Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Отраслевые ассоциации выступили против законопроекта о «российской полке»
Члены межотраслевого экспертного совета (МЭС) и семь объединений производителей и поставщиков продуктов питания обратились к правительству с просьбой отказаться от поддержки законопроекта о «российской полке». Среди противников инициативы — Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальная мясная ассоциация, Союзмолоко, Рыбный союз и другие. Копия письма на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 27 мая есть в распоряжении «Ведомостей».
Фото: Ekaterina Byuksel / Shutterstock / Fotodom
Законопроект, обсуждаемый с 2023 года, обяжет ритейлеров выделять часть полок под товары российского и евразийского производства. Сейчас документ находится на рассмотрении в правительстве, и в ближайшее время его планируют внести в Госдуму. Инициативу поддерживает Минпромторг, но ранее против неё выступали ФАС и Минэкономразвития, указывая на возможные ограничения для иностранных инвесторов, локализовавших производство в России.
Производители и ритейлеры считают, что закон нарушает принципы свободной конкуренции, вынуждая сети работать с определенными поставщиками. Кроме того, под ограничения могут попасть международные компании, которые производят товары в России, платят налоги и создают рабочие места, но не смогут претендовать на «национальную полку».
Исполнительный директор Национального союза хлебопечения Рустам Айдиев отметил, что отрасль опасается дальнейшего регулирования взаимоотношений между поставщиками и сетями. Гендиректор Союзмолока Артем Белов добавил, что закон может негативно сказаться на сельском хозяйстве и переработке.
В письме также указывается на сложности внедрения новых правил из-за разнообразия форматов магазинов. АКОРТ и Союзмолоко предлагают альтернативные меры поддержки отечественных производителей — налоговые льготы, субсидии на НИОКР и маркетинговую помощь. По данным ассоциации, доля российских продуктов в магазинах уже достигает 80–99% в зависимости от категории.
Законопроект планируется ввести с 1 марта 2026 года, но его окончательная редакция ещё может измениться.
Законопроект о «национальной полке» готовят к внесению в Госдуму
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Дона Ромашова, «Яндекс Лавка»: «В 2024 году рост продаж СТМ в «Яндекс Лавке» составил 150%»
Как онлайн-ритейлер развивает собственные марки в разных продуктовых категориях и ценовых сегментах.