспечьте также добровольную сертификацию. Тот, кто хочет войти в сеть, естественно, пойдет на эти траты. Более того, крупные производители и без подсказок сетей уже вышли на добровольную сертификацию как еще одну гарантию своего честного имени и стабильного качества продукции. А вот мелким и средним компаниям, которым раньше удалось проникнуть в сети, придется раскошелиться или уйти на реализацию в палатки и киоски. Что мы будем иметь в этом секторе мелкооптовой и розничной торговли? Доля добровольно сертифицированной продукции там будет невысока. Немалое количество бизнесменов воспользуются предложенной государством возможностью сэкономить, и кто вольно, а кто невольно (из-за отсутствия квалифицированных кадров) погонит в торговлю не слишком безопасную продукцию. Насколько велик масштаб этого потока, мы, к сожалению, узнаем не скоро. Ведь по нынешним законам малый и средний бизнес проверять можно раз в три года. Так что единственным показателем, подтверждающим этот тезис, станет число кишечных отравлений в жаркие дни лета. Предполагаю, что мы увидим их очевидный рост по сравнению с прошлыми годами именно вследствие отмены обязательной сертификации товаров. Минимизировать эти неприятные последствия переходного периода можно ужесточением наказаний за поставку фальсифицированной, контрафактной и некондиционной продукции. Пока же Роспотребнадзор может разве что выписать нарушителям предписание об устранении недостатков или наложить смехотворный штраф в пределах 10 тысяч рублей. Кого этим испугаешь? Таким образом, на мой взгляд, российский менталитет не готов к полной отмене сертификации. Более того, в Европе тоже усиливают контроль и вводят тройной уровень ответственности за продукт как на уровне производителя, так на уровне дистрибьютора и продавца. РГ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Актуально
Где и как продавать мебель в 2024 году?
609
Как изменилось поведение покупателей, какова конъюнктура рынка и чего ожидать.
Денис Аникин, бренд Alexander Bogdanov: «За год мы продали на 20% больше изделий, помогли открытия новых магазинов и продвижение»
1013
Премиальный бренд одежды расширяет каналы продаж и ассортимент, переформатирует магазины, актив...
MosHome 2024: must have для тех, кто ищет новых партнеров по поставкам
1215
Гид по международной выставке потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха.
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
483
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Ритейл хочет сертификатов С 15 февраля 2010 года в России отменили обязательную сертификацию продуктов питания. Вернее, для начала резко сократили долю продукции, которая требует обязательного подтверждения безопасности, с 78 до 54% (для сравнения, в Европе сейчас 15%). В ближайшие годы этот показатель и вовсе уменьшится до 30%. Российское государство, стремясь соответствовать правилам игры в цивилизованных странах, постепенно минимизирует свою роль в сфере контроля за безопасностью продуктов и передает всю ответственность производителям. Вместо прежнего сертификата они теперь должны оформить декларацию соответствия своего товара принятым нормам и стандартам безопасности. Разработчики новых правил рассчитывают, что рано или поздно конкуренция сама удалит с российского рынка фальсификат, контрафакт и брак. Сразу отметим очевидный факт снижения нагрузки на бизнес. Стоимость декларации составляет 200 рублей, а сертификация обходилась предпринимателю от 3 до 15 тысяч рублей за позицию. К тому же в системе был задействован целый ряд государственных и коммерческих структур - испытательные центры, лаборатории, санэпидстанции, органы ветконтроля, что затягивало процедуру сертифицирования. Теперь же производитель сам формирует всю документацию и передает ее в орган сертификации для регистрации декларации. Правда, в этой самостоятельности как раз и кроется подвох. Для начала производитель обязан по всем правилам описать, идентифицировать свой продукт (по составу и свойствам), затем провести его испытания, проверить, насколько он соответствует нормам и нормативам, грамотно организовать и описать процессы перевозки товара и только после этого задекларировать. Выполнить эту работу по силам только высококлассным специалистам в сфере сертификации. В крупных компаниях они были всегда, а в мелких и средних, по моим оценкам, лишь в 10- 15 процентах случаев. Что остается остальным? Либо дотягивать уровень имеющихся сотрудников, что потребует времени (достаточно вспомнить, как долго мы учили волгоградских производителей грамотно маркировать свою продукцию), либо нанимать на рынке труда новых, что потребует денег. Когда предварительную работу по сертификации выполняли сотрудники органов по сертификации, они посещали предприятия и воочию изучали состояние цехов, технологии производства и хранения продукции. Теперь производителю априори доверяют, что он добьется идеала сам и грамотно опишет это в документах. Проверять же безопасность и качество продукции власти будут только на конечном этапе - в торговле. По новым правилам получается, что огромная ответственность ложится и на продавцов. Для страховки они уже вводят дополнительные меры самозащиты. Не секрет, что производители предпочитают иметь дело с розничными сетями в силу гарантированных объемов сбыта. И теперь сетевики четко заявили своим нынешним и потенциальным поставщикам: деклараций нам мало, обеспечьте также добровольную сертификацию. Тот, кто хочет войти в сеть, естественно, пойдет на эти траты. Более того, крупные производители и без подсказок сетей уже вышли на добровольную сертификацию как еще одну гарантию своего честного имени и стабильного качества продукции. А вот мелким и средним компаниям, которым раньше удалось проникнуть в сети, придется раскошелиться или уйти на реализацию в палатки и киоски. Что мы будем иметь в этом секторе мелкооптовой и розничной торговли? Доля добровольно сертифицированной продукции там будет невысока. Немалое количество бизнесменов воспользуются предложенной государством возможностью сэкономить, и кто вольно, а кто невольно (из-за отсутствия квалифицированных кадров) погонит в торговлю не слишком безопасную продукцию. Насколько велик масштаб этого потока, мы, к сожалению, узнаем не скоро. Ведь по нынешним законам малый и средний бизнес проверять можно раз в три года. Так что единственным показателем, подтверждающим этот тезис, станет число кишечных отравлений в жаркие дни лета. Предполагаю, что мы увидим их очевидный рост по сравнению с прошлыми годами именно вследствие отмены обязательной сертификации товаров. Минимизировать эти неприятные последствия переходного периода можно ужесточением наказаний за поставку фальсифицированной, контрафактной и некондиционной продукции. Пока же Роспотребнадзор может разве что выписать нарушителям предписание об устранении недостатков или наложить смехотворный штраф в пределах 10 тысяч рублей. Кого этим испугаешь? Таким образом, на мой взгляд, российский менталитет не готов к полной отмене сертификации. Более того, в Европе тоже усиливают контроль и вводят тройной уровень ответственности за продукт как на уровне производителя, так на уровне дистрибьютора и продавца. РГпоставщики, сертификацияРитейл хочет сертификатов
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/riteyl-khochet-sertifikatov/2010-04-06


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052