• Обучение на Retail.ru
  • Семинары
  • Обучающие компании
  • Преподаватели
  • Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


    Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru. 


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
2682

Поделиться

Новую версию закона о торговле дополнили нормами дискриминации крупных сетей

Минэкономразвития продолжает разработку закона о торговле. В одной из последних рабочих версий документа, как отмечают ритейлеры, розничной торговле сделаны определенные уступки. В целом законопроект предполагает существенную либерализацию правил открытия и ведения торговли, но содержит два нововведения, которые полностью его перекрывают,-- возможность прямого временного регулирования цен в торговле и возможность дискриминации крупных торговых сетей в пользу мелких региональных.

К началу февраля появилась очередная рабочая версия законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Напомним, закон с 2006 года разрабатывается Минэкономразвития (МЭРТ), предложения в него вносят Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минсельхоз, при этом первые версии документа розничный бизнес воспринял чрезвычайно негативно. Версия законопроекта на начало февраля, обсуждаемая сейчас МЭРТ, существенно скорректирована в пользу торгового бизнеса.

В целом закон о торговле претендует на то, чтобы стать рамочным документом для осуществления любой торговой деятельности, за исключением торговли услугами, биржевой торговли, финансовыми операциями, лотереями, лекарствами, билетами. Из-под регулирования закона выводится и вся торговля на розничных рынках. Таким образом, закон применим к оптовой и розничной торговле -- близко к складывающемуся в России понятию ритейла.

В нынешней версии проекта базовым принципом осуществления торговли в РФ, как и предполагалось ранее, является декларирование торговой деятельности -- оно в теории отменяет разрешительный принцип для любых видов торговли. Обнаруженные в законе ограничения касаются лишь "крупных торговых объектов" площадью свыше 2 тыс. кв. м, размещение которых возможно лишь с фактического разрешения региональных органов власти, поскольку они должны учитывать не раскрытые в законе "нормативы обеспеченности населения торговыми объектами", градостроительным планам, "проектам благоустройства и планировки территории" региона. В целом ограничения, заложенные в документ, касаются именно взаимоотношения крупных федеральных сетей и местных властей, причем в пользу последних. Так, акцент на "местном" регулировании делается в проекте переходных положений закона: до разработки федеральных норм местным властям предписывается разрабатывать местные нормы регулирования ритейла. Наконец, региональным властям проект передает одно из главных полномочий в регулировании мелкой торговли -- право определять правила проведения конкурсов на создание нестационарных объектов торговли.

Отметим, идеология "борьбы" местного торгового бизнеса и местных производителей с федеральным ритейлом де-факто провозглашалась главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым. В нынешней версии закона глав от Минсельхоза нет (министерство разрабатывает их отдельно), однако эти идеи в документ от МЭРТ включены. Нормы от ФАС, напротив, присутствуют -- они тоже направлены на регулирование работы крупных сетей, но несколько смягчены. Кроме того, в закон прямо заложены нормы дискриминации крупного ритейла: власти предполагается давать право ограничивать время работы крупных магазинов. Напомним, эта норма разрабатывалась МЭРТ еще в 2005 году в качестве средства поддержки мелкого торгового бизнеса, вытесняемого федеральными сетями. Вчера Союз независимых сетей России (ассоциация некрупных сетей и магазинов, созданная в 2006 году) в своем заявлении поддержал эту норму, заявив, что предлагает для поддержки "национально ориентированной торговли" запретить работу гипермаркетов в России (более 5 тыс. кв. м площади) после 22 часов.

Крупный ритейловый бизнес поблажки МЭРТ считает не слишком значимыми, считая нормы закона по-прежнему опасными для себя. Совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий говорит, что "все поблажки, которые делает МЭРТ, не имеют никакого значения. Больше всего нас волнует, согласится ли ФАС увеличить установленные в законопроекте пороги доминирования для сетей. Пока компромисс не найден". Заместитель гендиректора "Мосмарта" Семен Слуцкий соглашается с ним: "Конечно, есть более серьезные нормы законопроекта, которые мы хотели бы изменить. Тем не менее мы рады, что несколько пунктов, пусть и не очень значительных, МЭРТ уже убрал. Любая смягченная норма законопроекта означает уменьшение административного давления для нас".

Отметим, ритейл уже практически не сопротивляется наиболее опасной норме, заложенной в законопроект,-- предоставлению федеральному правительству права вводить на срок до 180 дней "максимальных цен или наценок на товары первой необходимости". В законе "товары первой необходимости" не определены, определена лишь общими словами возможная мотивация правительства для составления списка товаров для госрегулирования: "в случае совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое и неконтролируемое повышения цен" на такие товары; и еще более расплывчато: "в целях поддержания стабильной социальной обстановки". Судя по всему, эта норма сохранится в более поздних версиях документа, в том числе перед передачей его в Госдуму в апреле 2008 года.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Дмитрий Байраков, Food Fresh: «Наша концепция – магазин в духе «Елисеевского»»

Сервис доставки премиальных продуктов выходит в офлайн и открывает гастроном в центре Москвы.

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами