Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Продажа складов класса А по блокам набирает популярность в Московском регионе
На рынке складской недвижимости Московского региона стало активно развиваться ранее редкое направление — продажа современных логистических объектов класса А по блокам. Совместное исследование NF GROUP и Parametr показало, что за последний год суммарный интерес к блокам площадью от 2 тыс. кв. м превысил 1,1 млн кв. м. При этом 83% запросов поступило от конечных пользователей, а наибольший спрос пришелся на блоки площадью от 5 до 10 тыс. кв. м.
Dusan Petkovic/Shutterstock/Fotodom
Рынок спекулятивной складской недвижимости в Московском регионе традиционно ориентирован на аренду. С 2010 по 2024 год сделки купли-продажи готовых объектов без арендного потока составили лишь 5,8% от общего объема, что эквивалентно 1,39 млн кв. м. Предложение таких объектов также оставалось крайне ограниченным: только 5% от общего объема нового строительства за этот период предусматривали возможность продажи. Как правило, на рынок выводились здания целиком или крупные блоки, тогда как формат продажи малых блоков класса, А практически не был представлен.
Пик таких сделок пришелся на 2019 год (14,8% от годового объема), а минимум — на 2016-й (0,6%). Всего за этот период в таком формате было реализовано 1,39 млн кв. м. При этом рынок практически не предлагал к продаже отдельные блоки в составе логистических комплексов: покупателям приходилось либо заказывать строительство по схеме build-to-suit с минимальным порогом от 15 тыс. кв. м, либо приобретать здания целиком.
За последние пять лет, на фоне роста складского рынка, инвестиции в объекты без арендного потока увеличились с 2,3 млрд руб. в 2020 году до 34,5 млрд руб. в 2024-м. За тот же период объем приобретенных площадей вырос в десять раз — с 60 тыс. до 650 тыс. кв. м.
Тем не менее, спрос на владение складской недвижимостью последовательно растет, особенно на фоне снижения доступного предложения для аренды. Согласно данным Parametr, за последний год совокупный объем запросов на блоки класса, А площадью от 2 тыс. кв. м составил 1,1 млн кв. м. Наиболее востребован формат площадью от 5 до 10 тыс. кв. м — на него приходится 39% от общего количества запросов. Далее следуют блоки 10–20 тыс. кв. м (23%) и свыше 20 тыс. кв. м (23%). Наименьшая доля (15%) приходится на блоки от 2 до 5 тыс. кв. м.
Источник: NF Group
Доля запросов от конечных пользователей составила 83% от общего объема, оставшиеся 17% — от инвесторов. Внутри пользовательского сегмента лидирует оптово-розничная торговля (47%), далее следуют производство (19%) и логистика (11%). Наименьший интерес отмечен со стороны e-commerce — 6%. Среди наиболее активных отраслей — электроника и IT (12% запросов), а также пищевая промышленность (11%). За ними — стройматериалы (9%), грузоперевозки и товары народного потребления (по 6%), алкогольная продукция (4%). В десятку также вошли автомобильная промышленность, металлообработка, мебель и текстиль. Прочие отрасли сформировали совокупный спрос на уровне 23%.
Источник: NF Group
«До недавнего времени покупка склада подразумевала либо заказ объекта по схеме build-to-suit с минимальным порогом в 15 тыс. кв. м, либо поиск здания целиком. Покупка меньших блоков была недоступна — рынок просто не предлагал такого формата. Сейчас ситуация начинает меняться — появляются профессионально построенные и управляемые склады класса, А с возможностью покупки небольших блоков от 5 тыс. кв. м. Это открывает рынок для малого и среднего бизнеса и отвечает на давно сформированный спрос. Мы ожидаем, что в ближайшие годы объем предложения спекулятивных блоков на продажу будет расти на фоне развития малого и среднего предпринимательства, от которых будут исходить запросы на площади подобного формата», — сообщил Константин Фомиченко, партнер NF GROUP.
Согласно данным NF GROUP, по итогам 2025 года ожидается ввод 75 тыс. кв. м спекулятивных площадей с возможностью продажи. При этом 20 тыс. кв. м из этого объема — блоки девелопера Parametr, что составляет 26% от всех новых объектов подобного формата.
Российский рынок мультитемпературных складов демонстрирует рекордный рост
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Дона Ромашова, «Яндекс Лавка»: «В 2024 году рост продаж СТМ в «Яндекс Лавке» составил 150%»
Как онлайн-ритейлер развивает собственные марки в разных продуктовых категориях и ценовых сегментах.