E-commerce. Маркетплейсы
Исследования и рейтинги
1 февраля 2024, 13:58 2931 просмотр

Ozon: за год число жертв мошенников при оплате покупок онлайн сократилось на треть

Количество обманутых мошенниками россиян при совершении покупок в интернете остается высоким, но снизилось за год на 22% — c 66% до 44%. Потребители стали лучше разбираться в основных правилах безопасной оплаты банковскими картами. Помимо этого, почти три четверти (70%) из них сегодня оценивают свой уровень финансовой грамотности как высокий или очень высокий. В этих условиях социальные инженеры стали чаще использовать более сложные сценарии для обмана своих жертв, — таковы данные исследования, проведенного «Ozon Банком».

Источник: Ozon

Источник: Ozon

Сколько и как крадут социальные инженеры

В половине случаев (51%) мошенникам удалось украсть не более 5 000 рублей, еще в 13% краж — получить сумму от 5 000 до 10 000 рублей. Украсть от 10 000 до 20 000 рублей социальные инженеры смогли у 8% россиян. Еще 4% респондентов ответили, что с их карт с помощью обмана перевели от 20 000 до 50 000 рублей. Украсть больше 100 000 рублей мошенникам удалось только у двух россиян из 100. Максимальный размер кражи составил 300 000 рублей.

Звонки по телефону по-прежнему остаются основным способом мошенников связаться с своими жертвами. Большинство россиян (65%) получали звонки социальных инженеров, еще трети респондентов (36%) мошенники писали в мессенджеры, каждому пятому опрошенному (22%) отправляли сообщения в социальные сети, еще 20% потребителей получали на электронную почту мошеннические письма.

При этом сокращается использование традиционных сценариев для обмана людей — как при попытке украсть деньги с помощью телефонных звонков, так и в интернете. Им на смену приходят новые, более сложные и многоступенчатые схемы.

Как обманывают по телефону: лжесотрудниики правоохранительных органов и ЦБ, звонки с просьбой сгенерировать QR-код

Схема со звонками под видом сотрудников банков, которые просят предоставить данные карт для остановки подозрительных операций, остается самой популярной у телефонных мошенников. Такие звонки получили 43% россиян.

При этом почти стольким же (42%) респондентам звонили якобы представители правоохранительных органов, которые хотели узнать данные банковских карт. С каждым пятым россиянином (20%) связывались «сотрудники» ЦБ с целью узнать личную платежную информацию. Еще одним новым популярным сценарием у мошенников стали звонки от лжесотрудников банков с просьбой сгенерировать QR-код для предотвращения несанкционированного снятия денег. С такой просьбой звонили каждому третьему россиянину (30%).

Обман в интернете: фейковые предложения дополнительного заработка и несуществующие курсы о торговле ценными бумагами

В 2023 году остались распространенными схемы, с помощью которых мошенники обманывают россиян в интернете: призывы перевести деньги для помощи нуждающимся; личные сообщения с просьбой одолжить денег от знакомых и друзей, чьи аккаунты были взломаны; ввод банковских данных на сайтах-двойниках, которые имитируют интернет-страницы популярных ресурсов. С такими схемами сталкивались 41%, 40% и 25% россиян соответственно.

Мошенники также стали использовать новые схемы обмана. Во многом, это связано с тем, что россияне стали лучше знать основные правила безопасной оплаты банковскими картами. Из-за этого социальным инженерам приходится придумывать новые и более сложные схемы обмана.

Каждому четвертому россиянину (27%) предлагали в этом году подработку, для которой нужно было оформить специальную зарплатную карту и оплатить ее изготовление. Для этого нужно было ввести данные своей карты, после чего социальные инженеры получили доступ к средствам на ней.

Еще 17% опрошенных получили предложение пройти и оплатить курсы, которые помогли бы научиться торговле ценными бумагами. Каждый десятый россиянин (10%) получал предложение купить доступ к конфиденциальной информации о себе, собранную якобы с помощью умных чат-ботов. Только 14% респондентов сказали, что не сталкивались с мошенничеством в интернете.

Россияне знают основные правила безопасного использования банковских карт и покупок в интернете

Большинство опрошенных (89%) знают, что нельзя разглашать данные своей карты (номер, пин-код, CVV-код). Еще 66% не верят заманчивым предложениям быстрого высокого дохода, 62% респондентов знают о необходимости оплаты только на официальных сайтах интернет-магазинов, столько же — о том, что нельзя разглашать данные своей банковской карты даже сотрудникам банка. Половина россиян (50%) не открывают файлы от неизвестных отправителей.

При этом лишь треть россиян (33%) регулярно меняют пароли для входа в интернет и мобильные банки. Почти столько же (32%) пользуются отдельной картой для оплаты покупок в сети и держат на ней лишь необходимую сумму. Каждый четвертый (25%) опрошенный внимательно проверяет название интернет-магазина в адресной строке в браузере.

Высоко оценивают собственный уровень финансовой грамотности и считают себя доверчивыми

Половина россиян (50%) считают высоким свой уровень финансовой грамотности (оценили на 7 или 8 баллов из 10), а каждый пятый респондент (20%) и вовсе назвал свои познания в финансах отличными (9 или 10 баллов из 10). При этом еще четверть респондентов (23%) считают свои познания «средними» (5 или 6 баллов из 10). Только 7% сказали, что у них плохой уровень финансовой грамотности (от 0 до 4 баллов из 10).

При этом россияне также говорят о высоком уровне доверия к незнакомым людям. Немногим меньше половины опрошенных (42%) оценили свой уровень доверчивости как высокий (7 или 8 баллов из 10) или очень высокий (9 или 10 баллов из 10). В целом, скорее доверяют остальным 28% респондентов (5 или 6 баллов из 10). Лишь треть россиян (30%) сказали, что они скорее относятся без особого доверия к окружающим (от 0 до 4 баллов из 10).

«МТС Банк» и Ozon fresh: молодежь скупает книги и снеки

Ozon планирует открыть в Приамурье новый сортировочный центр

Логотип Ozon

Ozon

Ozon — российский интернет-магазин, предоставляющий своим покупателям более 100 млн то...

Подробнее о компании
Статья относится к тематикам: E-commerce. Маркетплейсы, Исследования и рейтинги
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Актуально
Собственное производство позволяет сети поселковых магазинов конкурировать с федеральными игроками.
Как селлеру получить скидку от китайских продавцов и не попасться на их уловки
158
Особенности работы с китайскими поставщиками и нюансы в стратегии закупок.
«Ашан» возвращает баллы вместо денег и повышает лояльность
2746
Сеть внедрила новый инструмент для работы с возвратами на кассах.
Евгений Шевченко, владелец мастер-франшизы «Пятёрочки»: «Запуск магазинов сети в Якутске – пилотный проект для меня в ритейле, но не первый в бизнесе»
1917
«Пятёрочка» впервые вышла в новый регион через мастер-франшизу. Как сеть будет развиваться в Якутии?
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Ozon: за год число жертв мошенников при оплате покупок онлайн сократилось на треть

Количество обманутых мошенниками россиян при совершении покупок в интернете остается высоким, но снизилось за год на 22% — c 66% до 44%. Потребители стали лучше разбираться в основных правилах безопасной оплаты банковскими картами. Помимо этого, почти три четверти (70%) из них сегодня оценивают свой уровень финансовой грамотности как высокий или очень высокий. В этих условиях социальные инженеры стали чаще использовать более сложные сценарии для обмана своих жертв, — таковы данные исследования, проведенного «Ozon Банком».

Источник: Ozon

Источник: Ozon

Сколько и как крадут социальные инженеры

В половине случаев (51%) мошенникам удалось украсть не более 5 000 рублей, еще в 13% краж — получить сумму от 5 000 до 10 000 рублей. Украсть от 10 000 до 20 000 рублей социальные инженеры смогли у 8% россиян. Еще 4% респондентов ответили, что с их карт с помощью обмана перевели от 20 000 до 50 000 рублей. Украсть больше 100 000 рублей мошенникам удалось только у двух россиян из 100. Максимальный размер кражи составил 300 000 рублей.

Звонки по телефону по-прежнему остаются основным способом мошенников связаться с своими жертвами. Большинство россиян (65%) получали звонки социальных инженеров, еще трети респондентов (36%) мошенники писали в мессенджеры, каждому пятому опрошенному (22%) отправляли сообщения в социальные сети, еще 20% потребителей получали на электронную почту мошеннические письма.

При этом сокращается использование традиционных сценариев для обмана людей — как при попытке украсть деньги с помощью телефонных звонков, так и в интернете. Им на смену приходят новые, более сложные и многоступенчатые схемы.

Как обманывают по телефону: лжесотрудниики правоохранительных органов и ЦБ, звонки с просьбой сгенерировать QR-код

Схема со звонками под видом сотрудников банков, которые просят предоставить данные карт для остановки подозрительных операций, остается самой популярной у телефонных мошенников. Такие звонки получили 43% россиян.

При этом почти стольким же (42%) респондентам звонили якобы представители правоохранительных органов, которые хотели узнать данные банковских карт. С каждым пятым россиянином (20%) связывались «сотрудники» ЦБ с целью узнать личную платежную информацию. Еще одним новым популярным сценарием у мошенников стали звонки от лжесотрудников банков с просьбой сгенерировать QR-код для предотвращения несанкционированного снятия денег. С такой просьбой звонили каждому третьему россиянину (30%).

Обман в интернете: фейковые предложения дополнительного заработка и несуществующие курсы о торговле ценными бумагами

В 2023 году остались распространенными схемы, с помощью которых мошенники обманывают россиян в интернете: призывы перевести деньги для помощи нуждающимся; личные сообщения с просьбой одолжить денег от знакомых и друзей, чьи аккаунты были взломаны; ввод банковских данных на сайтах-двойниках, которые имитируют интернет-страницы популярных ресурсов. С такими схемами сталкивались 41%, 40% и 25% россиян соответственно.

Мошенники также стали использовать новые схемы обмана. Во многом, это связано с тем, что россияне стали лучше знать основные правила безопасной оплаты банковскими картами. Из-за этого социальным инженерам приходится придумывать новые и более сложные схемы обмана.

Каждому четвертому россиянину (27%) предлагали в этом году подработку, для которой нужно было оформить специальную зарплатную карту и оплатить ее изготовление. Для этого нужно было ввести данные своей карты, после чего социальные инженеры получили доступ к средствам на ней.

Еще 17% опрошенных получили предложение пройти и оплатить курсы, которые помогли бы научиться торговле ценными бумагами. Каждый десятый россиянин (10%) получал предложение купить доступ к конфиденциальной информации о себе, собранную якобы с помощью умных чат-ботов. Только 14% респондентов сказали, что не сталкивались с мошенничеством в интернете.

Россияне знают основные правила безопасного использования банковских карт и покупок в интернете

Большинство опрошенных (89%) знают, что нельзя разглашать данные своей карты (номер, пин-код, CVV-код). Еще 66% не верят заманчивым предложениям быстрого высокого дохода, 62% респондентов знают о необходимости оплаты только на официальных сайтах интернет-магазинов, столько же — о том, что нельзя разглашать данные своей банковской карты даже сотрудникам банка. Половина россиян (50%) не открывают файлы от неизвестных отправителей.

При этом лишь треть россиян (33%) регулярно меняют пароли для входа в интернет и мобильные банки. Почти столько же (32%) пользуются отдельной картой для оплаты покупок в сети и держат на ней лишь необходимую сумму. Каждый четвертый (25%) опрошенный внимательно проверяет название интернет-магазина в адресной строке в браузере.

Высоко оценивают собственный уровень финансовой грамотности и считают себя доверчивыми

Половина россиян (50%) считают высоким свой уровень финансовой грамотности (оценили на 7 или 8 баллов из 10), а каждый пятый респондент (20%) и вовсе назвал свои познания в финансах отличными (9 или 10 баллов из 10). При этом еще четверть респондентов (23%) считают свои познания «средними» (5 или 6 баллов из 10). Только 7% сказали, что у них плохой уровень финансовой грамотности (от 0 до 4 баллов из 10).

При этом россияне также говорят о высоком уровне доверия к незнакомым людям. Немногим меньше половины опрошенных (42%) оценили свой уровень доверчивости как высокий (7 или 8 баллов из 10) или очень высокий (9 или 10 баллов из 10). В целом, скорее доверяют остальным 28% респондентов (5 или 6 баллов из 10). Лишь треть россиян (30%) сказали, что они скорее относятся без особого доверия к окружающим (от 0 до 4 баллов из 10).

«МТС Банк» и Ozon fresh: молодежь скупает книги и снеки

Ozon планирует открыть в Приамурье новый сортировочный центр

Ozon, исследование, безопасность, покупатели, онлайн-ритейлOzon: за год число жертв мошенников при оплате покупок онлайн сократилось на треть
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/ozon-za-god-chislo-zhertv-moshennikov-pri-oplate-pokupok-onlayn-sokratilos-na-tr-1-fevralya-2024-237248/2024-02-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052