Россияне совершают спонтанные покупки, жалуются на неисправные смартфоны Apple в три раза чаще, чем на Samsung, а подростки консультируются с юристами, чтобы купить энергетики.
20% покупок жители России совершают необдуманно и хотят их вернуть. Об этом говорит исследование юридического онлайн-сервиса Правовед.ru, проанализировавшего более 70 000 тысяч вопросов пользователей юристам в сфере защиты потребительского права за 5 лет.
Чаще всего пользователей интересует вопрос, как сдать товар в случае его неисправности и получить обратно деньги. Однако в 20% случаев пользователи хотят вернуть товар, который они приобрели спонтанно, зачастую в кредит. Товар полностью пригоден к использованию, однако потребитель осознал ненужность покупки.
Напомним, что по российскому законодательству нельзя возвращать качественные технически-сложные товары, а также ряд других непродовольственных товаров, например, ювелирные изделия, средства личной гигиены. Каждая вторая необдуманная покупка – это технически-сложный товар: смартфон, телевизор, фен и т.д.
И если 20% вопросов связано со спонтанными покупками, то 80% - вопросы, связанные с качеством товаров или услуг, которые приобрели пользователи, недостоверной информацией, навязанных товарах и услугах и т.д.
Наибольшее количество обращений в категории потребительского права приходит в связи с неисправной техникой - 42%, мебелью - 8%. Третья по уровню недовольства категория - обучающие курсы, около 7%. В частности, люди хотят компенсации от автошколы, когда не сдали экзамен на получение водительских прав, недовольны качеством курсов по иностранным языкам или просто передумали их посещать.
Поскольку более 40% вопросов относятся к разрешению споров о покупке электронной техники, Правовед.ru определил, с какими магазинами у пользователей возникают проблемы.
Чаще всего люди сталкиваются с неисправными устройствами, купив их в Связном - около 30% вопросов про технические товары идут в контексте с данной сетью, второе место (20%) получил DNS TechnoPoint, дискаунтер цифровой и бытовой техники, на третьем месте с небольшим отставанием (чуть меньше 20%) — М.Видео.
Около 25% вопросов пользователей в сфере защиты прав потребителей связаны с приобретением мобильных устройств. Если сравнить два самых известных бренда смартфонов — Samsung и Apple, — то обращения от пользователей iPhone поступают в три раза чаще, чем от обладателей смартфонов от Samsung.
Продажа неисправных товаров становится предметом споров в 80% случаев, оказание некачественных услуг - всего в 20%. Эксперты Правовед.ru объясняют это низкой правовой грамотностью: зачастую условия подписанного пользователем договора крайне туманны или не имеют юридической силы, но в сознании потребителя любой договор - это официальный документ, которому стоит верить. Кроме того, доказать неисправность товара проще, чем оспорить качество предоставленных услуг.
Еще один примечательный факт исследования - подростки интересуются регулированием продажи безалкогольных энергетических напитков. Несовершеннолетние потребители задали около 400 вопросов на тему продажи энергетиков лицам до 18 лет, 15% - из Москвы, по 7% из Санкт-Петербурга, Ростовской и Свердловской областей.